Аристократизм духа и наше время

Аристократия – власть лучших,
 а элита – власть избранных,
но не всегда избранные оказываются лучшими
(Н.Бердяев)

Следует констатировать, что наше общество обнищало здоровым жизнеутверждающим духом. Отсюда, падение нравов, несогласия, нестроения, воровство, ханжество, коррупция, которые как горы мусора выросли там, где не убирается, где не умеют различать мусор и качественный продукт. К сожалению, это касается всех сфер нашего бытия. Но все же все начинается с образования, в среде которого, как в колыбели, воспитывается человек. Этот человек идет дальше по жизни, внося в нее свою картинку мира, транслируя ее в свою семью, в те сферы жизни, где он значим. Сегодня возникает ощущение, что человечество погрузилось в мир отчаяния, катастроф, мифов-ожиданий в лучшее будущее. Появилось ощущение, что произошла подмена духа созидания на полную его противоположность. А ведь это не свойственно человечеству. Но… по-порядку.
Задаваясь вопросом, что есть аристократизм духа, непременно возвращаешься к самому понятию аристократизм, фокус понимания которого пришелся на век просвещения в царской России. Следует понимать, что качество аристократизма в России нарабатывалось постепенно, балансируя между житейско-мужицкой мудростью и той вершиной мудрости духа, которая, как дар, как свет помогала выходить достойно из сложнейших кризисов, объединяя лучшее, что было накоплено опытом и культурой в столетиях.
Когда еще не было жестоко вытравлено представление об аристократизме как качестве человеческой личности, именно оно подразумевало способность мыслить и действовать в соответствии с кодексом чести, достоинства человека, как образа Божьего на благо государства, всего человечества. В первой половине ХХ века это понятие трансформировалось до уничижения на обывательско-политическом уровне и стало предметом манипуляции, и даже ненависти, презрения в обществе, т.к. воспринималось упрощенно как характеристика социальной группы, которая безжалостно «эксплуатировала», «порабощала» большинство. Таким образом, выпячивались внешние признаки бытия без осмысленного поиска истины, что привело к разрыву цепочки естественного наращивания качественного потенциала свободной личности, способной к самостоятельности мышления и действия на благо отечества.
В словарях и сегодня предлагается упрощенное (или сокращенное) значение слова «аристократ»:
1) высшее сословие, привилегированное сословие в классовом обществе; родовая знать;
2) истор. - форма государственного правления в древней Греции;
3) перен. - привилегированная группа какого-нибудь класса или общественной группировки.
Как правило, авторы таких трактовок ссылаются на односторонний подход, который отталкивается от простой трактовки этимологии слова, происхождение которого из греческого языка. Слово «аристократ» делят на две части – «аристо» и «крат», соответственно от греческого - ;;;;;;;; знатнейший, благороднейшего происхождения» и ;;;;;;, «власть, государство, могущество». Итак, из этимологии слова следует, что власть принадлежит знатному, благородному (благой род, т.е. род исполненный благодатью) человеку. Получается, что один имеет власть, а остальные, так сказать в подчинении, в подвластии, в рабстве. Непорядок. С чего это меньшинство должно руководить большинством? Родилась идея демократии, т.е. правления демоса – большинства. При этом обезличенного, не обозначенными какими-либо качествами. Да и не важно, он же – демос.
Обратимся все же к понятию «аристократизм духа» и попробуем разобраться в характерных признаках. Понятие, конечно, шире простой этимологии, поскольку оно отображает качественное развитие представления аристократии, учитывая все сопутствующие характеристики и свойства, наполняющие его значение. В философской энциклопедии оно достаточно точно и емко описано в статье О.В.Шабуровой: «АРИСТОКРАТИЗМ – тип духовности и стиль жизни,  опирающиеся на глубокую культурную традицию существования аристократического сословия. Аристократия – привилегированная знать, и высшее сословие в традиционных обществах; в политологическом аспекте аристократия от греч. aristos – лучший, kratos – власть) есть власть лучших, соответствующая форма государственного правления. Для истории философской мысли проблема аристократии и аристократизма весьма значима. К ней обращались Платон, Ницше, Н. Бердяев, X. Ортега-и-Гассет и др. Все они связывали аристократизм с высокой духовностью, которая определяла своеобразие аристократии, являлась основанием ее возвышения. У Платона аристократизм состоит в преобладании разумной части души как прирожденного, а не приобретенного качества (выделено нами). Для Ницше – в эпоху господства рационализма и разрушения культуры толпой безответственных посредственностей – аристократизм является главным основанием возрождения культуры (выделено нами), ибо аристократия воплощает образ длинной лестницы рангов, дает «пафос дистанции», служит апологии неравенства. В русской философии эту линию разрабатывает Н. Бердяев («Философия неравенства»), который тоже утверждает иерархичность как непреложный закон жизни, а вершиной человеческой иерархии является аристократ духа (выделено нами), его он видит в лучших людях русского дворянства. X. Ортега-и-Гассет уже однозначно рассматривает аристократа как аристократа духа, безотносительно к какой-либо социальной группе (выделено и подчеркнуто нами).
