Нагая резкость выражения...

Истинный вкус состоит не в безотчётном отвержении такого-то слова, выражения или оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности. Александр Пушкин. // Нет такого слова, которое было бы запретным в искусстве, – вся суть, в каком окружении оно поставлено. Юрий Бондарев. // Непристойность можно отыскать в любой книге, за исключением телефонной. Бернард Шоу. // Преподносить языковеду или хотя бы только обыкновенному читателю, желающему ознакомиться с известным языком, словарь без целой категории осуждённых на исключение слов – это почти то же, что заставлять анатома заниматься человеческим телом без тех или других его частей. Бодуэн де Куртенэ, 1912, предваряя 4-е издание словаря Даля. // Роман – зеркало на большой дороге. В нём отражается то лазурное небо, то грязь, лужи, ухабы. И человека, у которого зеркало, вы обвиняете в безнравственности. Зеркало отражает грязь, и вы обвиняете зеркало. Обвиняйте лучше дорогу с ухабами или дорожную инспекцию. Фредерик Стендаль. // Если в моих сочинениях много грязи, так это потому, что её и в жизни столько же. Эмиль Золя. // Нечего бояться самых мерзких сторон жизни. Только одно условие: если писатель допускает крепкое слово или описывает фривольную сцену, чтобы нервы читательские пощекотать, это непозволительно. Читатель вправе бросить ему самый горький упрёк. Но ежели то или иное крепкое слово неразрывно связано со всей тканью художественного произведения, если оно подчёркивает ту или иную черту в изображаемых людях, тогда прав писатель. Александр Серафимович. // Света без теней изобразить нельзя. Иван Гончаров. // Если тебя пугают грязные слова, то я не понимаю, как ты ещё жив. Люди полны грязных слов. Они не пользуются ими только тогда (я имею в виду большинство), когда описывают что-то грязное. Джеймс Болдуин. // Грубость и низость могут быть сюжетами поэзии, но не её внутренним двигателем, не её истинным содержанием. Поэт может изображать пошлость, грубость, глупость, но не становиться их глашатаем. Владислав Ходасевич. // Поэту не должно быть площадным из доброй воли, если может избежать грубых сцен; если ж нет, то нет ему нужды стараться заменить их чем-нибудь иным. Александр Пушкин. // В стихе иногда невозможно без грубого слова, надо только, чтоб оно оправдывалось необходимостию, да чтоб не было этого часто. Николай Некрасов. // Искусство само по себе благородно, поэтому художник не страшится низменного. Принимая его под свой покров, он уже его облагораживает. Иоганн Гёте. // Во мне выискивали пошлость, из виду упустив одно: ведь кто живописует площадь, тот пишет кистью площадной. Игорь Северянин. // Войдите в наше положенье! Читает нас и низший круг: нагая резкость выражения не всем же оскорбляет слух. Приличье, вкус, всё так условно… Михаил Лермонтов. // Тот верен лилии, а этот – розе, у всех свой вкус, в поэзии и в прозе. Луиджи Пульчи.


Рецензии