Шофар зовет Ни куста, ни камня

Эта статья была опубликова в газете «Еврейский камертон» Новостей Недели за 5.08.04 в ответ на статью профессоров физики и выступление академика Гинзбурга в еврейском центре, но и  сейчас она выглядит своевременной, почему решила ее опубликовать на своей страничке,помня, что поэты - пророки быстрее других поймут.

Заповедь трубить в шофар имеет много аспектов. Одно из них: звуки шофара объединяют всех евреев в Единый народ, стоящий перед Творцом, предвещая его освобождение или Геулу. Победу 1967 года, когда был освобожден Иерусалим, евреи отметили шофаром возле Стены плача.

Недавно в газете «Новости недели» в приложении «Еврейский камертон» была опубликована статья профессоров физики Иерусалимского Университета М.Амусьи и М.Перельмана под заглавием «О праве Израиля на существование». В ней они утверждают, что Израиль, как и все остальные страны, имеет право на существование на основании обычных политических норм. Авторы полагают, что для этого свидетельства из Танаха в качестве право образующих документов не нужны, так как другие народы не пользуются таковыми.

Академик Гинзбург, получивший недавно Нобелевскую премию по физике, также искренне обеспокоен ситуацией в Израиле. В газете «Глобус» опубликован «план Гинзбурга» по решению нашей проблемы. В нем также нет места Танаху. В своем выступлении в Москве в Еврейском культурном центре нобелевский лауреат пытается доказать, что сохранение еврейского народа в принципе возможно и без его духовных ценностей, которые для него атеиста, таковыми не являются. На этой встрече директор российского отделения «Джойнт» Шмуэль Кесслер, вручил академику шофар из Иерусалима – еврейский символ прямой связи общения с Вс-вышним и выразил надежду на возвращение талантливого физика еврея к своим корням.

Я с особым интересом отношусь к выступлениям этих авторов потому, что по профессии я тоже физик, долгие годы преподавала студентам физику в вузе, и тоже болею за Израиль. Есть кое-что разделяющее наши позиции.За десять лет жизни в Израиле оно в корне изменилось. Этому помогло знакомство с еврейским мировоззрением, чего полностью была лишена в России... Философскими проблемами я всегда интересовалась, а здесь на меня обрушился поток новой информации: лекции по каббале (внутренней части Торы, древнему еврейскому учению об основах мироздания и цели человека в нем), Тора и Теилим, труды Рамбама, разнообразная мировоззренческая литература, изданная на русском языке. Последние годы я познакомилась с идеями хасидизма Баал-Шем-Тов'а, развитыми трудами его последователей. Узнала, что ими создано и развито Любавичское движение, главы которого образуют единую династию лидеров еврейского народа, сделавшими знания, таящиеся в Торе и каббале более доступными для освоения.
 
Это новое течение еврейского мировоззрения познакомило меня с гигантами духа, обладающими пророческим даром, мудрецами и праведниками, жившими уже в недавнее время. Я сравнивала их личности с авторитетами, знакомыми мне по науке. И почувствовала глубокое отличие между носителями научных и духовных знаний. Это отдельная интересная тема, к которой еще обращусь. Знакомство с основным трудом по философии хасидизма «Танией», написанным первым Любавичским Ребе Шнеур Залманом, а также знакомство с трудами седьмого и последнего Любавичского Ребе Менахем Мендл Шнеерсона, нашего современника - все это в корне изменило мое мировоззрение. И хотя я чувствую себя все еще начинающей в этом море духовных знаний, но уже успела воспринять всю строгость и завершенность этой системы мировоззрения, которая помогает анализировать ситуацию в Израиле и его особое положение в мире. И это не случайно, так как еврейское мировоззрение восходит всеми своими течениями к Торе и опирается на идеи, прошедшие испытание временем.

Действительно, почему наше право на землю, которую мы отстояли в войнах с арабскими странами, требует каждый раз особых доказательств? Почему сегодня оспаривается право Израиля на Голаны, которыми он владеет 36 лет после победы в Шестидневной войне, спровоцированной арабскими странами, в том числе и Сирией?
Почему для мировой общественности такой документ, как Хартия организации освобождения Палестины, не отмененный ословским соглашением до сих пор, не рассматривается как нарушение права Израиля на существование? Ведь этот документ не только отрицает это право формально, но и идеологически поддерживает на деле поток террористических актов и воспитание у подрастающего поколения арабов беспредельной ненависти к евреям.

