Диана де Пуатье

«Любовь к тебе – торжественная месса,
Какую не прервут ни холода,
Ни дождь, ни жар, ни долгих лет чреда,
Ни вечности зловещая завеса...».
                Генрих II Валуа, 1547 г.

Для вас перетекала в менуэты
Воздушная рапсодия светил,
Вас прославляли лучшие поэты,
И лучший скульптор в камне воплотил.
Пусть жемчуга искусства – лишь монисто,
Разбитое колёсами карет,
Кисть живописца, строки романиста –
Оставили ваш истинный портрет.

Богиня власти, с самого рожденья
Вы понимали силу красоты,
Одним ломая судьбы и хребты,
Другим бросая соль предубежденья.
Но у подножья трона, как в бою,
Вы меч судьбы прошли по острию!
 __________________
 * Иллюстрация:
    картина "Диана де Пуатье в мастерской Жана Гужона",
    автор Жан–Оноре Фрагонар, 1774 г.

    Жан Гужон (1510 – 1572) – крупнейший французский скульптор эпохи Возрождения.
    Одно из его известнейших произведений – композиция "Диана", заказанная ему
    королём Генрихом II как скульптурный портрет своей фаворитки. Диана
    изображена нагой и лежащей с луком в руке, облокотившись на шею оленя. Её
    куафюра состоит из кос, в которые вплетены драгоценные каменья; возле неё –
    собака. Работа чрезвычайно понравилась королю Генриху II: он щедро заплатил
    мастеру и поручил другие скульптурные работы в королевстве. Конец жизни
    Жана Гужона был трагическим, – как кальвиниста его убили во время
    Варфоломеевской ночи.


ЛЮБОВЬ, НЕ ЗНАЮЩАЯ ТЛЕНА

Может ли мужчина полюбить женщину с первого взгляда и любить до последнего вздоха? Да, может. До сих пор по всей Франции живы свидетельства этой любви: на стенах Версаля, замков Луары и городка Анэ можно увидеть фрески, скульптуры и портреты Дианы де Пуатье и короля Франции Генриха II. На фронтонах парижских и лионских зданий – их вензеля: сдвоенные латинские буквы "DH" – Диана и Генрих (Henri). Как будто это случилось только вчера. А между тем все началось ещё в далеком XVI веке.

Диана – старшая дочь Жана де Пуатье, сеньора де Сен–Валье. Годы жизни Дианы 1499 – 1566. В пятнадцатилетнем возрасте её выдали замуж за Луи де Брезе, графа де Мольверье, которому шёл шестой десяток. Все ждали, что 15–летняя красавица заведёт себе любовника. Но та родила мужу двух дочек и наотрез отказалась от любого постороннего ухаживания.

Она изменила мужу только один раз, да и то не по своей воле... Это случилось в 1525 году, когда коннетабль Карл де Бурбон бежал из Франции и присоединился к войскам германского короля Карла V. Король Франциск I ответил на измену Карла де Бурбона расправой над его сторонниками. Отец Дианы, Жан де Пуатье, считался другом беглеца – и теперь его ожидала казнь. Диана обожала отца. Она не могла допустить, чтобы его казнили. Она спешно собралась в Париж – упасть к ногам короля и молить его о милосердии – и вымолила его ценой супружеской неверности, о чём вскоре узнал весь двор.

Супруг Диану простил, а современники ею восхитились. Знаменитый мемуарист Пьер де Брантом, друг и поклонник Дианы, писал, не называя её имени: «Я слыхал рассказы о знатном вельможе, приговорённом к отсечению головы и уже возведённом на эшафот, как вдруг пришло помилование, добытое его дочерью, одной из первых придворных красавиц. И вот, сойдя с эшафота, он изрёк не что иное, как такую фразу: «Да упасёт Господь благое лоно моей дочери».

Генрих II (1519 – 1559) – король Франции с 31 марта 1547 года. Встреча Генриха и Дианы состоялась, когда ему было шесть лет: он отправлялся вместе со старшим братом в заложники, в Испанию, вместо своего отца, Франциска I. Диана, которой тогда было 25, единственная из всей свиты, попрощалась с Генрихом. Она кинулась к ребёнку, прижала к груди и поцеловала его в лоб. "Ты должен держаться, мой мальчик! – прошептала она. – Мы будем тебя ждать!". Потом она узнала, что испанцы бросили детей в тюрьму. По ночам Диане снился Генрих с огромными затравленными глазами. И она начала молиться за него, как за собственного сына.
 
Только через четыре года Франциск I смог выкупить принцев. В честь их возвращения и женитьбы короля на Элеоноре Австрийской устроили турнир. Франциск и Дофин склонились перед новой королевой. Но Генрих преклонил свой стяг перед... Дианой Пуатье. Двор ахнул: ведь ей уже 31–й год, а принцу ещё нет и двенадцати! Но, видно, в плену взрослеют быстро: свой поединок юный рыцарь выиграл. А через три месяца умер Великий Сенешаль Нормандии Луи де Брезе. И Диана надела вдовьи одежды – чёрные с белым. Теперь это её наряд на всю жизнь...

Когда король Франциск I умер и на престол взошёл Генрих II, настоящей королевой стала вовсе не Екатерина Медичи, его жена, а Диана. Даже при коронации она заняла почётное публичное место, в то время как Екатерина находилась на удалённой трибуне. Приход к власти Генриха обернулся триумфом Дианы, вознесённой при новом дворе к заоблачным вершинам. Генрих осыпал её бесценными подарками: к самым завидным драгоценностям короны он присовокупил и огромный бриллиант, изъятый у поверженной фаворитки умершего короля, герцогини д’Этамп. Диане достались и все её замки, а также парижский особняк соперницы. Будто Диана, а не Екатерина, – королева Франции. Но ведь так и было: Диана владела не страной, но сердцем короля. Для Генриха Екатерина была всего лишь навязанной династической супругой. Диана же – всей жизнью. Уезжая от неё даже на день, Генрих слал бесчисленные письма. Ответом на них стал девиз, который взяла себе Диана: "Sola vivit in illo" – "Живу только в нём".

