Екклесиаст
Час полночи немой раздумья навевает.
Раскрыта Книга Книг. Не ведаю я сна.
Душа моя скорбит и сердце замирает,
И вновь звучат в ушах библейские слова:
«Все суета сует!.. Проходит род за родом,
Заходит солнце вновь, чтоб вспыхнула заря.
Течет река времен и мчится год за годом,
И все, что было, канет в забвенье без следа.
Пускай пройдут века и в пропасти забвенья
Исчезнет слава царств, народов и царей,
И храмы вековые под гнетом разрушенья
Оставят лишь руины старинных алтарей.
Все суета сует! Нет памяти о прежнем –
Исчезнет все, как сон, развеется, как дым.
И что есть наша жизнь? Лишь миг, летящий в бездну.
Зачем же мы живем, мечтаем и скорбим?
«Все суета сует!..» – столь грозно и столь властно
Звучит над здешним миром сей возглас роковой.
Зачем же ищем мы в сей жизни счастье страстно
И снова забываем о тайне гробовой?
Минувшие века печально возвещали:
Вся жизнь – томленье духа, скитанье под луной.
Кто мудрость приобрел – умножил и печали,
И только смерть дарует скорбящему покой.
2
В былые дни в садах любил встречать я ночи
И пеньем услаждал томительным свой слух,
Там звездный небосвод о Боге мне пророчил,
Но страшною тоской измучен был мой дух.
Нет счастья ни в трудах, ни в славе, ни в познаньях,
И каждый новый день вселяет лишь печаль;
И нет мне избавленья от тягостей страданья,
И ничего не ново под солнцем, как и встарь.
Всему свой тайный срок отмерен в мирозданьи,
А время роковое есть мера всех вещей.
Всему свой час придет – и счастью, и страданью,
И радостному смеху, и слезам от скорбей.
Есть время разрушать и время царства строить,
Всем сердцем ненавидеть и всей душой любить,
Молчанью предаваться и правду смело молвить,
Плясать беспечно в танце и горестно тужить.
Есть время и войне, и миру во вселенной.
Есть время, чтобы жить и чтобы умирать,
Мечтать и тосковать о чем-то незабвенном
И счастье под луною с надеждою искать.
Блаженнейший удел – быть вовсе не рожденным
И муки безутешных жильцов земли не знать,
А если уж родился – быть Богом просвещенным
И луч святой надежды хранить и не терять.
3
В лачуги бедняков и в царские чертоги
В свой час приходит смерть таинственным жнецом.
Настанет грозный миг и сгинут все тревоги,
Навек замрут уста в молчанье роковом.
Проходит наша жизнь, пройдут лета скитанья.
В немую даль веков мы с трепетом глядим.
Читая о былом старинные сказанья,
В раздумиях порой мы с грустью говорим:
«Пройдут века и в прах низвергнутся граниты,
В руины обратятся былые алтари,
Умолкнут струны арф и древние хариты,
И в склепах затворятся великие цари».
Как дивен солнца свет и луч его прощальный.
В морях необозримых – простор и чудеса.
В далеких небесах – безбрежный мир и тайна.
А в лилиях Саронских – восточная краса.
Нам счастья не найти в сединах долголетья,
Но как же величав преклонных дней закат,
Когда спокойно старец взирает вглубь посмертья
И тихою мольбой в предсмертный час объят.
Ешь, пей и веселишь в дни юности беспечной,
В печалях не теряй бессмысленно минут,
Но помни – ждет нас всех в дали посмертной вечность
И всех нас призовет Господь на страшный суд.
