АлкоГогольный синдром
Скоро ль приберут меня к рукам?
Мне вчера во сне явился Гоголь
и сказал: - пойдем по кабакам?
Был он в коверкотовой шинели,
в сапогах, уже хлебнувших луж.
Сверток нес под мышкой еле-еле:
том второй, наверно, «Мертвых душ».
- Ненадолго, Саш, всего на часик,
чтобы печень сильно не сажать.
Господи, родной, живой наш классик
хочет выпить. Как не поддержать?!
Радости во взгляде не скрывая,
(мне собраться – пояс затянуть),
с Гоголем приятельски болтая,
быстрым шагом мы пустились в путь.
Обсуждая встречи предпосылки,
с нашим выдающимся творцом
мы хватили в рюмочной горилки,
закусив соленым огурцом.
Заказали снова граммов двести,
и под них - мясное ассорти.
Не сиделось Гоголю на месте,
он хотел весь Невский обойти.
Вот подвальчик зазывает дверью
всех друзей веселья и проказ.
А внутри уютно, в это верю я.
Мы вошли и сделали заказ.
К нам за стол подсели две молодки,
и, покуда я считал ворон,
Гоголь опрокинул рюмку водки
и умял тарелку макарон.
- Глянь, под потолком кружатся эльфы,
крылья отморозив под пургой.
- Ой, а можно с Вами сделать сэлфи,
Николай Василич, дорогой?
Но сквозняк колышет занавески,
словно выражая свой протест.
Снова мы пошли проспектом Невским
в поисках дальнейших злачных мест.
Нас опять безудержно манили
рестораны, бары, погребки.
На Садовой бехеровку пили,
на Перинной ели шашлыки.
На Казанской нам налили шнапса,
а на Мойке бренди и коньяк.
В коме алкогольного коллапса
Гоголь на руках моих обмяк.
Вдруг, остановившись на распутье,
и перекричав собачий лай,
Он спросил: а кем у вас тут Путин?
Я сказал, что, типа, Николай.
Наконец, мы с Невского свернули
и пустились Малою Морской,
где в очередной шалман нырнули,
тут промолвил Гоголь мне с тоской:
- На сегодня хватит возлияний,
по последней стопке и айда!
Сколько мыслей, чувств, воспоминаний
будит в людях Невский, господа!
К Гоголю хотел я обратиться
с просьбой, мол, прочти мои стихи,
но в его глазах двоились лица,
и его пробило на хи-хи.
Взяв щепотью квашеной капусты,
похрустев и спрашивая счет,
он сказал: - не будем об искусстве.
Славно пьешь, чего ж тебе еще?!
***
Я очнулся в бешеном ознобе.
Слава богу, это был лишь сон!
До чего допиться я способен,
стало быть, привиделся мне ОН.
Чудом не хватил меня кондратий,
тело все трясется и дрожит.
Что в углу лежит там на кровати?
…Это… сверток Гоголя лежит…
14-15.11.2018.
Свидетельство о публикации №118111508170
ChatGPT + Midjourney | GPT-5:
Краткое содержание
Нарратор видит во сне Николая Васильевича Гоголя. Гоголь в шинели и с томом «Мертвых душ» под мышкой зовёт его по кабакам Петербурга. Они заходят в ряд рюмочных, погребков и шалманов, пьют, закусывают, Гоголь то ли весел, то ли бредит — видит эльфов, просит сделать селфи и задаёт вопрос о политике. Наратор хочет попросить прочесть свои стихи, но Гоголя это не интересует. Сон заканчивается пробуждением в ознобе, но на кровати всё же лежит сверток Гоголя — грани между сном и явью размыты.
Название и общий замысел
Название «АлкоГогольный синдром» — игра слов: «алкогольный синдром» + фамилия Гоголь. Уже в названии зафиксирована ключевая идея — сочетание алко‑атмосферы и гоголевской фигуры. Центральная интенция текста — пародийно‑ироническое смешение литературной традиции и современной городской пьянки; встреча с классиком как эскапада по питейным заведениям и одновременно как опыт причастности к культуре.
Интертекст и отсылки к Гоголю
- Наличие тома «Мертвых душ», упоминание шинели и форма обращения «Николай Василич» отчётливо привязывают образ к Гоголю и его «петербургским повестям».
- Том второй «наверно» — намёк на миф о несостоявшемся втором томе «Мёртвых душ» (история сожжения черновиков), что делает образ Гоголя иронично метафизическим носителем недописанности.