Почему Россия, разрушившая в Чечне многие поселения и города, не поддерживает Израиль даже в его «точечной» борьбе с терроризмом? И вообще, почему борьба с терроризмом во всем мире воспринимается иначе, чем борьба с терроризмом в Израиле? Достаточно вспомнить борьбу с террором, возглавляемую Бушем.
Все это лишь подтверждает отличие Израиля от других стран, которое проявляется в том, что только Израиль должен доказывать перед лицом всего мира право на свое существование. Все это требует глубокого анализа и объяснения.

Особое положение евреев среди народов мира известно давно. Известный мыслитель эпохи просвещения Жан-Жак Руссо описал уникальное положение евреев в мире следующим образом: «Евреи являют собой поразительный пример – законы Нумы, Ликурга и Солона умерли, тогда как гораздо более древние заветы Моисея живы до сих пор. Афины, Спарта и Рим погибли, - населявшие их народы исчезли с лица земли; Сион, хотя и разрушенный, не растерял своих детей. Они живут среди всех наций, но не затерялись в них; у них уже давно нет вождей, однако они остались народом…».
 
Здесь известный мыслитель, который во многом прав, допускает ошибку, когда говорит о том, что у евреев давно нет вождей. В каждый период жизни народа, каждое из его поколений имело своих мудрецов, праведников, являющихся духовными вождями или главами поколений. Так, например, сегодня для многих не вызывает сомнения, что главой нашего поколения евреев является Любавичский Ребе Менахем Мендл Шнеерсон. Величайший мудрец и знаток всего духовного знания, обладающий пророческим даром, Ребе связал учение хасидизма с проблемами современности и способствовал распространению этих идей во всем мире. Владеющий свыше восьми языков, закончивший университеты Сорбонны и Берлина, написавший триста книг, Ребе доказал свое лидерство той воистину неоценимой помощью, которую он оказывал постоянно тысячам и тысячам евреев, обращавшихся к нему по самым разным вопросам. Голос Ребе, призывающий каждого делать все для нашего освобождения, звучит сегодня как шофар, призывая евреев к единству…
Особая жизнеспособность еврейского народа, сохранившегося тысячелетия в условиях изгнания и гонений, до сих пор не может быть объяснена наукой: ведь согласно науке сохранению этноса способствуют такие факторы, как общая территория, государство, язык и местные обычаи, чего евреи были лишены.

«Что помогло нашему народу выжить?» – спрашивает Любавичский Ребе в одном из своих выступлений и отвечает: «Ни богатство, ни сила. Ни страна, так как большую часть нашей истории у нас не было независимого государства, мы жили в изгнании. Ни общий язык: даже в библейские времена арамейский язык дополнял Святой язык как разговорный. Части Писания и почти весь Вавилонский Талмуд, Зоар и многое другое написано на этом языке. В дни Маймонида арабский стал разговорным языком для многих евреев, а впоследствии преобладали идиш и другие языки. Фактором выживания не могла стать общая светская культура, поскольку она менялась радикальным образом от одной эпохи к другой. Единственным фактором во все века нашей истории во всех странах, при всех обстоятельствах были Тора и ее Заповеди {Мицвот}, которые евреи тщательно соблюдали в повседневной жизни».
И сегодня еврейскую общину в 30 семей на острове Тасмания и 6-миллионную общину американских евреев объединяет лишь Тора и ее заповеди. Факт сохранения евреев в диаспоре, не укладывающийся в рамки научных знаний, но вытекающий из всего еврейского мировоззрения является главным доводом в его пользу.

А вот недавно опубликованное научное исследование, которое согласуется с концепцией еврейского мировоззрения. Профессор Еврейского университета Йосеф Дан в своей работе «Государство Израиль как теологическая проблема», последовательно на большом фактическом материале доказывает, что в сознании народов мира как христианских, так и мусульманских стран, Еврейское государство ассоциируется с народом Торы. Именно это восприятие определяет отношение народов разных стран к нашему государству и является причиной того, что только Израиль должен доказывать свое право на существование. Этим решается вопрос по существу о приоритете той или иной религии, так как само существование Израиля затрагивает основы христианства и мусульманства.

Единственным аргументом, понятным арабам и народам всего мира, может быть только право, данное нам Торой на Эрец Исраэль. Против этого аргумента им трудно возражать, так как и христианство и мусульманство опираются на Тору – или на «старый завет», как ее иногда называют.