Свидетельство о публикации №118111408635
Тамара Весёлая 14.11.2018 21:05 Заявить о нарушении
Книга Екклесиаста – это самая грустная и трогательная из всех книг Священного Писания, она как прощальный луч уходящего солнца озаряет закат земных дней царя Соломона – этого величайшего древнеиудейского философа и вестника Откровения Божиего, всю жизнь искавшего премудрости, построившего в Иерусалиме великолепный храм Всевышнего, испытавшего высокое состояние богообщения, о чем таинственно и символически повествует иная его религиозная поэма – Песнь Песней – несравненный образец библейской лирики. Но последующая жизнь царя Соломона – это трагедия духовного и нравственного падения. В третьей книге Царств говорится, что царь Соломон полюбил многих чужестранных женщин и к старости они склонили сердце его к поклонению иным богам – идолопоклонству: «И стал Соломон служить Астарте – божеству Сидонскому, и Милхому – мерзости Аммонитской» (3 Цар.11:5). И вот самый могущественный и богатый, самый прославленный и счастливый из царей Израиля познал, что нет счастья без Бога, без Него вся наша жизнь – суета сует и томление духа. Пережив опыт богообщения, древний мудрец познал и нестерпимую муку богооставленности. В богооставленности – религиозная драма царя Соломона. Отсюда изумительный меланхоличный тон книги Екклесиаста, отрезвляющий человека. Отсюда вся ее элегическая поэзия и неизъяснимое духовное томление – тоска по Богу и общению с Ним, и вся философская грусть, умудренного летами старца. Эта книга – предсмертное покаяние царя Соломона, его духовное завещание и послание каждому читателю, ищущему Бога, напряженно размышляющему о смысле жизни, о смерти и бессмертии.
Книга Екклесиаста обличает всю суетность нашего бренного бытия, содержит в себе горестные раздумья о тщетности мирского величия, тщете земных наслаждений, труда и даже мудрости, возвещает о том, что всех людей – мудрых и глупых, праведных и нечестивых ждет один конец – неотвратимая смерть. Но я не могу назвать царя Соломона фаталистом и пессимистом, ведь в этой же книге провозглашается бессмертие души – «и возвратится прах в землю, чем он был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Еккл.12:7), и она заканчивается поучением: «Бойся Бога и заповеди Его соблюдай» (Еккл. 12:13). Вся философия Екклесиаста многогранна и грандиозна – он задумывается о смысле жизни и неизбежности смерти, размышляет о греховности людей, непостижимости путей Провидения, обличает гедонизм и предостерегает всех живущих – Бог приведет каждого на суд, но у Него же – милость.
Из всех священных книг Ветхого Завета, быть может, именно книга Екклесиаста учит нас важнейшей христианской добродетели – духовному трезвению, закаляет нашу волю и мысль, пробуждает нашу совесть и нравственное сознание, отрезвляет наши души, прельщенные ничтожной суетой и обманом – царским величием, блеском и роскошью, земными наслаждениями и почестями. Все суета сует и томление духа: веселье – праздно, земное счастье – хрупко и скоротечно, нет пользы от богатств – ничто из земных сокровищ душа не заберет в иной мир, и приобретение знаний и мудрости, оборачиваются скорбью и не утешают страждущее сердце этого ветхозаветного мученика мысли.
Екклесиаст совсем не отрицает веру в Бога и смысл жизни, напротив – он с вдохновенностью пророка, смешанной с грустью старца-мудреца, провозглашает, что в этом суетном мире только вера в Бога открывает смысл жизни, только общение с Богом приносит утешение разбитому сердцу. Книга Екклесиаста – это книга сокрушенного духа, эта духовная жертва Богу – возношение духа и сердца, совести и мысли от мирской суеты к общению со Всевышним, и здесь царь Соломон – наставник монахов, учитель жизни и образец истинного мудреца и подвижника. Самое драгоценное в книге Екклесиаста – это горячая вера царя Соломона, его философское покаяние и проповедь о том, что ни богатство, ни царская власть, ни слава мудреца, ни все знание и вся наука, ни все искусства и чтение всех книг – не принесут утешение сердцу, если оно на откроется Богу в молитве, покаянии и любви. Все это суета сует и томление духа без страха Божиего – боязни оскорбить возлюбленного Творца, и без любви к Богу. Здесь книга Екклесиаста предвосхищает возвышенную этику Нового Завета и проповедь апостола Павла, учившего, что все пророчества и все чудеса, вся мудрость и все знания, и даже мученичество за веру – все ничто, если мы не имеем любви к Богу, и не ставим Бога выше всего – выше всех Его даров.
Еще раз благодарю вас, Тамара, за то, что побудили меня изложить свои размышления о книге Екклесиаста – очень дорогой для моего сердца книге. Всему свое время, и быть может в ближайшее время, я напишу о ней более пространный философский очерк.
Руслан Игнашкин 19.02.2019 18:03 Заявить о нарушении
Тамара Весёлая 19.02.2019 22:38 Заявить о нарушении