Валерий Марков

Я давно не видела брата. Он несколько лет лежал в санатории Министерства Обороны в Евпатории, где лечился от туберкулёза позвоночника. Там же ему сделали неудачно операцию, после которой у Валеры парализовало ноги. Врачи настояли, чтобы родители забрали Валеру домой. И вот его привезли. Сидеть Валера не мог, спина не держала. Папа посадит брата на диван, а мы с мамой по бокам, чтобы Валера не завалился. Надо было укрепить позвоночник, иначе как поступать в институт, ведь экзамены надо сдавать сидя, а не лёжа. Пришлось нанимать хорошего массажиста, который ходил два раза в день и по часу - полтора делал Валере массаж. И уже через месяц Валера мог сам сидеть и даже играть в пин - понг ( ракеткой бил шариком об стенку). Затем учились стоять на костылях и потихоньку передвигаться. Сложнее было научиться ходить по ступенькам. А так как Валера стеснялся, то ходили они с папой по подъезду ночью, чтобы никто не видел, так преодолевая ступеньку за ступенькой.
Зачем я это пишу? Просто хочу рассказать, какой силой воли обладал мой брат и как любовь и забота родителей делали невозможное.  Ведь папа в шесть утра уезжал на службу, на полёты.
Экзамены сдавал на дому. Приезжали преподаватели с института (комиссия) и он писал сочинение и т.д. Все экзамены сдал на «отлично». В институт поступил на радио - технический факультет, который успешно закончил по специальности радио-инженер. Тема его дипломной работы была автомобильная радиостанция. Валера сконструировал радиостанцию, где внедрил свои две схемы: расширитель диапазонов и улавливатель шумов. Защита была открытая, так защищались досрочно два отличника и мой брат. Валера, стоя на костылях, делал доклад. Когда закончил, то весь зал аплодировал ему стоя. Затем выступил руководитель дипломного проекта Асташевский Виктор Борисович и сказал: «Этот студент не прослушал в жизни ни одной лекции, а его разработки достойны докторской диссертации, поэтому, в виде исключения, разрешаем ему поступление в аспирантуру, без отработки двух лет и предоставляем место младшего научного сотрудника на кафедре усилительных устройств в КПИ.»
Кандидатские минимумы Валера тоже успешно сдал, остался только один экзамен по специальности, для чего надо было ехать в Киев. Без помощи посторонних Валера передвигаться не мог. Его надо было одеть. Вернее на ноги одевались гипсовые тутора, которые фиксировали коленные суставы, чтобы ноги не сгибались и не подкашивались во время ходьбы. Поэтому я должна была ехать вместе с ним и помогать ему в быту, а так же параллельно учиться в КПИ. Так было решено на семейном совете. Валера узнал, я то в Ленинграде на базе Института грудной хирургии туберкулёза, есть протезный завод, на котором делают замковые тутора, которые сгибают ноги под действием биотоков. Это бы намного облегчило жизнь.
Валера написал письмо в ЛИХТ, но получил ответ, что очередь на место в клинике надо ждать четыре года. А как же учёба? Все планы рушатся.
Тогда Валера пишет письмо Косыгину. Это был 1969 год. И вот чудо! Валере присылают вызов в ЛИХТ, где предлагают обследование и госпитализацию. Причём дорога ему и сопровождающему (отцу) бесплатно. И они полетели в Питер. Валеру сразу положили на вытяжение позвоночника. Это когда на ноги и голову привязывают груз и тянут. Муки неимоверные. Но брат терпел. Он хотел быть полноправным членом общества, работать по специальности, а не вязать сетки, как ему предложил представитель горкома комсомола. И так на вытяжении Валера пролежал пол - года. И вот ему предложили операцию, чтобы убрать сдавливание спинного мозга в позвоночнике. Операция предстояла очень сложная, родители боялись за его жизнь и не соглашались на эту операцию. Тогда брат сказал, чтобы вызвали нотариуса, и он откажется от них, так как если в жизни есть хоть один шанс на исцеление, то он должен им воспользоваться, так как так жить он не хотел. И родителям ничего не оставалось, как подписать документы на операцию. И вот пришёл тот страшный день, второе декабря 1970 года. Когда нам позвонили и сказали, что брата нет. Ему было 25 лет. Он был инвалидом детства и получал пенсию 16 рублей. Вдумайтесь в эти цифры… Но в то время образование и лечение было бесплатным. А как сейчас выживать инвалидам? А их число растёт! Сколько ребят пришло с АТО ранеными. Не дай Бог попасть в их число! Мой брат мечтал об обществе инвалидов, как о коммуне, где будут все жить и работать, получать образование и жить полноценной жизнью. Но его мечты не сбылись…


Рецензии