Но никакая магия не остановит время: скоро ей стукнет пятьдесят. Что потом? Это только чудачка Екатерина надеется на всяких знахарей, магов, астрологов. А впрочем, есть же истинные волшебники! Художники, скульпторы, поэты – вот кто сможет остановить время и навечно запечатлеть красоту Дианы в стихах, полотнах, скульптурах! Она станет нимфой королевского дворца Фонтенбло и покровительницей искусства.

Когда–то при рождении старая ворожея нагадала, что девочка, рождённая осенью 1499 года у Жана де Пуатье и которую назовут Дианой, будет властвовать над всеми. Отличное пророчество. Но к власти Диана не стремилась. А вот если потомки назовут её патронессой и вдохновительницей искусств и скажут, что именно во времена прекрасной Дианы начался золотой век французского Ренессанса, – это станет вершиной её жизни. С тех пор так и повелось. Диана приглашала лучших архитекторов, чтобы они строили новые дворцы и реставрировали старые; лучших живописцев, чтобы они расписывали своды этих дворцов, помещая на стенах её, Дианы, портреты; лучших поэтов и музыкантов, чтобы и они прославляли её с Генрихом любовь.

Брантом писал: «Я видел Диану, когда ей было шестьдесят пять лет, и не мог надивиться её красоте; все прелести сияли на лице этой редкой женщины. Я думаю, проживи эта дама сто лет, она всё равно не состарилась бы ни лицом, так совершенны были его линии, ни телом, пусть и упрятанным в одежду, настолько хорошо оно закалено и натренировано». Диана де Пуатье без сомнений была первой красавицей королевства, не зря же именно с нее был «списан» абсолютный канон женской красоты, не менявшийся во Франции полтора века. По нему, у красивой женщины должны быть:

три вещи белые – кожа, зубы, кисти рук:
три черные – глаза, брови, ресницы:
три розовые – губы, щёки, ногти;
три длинные – тело, волосы, пальцы:
три короткие – зубы, уши, ступни;
три тонкие – губы, талия, ступни:
три полные – руки, бёдра, икры:
три маленькие – соски, нос, голова.

Ну, а королевская жизнь по–прежнему шла "на троих". Екатерина исправно рожала. Диана воспитывала королевских отпрысков. Обе женщины всегда вели себя в рамках приличий. Влияние фаворитки не ограничивалось только внутренней политикой, но распространилось буквально на всё, в том числе на международные отношения. Именно Диана посоветовала Генриху подписать Като–Камбрезийский мир (3 апреля 1559 года), благополучно завершивший итальянские походы, длившиеся шестьдесят лет.

Но, как часто бывает, "рядом со счастьем бродит беда...". При праздновании свадьбы дочери и заключения Като–Камбрезийского мира Генрих устроил трехдневный рыцарский турнир. На второй день вечером Генрих вступил в бой с графом Монтгомери. Копьё графа сломалось о панцирь противника, осколки копья вонзились в лоб короля и пробили глаз. Несколько дней спустя король умер от этой раны, несмотря на все усилия врачей. Проститься с ним Диану не пустила мгновенно взявшая власть в свои руки Екатерина Медичи. Эти события описаны в романах Александра Дюма "Две Дианы" и "Паж герцога Савойского".

На трон королевства вступил юный монарх Франциск II. Но негласно страной стала править вдовствующая королева, дождавшаяся своего часа. Диане де Пуатье было приказано вернуть в казну все драгоценные подарки погибшего Генриха, у неё отняли большую часть имущества.

И всё же Диана, уехавшая в свой замок Анэ, и на седьмом десятке притягивала взоры мужчин. Однажды придворный писатель Пьер Брантом попросил её раскрыть секрет вечной молодости. "Ничего удивительного в этом нет, – отвечала Диана. – Я встаю в шесть утра и принимаю холодную ванну. Потом сажусь на лошадь и скачу во весь опор. В восемь возвращаюсь и ложусь немного отдохнуть. Завтракаю и обедаю легко, на ужин ем что–нибудь молочное. Но главное вот в чем: каждый день надо заниматься чем–то приятным и засыпать радостно, не держа в голове тяжёлых мыслей".

В ночь на 25 апреля 1566 года Диана де Пуатье заснула, с улыбкой вспоминая своего Генриха. И уже не проснулась. В церкви Анэ ей поставили памятник из белого мрамора, как истинной античной богине. И вот уже пятый век в день её упокоения таинственные поклонники приносят к этому памятнику две белые розы – одну от себя, другую от Генриха. Недаром же он написал когда–то: "Моя любовь охранит Вас и от времени, и от самой смерти".

P.S.
После смерти Диана разделила участь своего короля. В годы французской революции (в которой не было ничего великого) прах всех французских правителей, их жён и детей был извлечён из королевской усыпальницы в Сен–Дени и брошен в ров. Так же поступили революционеры и с останками королевской фаворитки Дианы де Пуатье. Все были потрясены, что тело Дианы прекрасно сохранилось, а её волосы, и через два века удивлявшие красотой, бунтовщики нарезали на локоны, сделав из них амулеты, сулящие вечную любовь.

(Автор очерка мне неизвестен. Вероятно, это – компиляция из разных материалов, посвящённых знаменитой французской фаворитке).


Рецензии