Старинная песня дорог

                Ямщик, не гони лошадей!
                Мне некуда больше спешить,
                Мне некого больше любить –
                Ямщик, не гони лошадей!
                Русский романс
                на стихи немецкого поэта
                Николая фон Риттера

                Бог весть, отчего так нежданно
                Тоска мне всю душу щемит,
                И в памяти так неустанно
                Старинная песня звучит?
                Генрих Гейне

Лечу перелётной птицей
Из Вырицы в стольный Воронеж,
Летят полустанки и лица:
Не жди,  не зови, не догонишь...
«Сапсаны» быстрее ветра
Сквозь время и бремя судьбы
Наматывают километры
На верстовые столбы.

Дорожной пыли одеяло,
Плацкартные сквозняки
Несут нас мало-помалу
В родные до слёз ивняки,
Летящие верным следом,
Листвой, голосами птиц,
Стонущим храпом соседа
Под грохот степных колесниц.
То скачут шальные цыгане
За небом извечно синим
Есенинской старой Рязани
В новой чужой России.
.....................
Ольга, Мария, Анна… -
Русское слово молчит,
Но в памяти неустанно
Старинная песня звучит.
Что ж не сидится на месте -
Русский ли, немец, еврей?
Что ж не поётся невесте
По имени Лорелей?
Ноябрь 2018 г.

О русском романсе «Ямщик, не гони лошадей».
История создания этого произведения удивительна! Случайная встреча весной 1913 года обрусевшего немецкого поэта с начинающим композитором, евреем по национальности, в одном из московских издательств способствовала рождению русского романса «Ямщик, не гони лошадей». Текст своего стихотворения про ямщика Николай фон Риттер передал Якову Фельдману и через несколько дней стихи обрели музыкальное сопровождение.
Романс мгновенно стал популярен, и его запела вся Россия, а издательства массово «штамповали» грампластинки с записями «Ямщика» разными исполнителями. К сожалению, оглушительный успех произведения длился недолго. После революции 1917 года романс был объявлен классово чуждым и его исполнение запретили. Однако, изгнанный с концертных площадок, текст романса все же продолжал звучать среди народа. И в нынешние времена редкие застолья проходят без того, чтобы на них не пели этот романс.


Рецензии