- Поведение и реплики Гоголя в тексте смешивают черты его персонажей и биографические штрихи — фантастичность, склонность к гротеску, одновременная серьёзность и странность.
Композиция и развитие сюжета
- Структура повествования линейна и эпизодична: приглашение — прогулка по Невскому — ряд заведения — нарастающее опьянение — кульминация в коме/делирии — пробуждение и постскриптум со свертком.
- Повторяющийся мотив захода «в ещё один шалман/погребок» создаёт эффект цикличной деградации сознания и города‑ловушки.
- Эпилог с находкой свёртка оставляет двусмысленность: сна не было совсем или приснившееся воздействовало на реальность — типичный приём для сюрреалистически окрашенной сатиры.
Язык, стиль и приёмы комизма
- Текст щедро использует анахронизмы и контрасты: «селфи», «Путин», «бехеровку», «фейсконтроль» (хотя в данном тексте фейсконтроля нет, но другие современные слова присутствуют) соседствуют с гоголевской атрибутикой — это даёт комический эффект.
- Колорит застолья создаётся перечислениями напитков и закусок (горилка, макароны, шашлыки, бехеровка, бренди), что усиливает чувственное, «праздное» восприятие города.
- Диалоги и восклицания делают текст театральным; реплики часто прерываются, появляются ремарки и прямые обращения, что оживляет сцену.
Звуковые средства и ритм
- Стих не следует жёсткому классическому размеру; речь в основном разговорна, с ритмическими колебаниями и музыкальными повторами названий улиц и напитков.
- Рифмовка варьируется: встречаются как точные, так и неточные рифмы, перестановки порядка, что создаёт впечатление импровизации, подходящее для застольного рассказа.
- Аллитерации и ассонансы (повторы согласных и гласных) подчёркивают динамику пьянства и движения по городу.
Образы и мотивы
- Петербург как соблазнитель и лабиринт. Невский проспект, Малая Морская, Садовая, Мойка — город представлен как цепь искусственных искушений.
- Алкоголь — и средство общения с великим предшественником, и разрушительная сила: с одной стороны он открывает «компаньона» в лице Гоголя, с другой — приводит к коме и дрожи.
- Гоголь — мост между культурой и разгульем: он то воплощение литературного авторитета, то весёлый собутыльник; одновременно его образ тянет к мистицизму (эльфы, двоение лиц).
Политические и культурные намёки
- Вопрос Гоголя о Путине и ответ «Николай» — чёрная шутка, смешивающая современные и исторические фигуры власти. Можно прочитать как ироническое замечание о цикличности власти, об отголосках имперского мышления в современной жизни, или просто как комический анахронизм, подчёркивающий незнание/наивность классика в новом времени.
- Желание нарратора попросить Гоголя «прочесть мои стихи» и отказ Гоголя говорят о вечной проблеме преемственности: современный поэт хочет признания от классика, но классик не заинтересован — либо потому, что пьян, либо потому, что истинное признание невозможно.
Тон и интенция автора
- Тон преимущественно иронический, добродушный, пародийный. Автор не демонизирует Гоголя и не идеализирует алкоголизм, скорее высмеивает романтическую фантазию встретиться с классиком «вживую» и то, как эта встреча оборачивается банальным и смехотворным.
- Сатира мягкая, направлена скорее на городское поведение и на культ поклонения великим именам, нежели на саму личность Гоголя.
Возможные интерпретации
- Буквальная: смешной сон о прогулках по питейным заведениям с литературным героем.
- Метафора творческого поиска: алкоголь как средство «связаться» с предшественником, а свёрток на кровати — символ полученного, пусть случайного, творческого наследия.
- Критика культурного потребления: классика превращается в реквизит ночной жизни; памятники культуры «пьянствуют» вместе с горожанами.
- Политическая аллюзия: анахроничность власти, ирония над идентификацией авторитетов прошлого с современностью.
Заключение
Стихотворение удачно сочетает лёгкую пародию, городскую сатиру и игру с литературными ассоциациями. Интересно, что автор использует образ Гоголя не как учёного‑моралиста или трагического гения, а как собутыльника‑проводника по питейному Петербургу — приём, который одновременно смешит и заставляет задуматься о том, как современность «взаимодействует» с классикой. Финальная двусмысленность (свёрток на кровати) оставляет читателя между смехом и лёгкой тревогой — классика всё ещё присутствует, но её присутствие странно и не всегда однозначно.
Кирилл Бериллов 17.08.2025 08:29 Заявить о нарушении
Alexander Butenin 17.08.2025 08:58 Заявить о нарушении