Известнейшие мудрецы еврейского народа многократно обращались к толкованию священных книг, в которых затрагивалась тема о законном праве евреев на Эрец-Исраэль. Так великий комментатор Торы и Талмуда Раши, предвидя сегодняшнюю ситуацию, писал: «Всевышний поведал своему народу историю сотворения мира для того, чтобы евреи знали, что отвечать, если народы мира будут оспаривать право народа Израиля на его страну, говоря: мол, вы захватчики, присвоившие себе чужую страну! Евреи им ответят: «Вся земля принадлежит Всевышнему. Он ее сотворил и отдал тем, кому пожелал. А затем Он отнял ее у них, когда счел нужным, и – по желанию Своему – отдал нам». (Тора, Брейшит, 1)
Любавичский Ребе в одном из своих выступлений, посвященному защите Израиля, говорит об этом ответе: «Как же можно добиться успеха, чтобы этот ответ был принят неевреем? Именно через то, что ему скажут правду, а перед правдой все остальное теряет силу!»
О праве евреев на Святую Землю не раз написано в Торе, которую народы мира тоже могут открыть и прочесть. Разве не о нас сказано: «И приведет тебя Господь, Б-г твой в Землю, которой владели отцы твои, и будешь ты владеть ею…»(Дварим 30). Или еще более близко к нам: «Наступают дни, - сказал Господь, - когда не будут больше говорить «жив Господь, который вывел сынов Йисрайлевых из земли Египетской», а скажут: «жив Господь, который вывел и который привел потомство дома Йисрайлева из страны северной и из всех стран, куда я изгнал их; и будут они жить на земле своей» (Йеремия 23).

Весь мир невольно толкает нас к предъявлению Танаха в качестве право образующего документа на нашу землю. Что мешает нам признать свою особенность и сослаться на этот документ? Что может убедить нас самих в этом?
Сегодня сохраненный еврейский народ и возрожденный Израиль представляет собой загадку для науки и единственный в истории цивилизации случай. Воистину вавилонское столпотворение языков и народов, в лице вернувшихся со всех сторон света евреев. Представители африканских еврейских общин больше напоминают африканские народы, чем евреев, индусских - индусов, бухарских – узбеков, грузинских – грузин, и так далее.

Россия напоминает о себе разнообразно. Слышна звучная русская речь по радио, телевидению, в театрах и клубах Израиля, не говоря уже об улицах городов и селений. Можно познакомиться на русском языке с Торой, Каббалой и Танией – духовными сокровищами еврейского народа, которые были запрещены в России. Но чаще всего о России напоминают нам наши некоторые политические деятели, для которых атеизм вкупе с социалистическими идеалами стали основой мировоззрения. Мы, воспитанные в России на этих идеалах, не знакомые с духовными богатствами наших предков, стараемся навязать Израилю наши взгляды на жизнь и государство, не прошедшие испытание временем. Мы тащим за собой груз в виде атеизма и социальных стереотипов в Эрец Исраэль, как последнее достижение науки, на которой были воспитаны. При этом забываем, какое число так называемых социальных наук умерло на наших глазах. Даже Россия перестраивается: Путин отмечает праздники участием в службе православного храма. В институте, где я проработала на кафедре физики долгие годы, готовится к открытию православная церковь. Но мы продолжаем упорствовать в неведении истинных духовных ценностей, называя их привычно мракобесием, как было написано в соответствующих курсах марксизма-ленинизма. Надо скорее очистить свое сознание от всего, что мешает нам сегодня.

Каждый из приехавших сюда евреев привез с собой множество различных знаний и традиций, отражающих условия среды, в которой они пребывали долгие годы, помноженную на нашу больную память о своем еврействе. Воистину Израиль сегодня представляет собой смесь языков и культур народов мира и можно только удивляться, что при таком разнородном составе населения за пятьдесят пять лет истории Израиля в условиях войн и террора, в пустыне возрождена цивилизация, уходящая глубокими корнями в некогда существующее на этой земле еврейское государство. Есть много доказательств нашей связи с этой землей, что является основой еврейского мировоззрения:

