История нашего родства Глава 10

                Род Андрея Никитича Добренко.

  Из воспоминаний младшей сестры А.Н.Добренко, Любови Никитичны.
      Записано по рассказам её внучки Емцевой Ольги Ивановны.

   Тяжёлый и многолетний труд на кубанской земле-кормилице принёс свои долгожданные результаты. Все члены семьи Никиты
стали зажиточными крестьянами, во всём был достаток. Появились свободные деньги, на которые он отправил своих сыновей Андрея и Василия в город учиться. Первый мечтал стать офицером, а второй писателем и корреспондентом. Благодаря отцу, их мечты сбылись.
   Окончив учёбу, Андрей попал служить в Питер при Императоре Российском Николае Втором. Был конвоиром в Конвое Его Императорского Величества. Высокий, подтянутый, всегда опрятный молодой офицер успевал заниматься не только воинской службой. Андрей был весь в отца, всесторонне развитый, начитанный. Своими уникальными умственными способностями он охватывал многие жизненно важные вопросы, умел быстро принимать решения в трудных ситуациях. Владел прекрасным голосом и пел в хоре казаков перед Государем. У него было и  своё увлечение, он любил шить. Это ремесло с детства полюбилось ему. Муж старшей сестры Анны, Александр был профессиональным портным. Вместе с младшей сестрой Любой они делали первые стежки, изучали дома азы этого непростого дела. А теперь Андрей уже с легкостью мог сам снять мерку, раскроить и сшить приличный костюм. Учёба шла легко, настало время каникул.
    Родные места ждут своих повзрослевших сыновей. Проделав долгий и нелегкий путь через весь центр России, Андрей с предвкушением скорой встречи с родными  шагал по кубанской земле. Уже совсем стемнело когда он подходил к Армавиру, где можно было бы переночевать на постоялом дворе (так раньше называлась гостиница). Оставалось совсем немного, каких-то 115 километров пешком до того места, где станица Спокойная протянула свои улицы вдоль реки Тигинь. Там прошло его детство. Там, на перекатах родной реки они с друзьями рыбачили, бегая за юркими мальками для живца на хищную рыбу. С гордостью и улыбкой на лице они шли по станице, показывая свой улов. А какая вкусная рыба пойманная своими руками. Бывало, попадался судак, жерех, густера и даже форель... А как дома девчонки... Люба и Поля, наверное, уже подросли? Гостинцы для них Андрей припас заранее, они лежали на дне вещмешка, чтобы поинтриговать сестрёнок. Шёл уже почти наугад, постоянно сбиваясь с грунтовой дороги. И только эти тёплые, нежные мысли о родных и близких как-то заглушали усталость от дневного пешего пути, отрешающе влияли на окружающую обстановку с гнетущей теменью. И вдруг огромный, лохматый ком ударил его в грудь. Андрей едва удержался на ногах, чтобы не упасть на спину. В темноте он не успел даже сориентироваться что произошло и принять какие-то меры, но было уже поздно... Пёс, поставив свои широкие лапы Андрею на грудь, лизал ему лицо горячим языком, радостно повизгивая. Только по этому визгу хозяин  узнал своего четвероногого друга, с которым связала его судьба много лет назад, с самого детства.
 - А-р-а-п!!! - пронеслось в ночной тишине и эхом раскатилась по оврагам и рытвинам, утонув в широкой пойме реки Уруп. Чего-чего, а такого Андрей не ожидал, чтобы встретить своего питомца так далеко от дома. Через два дня с лёгким скрипом отворилась калитка родного дома и Арап радостным лаем известил о своём приходе... Позже младшая сестра Андрея Люба рассказала ему, что за несколько дней до его приезда собака пропала. И когда она выходила его кормить, то миска была полная и нетронутая. Все подумали, что пёс ушёл куда-то в тихое место, чтобы умереть там от старости. Но в то, что произошло не могли поверить даже видавшие виды опытные собаководы.
   В станице было всё по-прежнему. Молодёжь вечерами собиралась на гулянки, водили хороводы, пели песни, играли в различные игры. К вечеру, когда начинает смеркаться, кто-то расходился по парам, а кто-то по домам богатых казаков, у которых комнаты были просторные и помещалась много ребят и девчат. Уже поздно ночью братья Андрей и Василий приходили с казачьих посиделок, где собирались те, кто готовился обзавестись семьёй и приглядывали себе будущего спутника, или спутницу жизни. Войдя в дом, они будили самую младшую свою сестру Польку, которой было около 12 лет. Завернув её в одеяло, выносили на улицу и начинали петь. Полька выводила сопрано (запевала, то есть начинала песню). Братья подхватывали, вторили альтом незамысловатые слова народных песен. В них отражалась жизнь и быт простых казаков, служба за Царя и Отечество, затрагивались тонкие вопросы любовных переживаний молодиц и парубков. Воспевалась красота родной природы: гор, лесов и рек. И песня летела разноголосыми  переливами ввысь, к звёздному небу. Она разливалась вширь по станице,  расправив в ночной тишине свои могучие крылья. У тех кто слышал это пение замирало сердце и по телу пробегали мурашки от величия этих голосов и родных сердцу слов. Потому что в песне была жизнь казака. В те времена так и говорилось "Казак без песни - не казак", "Коли в доме нет песни, то и счастье в этом доме не водятся". Арап не был равнодушен к происходящим событиям. Когда хозяева так задушевно пели, он тоже садился рядом и то скулил, то подвывал, стараюсь помочь ночным певцам выводить ноты, хотя сам делал это не в такт. Такую кличку псу дали по той простой причине, что он весь был совершенно чёрный.
   Время неумолимо бежала вперёд. На рубеже девятнадцатого и двадцатого веков Андрей  женился. Взял в жёны простую девушку Марию (Григорьевну) 1987 года рождения. Хотя отец Никита был против их брака, но взаимная любовь превозмогла строгое родительское повеление. К 1921 году у них родились четверо детей: Христина(в последствии изменившая имя на Валентину), Елена, Любовь и Ростислав. Но семейному счастью не суждено было закончиться в старости доброй, насыщенной благоденствием. Революция, затем гражданская война, болезни безжалостно косили люд, невзирая на ранги, положения в обществе.  Кровавый переворот в России случившийся в октябре 1917 года, разделил всех людей на "красных" и "белых".
   До революции Андрей  отстаивал интересы Царя и Отечества. Мария с детьми жила в станице Спокойной, где был их семейный очаг. Там же был и доставшиеся им в наследство от отца Никиты магазин, забитый до отказа различным товаром, который теперь уже мало кто покупал. Мария, предвидя нависающую угрозу над их имуществом, решила весь дорогой материал из магазина спрятать у знакомых и родственников. Кто знает, сколько времени продлится эта смута в стране. Возможно, они опять заживут по-прежнему. "Красные" отбирали всё, просто грабили поместья крестьян, не оставляя ни зёрнышка, ни какой-то мало-мальской значимой вещи. Весь товар из магазина конечно же конфисковали в пользу молодой Советской Республики, оставив мать с четырьмя детьми на произвол судьбы. А из припрятанной материи несколько рулонов сохранилось до "лучших времён" только у младшей сестры Андрея, Любы. Остальные по различным причинам утратились, пропали, не вернулись. Остаётся только удивляться смелости этой молодой женщины, за такие "дела" в то время могли просто расстрелять без суда и следствия.


Рецензии