Э. М. Ремарк... Ночь в Лиссабоне

Я думаю, что каждому из нас приходилось иногда недоумевать, что порой влечет нас к человеку, живущему рядом с нами. Между нами нет ни ненависти, ни любви. Он может быть нам совершенно чужим по крови, этносу и культуре, социальному статусу и  материальному положению, но всё то, что он делает или говорит, тянет нас к нему, пусть ненавязчиво, исподволь, но неуклонно, и его загадочная близость нам  не находит сколько -  нибудь рационального объяснения.
Еще более иррациональной кажется мне та власть, (именно власть)   над нами, читателями, которой наделены художники слова.  Все вышеперечисленные расхождения с возможным читателем, становятся совершенно несущественными, ибо поток сознания и мироощущения гениального писателя, образность изложения материала, личные переживания и мысли автора (пусть и завуалированные) и, наконец, глубина его «человекознания»,  (если можно так сказать о мотивах наших поступков или нашего бездействия), поглощают и завораживают нас, заставляют думать и сопереживать, становиться лучше и чище. Не многие авторы так виртуозно владеют Словом.   Но я совершенно точно знаю,  и уверен, что вы согласитесь со мной,  -  даже в их ряду Э.М. Ремарк занимает особое место.
Конечно, я читал Ремарка и раньше, но тем и интересен писатель выдающийся, что с возрастом, ты открываешь в знакомой книге новые нюансы сюжета и поведения действующих лиц, новые оттенки авторского отношения к каждому из героев.
Какую книгу Э.М. Ремарка я прочел последней – не так уж и важно. Их было несколько. Какая понравилась больше других – не знаю, ибо все они не уступают друг другу ни в чем. «Триумфальная арка», «Три товарища», «На западном фронте без перемен», «Черный обелиск» и так далее. 
Для своей книжной полки сегодня я выбрал «Ночь в Лиссабоне». Тому есть несколько причин. Дабы не перечислять их все, скажу кратко – это произведение сочетает в себе все черты Ремарка - автора, Ремарка - человека. Всё, что он написал,   – в какой-то мере автобиографично. Нет нужды говорить здесь о его знаменитых романах, по поводу которых написаны горы рецензий. Эта (относительно небольшая по объему) вещь, в некотором роде является исповедью автора перед зеркалом своей судьбы, перед зеркалом своего времени, перед самим собой. В ней, по сути,  всего три действующих лица: два из которых, беглецы – эмигранты, а третья  - становится эмигрантом и беглецом позже. Композиция  произведения,  развитие сюжета, поведение  героев,  лейтмотив борьбы добра и зла, горестей и счастья,  вечная весна любви и холод ненависти, вера в добро и человечность, и рядом, здесь же:   бездушие, жестокость, ужасающий реализм действительности, в этом квинтэссенция таланта Ремарка   - всё присутствует здесь в сильнейшей концентрации.  Но, читая эту книгу, вы не будете думать о литературных приемах, вы просто будете жить всем происходящим там.
Многие из тех, кто пишет о творчестве Ремарка, как мантру повторяют мысль о «потерянном поколении» участников Первой Мировой Войны. Нет, он – то, как раз из числа тех, кто не потерялся, и до сих пор не дает потеряться нам. Великий гуманист и… романтик, чья жизнь пришлась на столь нелегкое время,   «воинствующий пацифист», как он сам себя называл.  У каждого читателя свой Ремарк: реалист и прагматик, суровый ригорист и свободолюбивый карбонарий, влюбленный поэт и мальчишка. Читайте Ремарка, вы найдёте там ответы на очень многие свои вопросы, сколь бы сложными они вам не казались. 

18.11.2018 


Рецензии