1.Языком общения в нашем обществе стал иврит – Святой язык Торы, и это менее чем за сто лет. Благодаря этому для евреев, оторванных от своих корней, созданы условия для возврата к Торе. Возрождение разговорного иврита за короткий период представляет собой чудо, не имеющего прецедента в истории цивилизации.
2.На современной карте Израиле сохранены названия многих населенных пунктов, упоминающихся в Торе.
3.Денежной валютой в Израиле является шекель, неоднократно упоминающийся в Торе.
В любом месте Израиля можно увидеть копилки для сбора средств нуждающимся. Они напоминают о важнейшей в еврейском мировоззрении заповеди (мицве): любить и помогать ближнему.
4.Шабат – является официальным днемотдыха. Таким образом, государство защищает
одну из важнейших заповедей Торы.
5.Сохранены на государственном уровне все еврейские праздники, отмеченные в Торе.
6.Обязательно изучение в светских школах Танаха.
7.Сохранена форма традиционного духовного образования евреев, которая за годы
существования Израиля расширилась.
8.Большинство нерелигиозных евреев в Израиле выполняют еврейские традиции при
рождении (брит-мила), при достижении определенного возраста {бар и бат-мицва},
на свадьбах и похоронах.
9.Во многих еврейских семьях, не придерживающихся строгих традиций, зажигают
свечи в шабат и на Хануку, постят в Йом Кипур, отмечают Песах.
10.В еврейских домах на косяках дверей крепятся мезузы, даже если здесь живет не
  религиозная семья.

А вот еще одно доказательство того, что создание Израиля не укладывается в рамки науки, и является частью программы, описанной в Танахе. В статье доктора психиатрии, профессора Вадима Ротенберга под названием «Зачем евреям Израиль», прозвучавшей недавно в интернете, ученый показывает, что создание евреями своего государства сразу вслед за Катастрофой европейского еврейства противоречит законам психологии. По всем психологическим законам Катастрофа должна была вызвать массовое чувство обреченности и беспомощности, чего на самом деле не произошло.
 
Мы стали свидетелями широкого распространения каббалы, которая раньше передавалась лишь отдельными праведниками от учителя к избранным ученикам. Сейчас с сокровищницей древних знаний можно познакомиться на разных языках по книгам и интернету, телевидению и радио. И хотя эта «высшая математика» духовных знаний отнюдь не соответствует такой форме обучения, но сам факт свидетельствует об интересе к нашему духовному учению, о чем говорится в пророчестве Иешайя.
Книга «Тания», написанная основоположником Любавичского движения Рабби Шнеур Залманом, сделала знания, таящиеся в Торе и каббале, по настоящему доступными каждому. «Тания» переведена на многие языки, знакомя народы мира «с путями дома Якова».

Наш современник, 7-ой Любавичский Ребе Менахем Мендл Шнеерсон*, благодаря огромной организационной и просветительской деятельности, помог дальнейшему распространению идей и учения хасидизма. По всему миру появились дома Хабада, в которых каждый еврей может обратиться для получения знаний о еврействе и его роли в истории человечества сегодня, а также для получения помощи. Благодаря его усилиям начала работать повсеместно программа возрождения еврейства, возвращения его к своим корням. Все это помогало распространению знания дома Якова в соответствии с пророчеством Йешайя.
 
Подтверждением слов пророка может быть также наблюдаемый феномен, невозможный в прошлое время: это стремление людей разных национальностей принять еврейство для приезда в Израиль. Звание «еврей» стало притягательным для многих. Одни это делают из идеологических соображений. В городе, откуда я репатриировалась в Израиль, сын известного общественного деятеля Ивана Ивановича Иванова увлекся Торой, сменил имя и уехал в Израиль, став, по словам отца «лучшим евреем города». Русская мать и отец из казаков приезжали в Израиль проведать сына, живущего в Иерусалиме. Другие, любыми методами исправляли свою национальность на пресловутый 5-ый пункт, чтобы также попасть в Израиль.
 
Можно ли отмахнуться, от всей этой совокупности фактов, упрямо напоминающих нам об особой роли Израиля, предсказанной Танахом, напоминающих нам о наших корнях и еврействе. Ведь наука приучила нас к необходимости считаться с фактами. Вот к чему призывает нас сегодня ситуация. Нашим ученым стоит задуматься над тем, насколько соответствует истине привычный взгляд на мир, в котором царствуют атеизм и материализм. Нобелевский лауреат академик Гинзбург, пропагандирующий в своем выступлении атеизм в Израиле, не осознает, что это является программой ассимиляции еврейства, которая по своим результатам близка к программам всех, кто боролся за «пространство свободное от евреев», включая Гитлера и Сталина, с программой, против которой еврейский народ сражался всю свою историю. Еврей Гинзбург неоднократно вынужден признать, что не понимает причин связи с еврейством, которую он испытывает, тогда как это одна из аксиом еврейского мировоззрения.

Наш конфликт не может быть решен в рамках военно-политических соглашений, его природа намного глубже и намного шире: это конфликт между еврейским мировоззрением и мировоззрением, навязываемым нам народами мира. Это борьба за истинные ценности, которую еврейский народ долгие века вел в изгнании. Вот над чем следует задуматься всем, кто искренне болеет за судьбу еврейства и Израиля.
Еврейское мировоззрение учит, если мы будем вести себя как Единый Народ, осознающий ответственность перед Хозяином Вселенной, Который дал нам право на эту Землю, ни Буш, ни Путин, ни арабы не смогут препятствовать этому. Наши сегодняшние враги отступят, сразу почувствовав поддержку Творца.

В еврейской традиции звук шофара связывают с Геулой – временем нашего освобождения, предсказанного пророками.Чтобы почувствовать его, нам надо по выражению Ребе «осмыслить зрение» и тогда перед нами предстанет череда чудес, характерных для этого периода. Первым из чудес является сохранение еврейского народа и создание государства Израиль, этот единственный случай в мировой истории человечества возрождения на своей земле народа после тысячелетних скитаний, не укладывающееся в рамки ни одной из наук. Чудом является разрушение коммунистической империи зла, что открыло евреям возможность возвращения на землю отцов. Оно было предсказано шестым Любавичским Ребе Раяцом в 1917 году. А разве не напоминает о чуде Пурима смерть Сталина именно в эти дни? Открытым чудом являются победы еврейского народа во всех арабо-израильских войнах, вопреки законам военной науки. В шестидневной войне и войне Судного дня евреи одержали победу над многократно превосходящими их силами противника. Ни один военный эксперт не мог объяснить, что произошло, только наш современник
7-ой Любавичский Ребе Менахем Мендл Шнеерсон предсказывал победу и поддерживал евреев своими обращениями.В период войны в Персидском заливе, когда падали скады Ирака, практически не нанося вреда, многие скептики и неверующие признавали это за чудо. Оно и было таковым. Неужели это все лишь случайные совпадения? Не слишком ли много их?

Все это напоминает нам, что период нашего освобождения настал. А если вы все еще продолжаете пребывать в сомнении, то вспомните, как на наших глазах рухнула КПСС, тогда как никто этого не ожидал. Система казавшаяся вечной, распалась, как карточный домик: ее не спасли ни ядерный потенциал, ни природные богатства, ни воспитанный в людях патриотизм. То же произойдет с силами зла, яростно выступающими во всем мире против евреев и Израиля, если мы доверимся нашему еврейскому мировоззрению, которое сохранило нас, как народ, и выдержало жестокие испытания столетий.

Приняв из рук Вс-вышнего Тору, мы взяли на себя выполнение 10 заповедей, тогда как остальные народы мира обязаны выполнять 7 из них. Взятые дополнительно заповеди посвящены служению Творцу, Единения с ним. В этом состоит особая роль еврейского народа, особая роль Израиля. Вот о чем Творец всеми чудесами напоминает нам, призывая нас вновь стать Единым народом. Каждый из нас сегодня может помочь своему народу, если задумаемся над тем, что мы вернулись на Святую Землю не случайно, Святой язык Торы стал языком нашего общения и нам надо стать вновь Единым народом. Шофар зовет нас под грозный рокот антисемитизма, разносящийся вновь по всему миру, начиная с ООН, под прерывистый вой сирен машин, несущихся к очередному месту терракта, напоминая о том, что мир не поможет нам. Евреям не на кого рассчитывать, кроме Творца и себя. Нам надо заявить громко без страха перед лицом всего мира, что эта земля наша, так как вручена нам навечно Всевышним, и мы «ни куста, ни камня» Эрец Исраэль никому не уступим. И тогда громче зазвучит шофар, чтобы Солнце истинного мира начало светить всем, как сказано в Танахе.

 5.08.04

* 7-ой Любавичский Ребе - Король-Мошиах, о чем подтвердили письменно более 200 раввинов.
   


Рецензии