Основание духовного аристократизма – осознанный и ответственный идеал служения – противостоит «восстанию масс». Действительно, на рубеже XIX - XX вв. аристократия как социальная группа исчезает, власть перестает быть прерогативой лучших, уходят в прошлое механизмы социальной преемственности аристократии. Но сохраняется и в особых формах существует традиция аристократизма, содержанием которой выступает соответствующий тип духовности...
Эпоха революций приводит к гибели аристократии, ибо «плоды Просвещения» – равенство и господство над природой – разрушают многовековую вертикаль социальной и духовной структур. Но и в переструктурированном социальном хаосе демократий и диктатур с неизбежностью выстраиваются новые социальные иерархии, и внешне они часто напоминают аристократию, ибо стремятся ей подражать, такие образования принято называть элитой. Аристократия – власть лучших, а элита – избранных, но не всегда избранные оказываются лучшими. Просматривается тенденция к окончательному разрыву между аристократизмом как типом духовности, выстроенном на органическом единстве познавательного, нравственного и эстетического начал, и стилем жизни, вплоть до поглощения феномена стилем, где внешняя демонстрация оказывается доминантой. Предельным выражением автономности и тотальности стиля является мода. Мода – предел и оборотная, самодостаточная, сторона эстетизма. Претензии моды на аристократизм – в ее стремлении быть непонятой и этим противостоять массе». [Философский словарь]
Понятие «аристократизм духа» в цитируемой энциклопедической статье подается через призму оценки и понимания его философами разных эпох, трансформацию понятия и основные признаки, квинтэссенцией которых проявляется типе духовности и стиле жизни,  опирающиеся на глубокую культурную традицию существования аристократического сословия и в последующем лишь подражание аристократизму. И все же, представляется недостаточным такое понимание аристократизма. Если отбросить внешнюю атрибутику – знать, сословие, стиль жизни и пр., то остается духовность, отражающая мудрость духа, которую встречаем у царя Соломона, Евангельская мудрость, другими словами, чистота духа, в которой нет места лукавству, бесчестию, невежеству. Таким образом, аристократизм можно рассматривать в двух аспектах:
1)  как внешний признак, проявляющийся в принадлежности к определенной социальной группе, тогда непременной атрибутикой будут звания, состояние, родословная и приверженность стилю жизни, внешняя просвещенность, не имеющая выхода на реальные действия, а имеющая демонстративный характер. Такому возможно подражать, но не быть таким;
2)  как внутреннее проявление, т.е. аристократизм духа, который выше внешних атрибутов, но внешне проявляется в слове, действии, целях и мотивах человека, умении ставить общее благо выше личного. Такому подражать намного сложнее, ибо это требует большой внутренней работы над собой. Без веры такая работа будет не только сложной, но и бесплодной, поскольку только укрепление в истине дает силу совести, силу духа, оттачивает жизнеутверждающие принципы.
 Аристократизм духа соответствует высшим человеческим качествам, который свойственен единицам. Они являются ценным генофондом человечества, его спасением, если хотите. Каждому человеку дана духовная мудрость от Бога, как дар, но не каждый его принимает и не каждый стремится к его развитию в себе. Аристократизм духа, по Платону, является прирожденным качеством. Возможно, отчасти это так. Вместе с тем, особая система воспитания, как показывает история,  способна развить мудрость духа.
Претерпело ли изменение это качество в современных условиях? Аристократизм духа, наверное, все же является динамичным качеством личности, т.е. оно развивается, трансформируется в современных условиях. Вместе с тем, основание его остается неизменным, как главный отличительный признак. Аристократизм духа, как вершина его проявления наблюдается у святых. К ним с полным основанием можно отнести Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Серафима Вырицкого, Николая Сербского, святителя Луку Крымского, Николая ІІ и многих др., которые служили отечеству своей духовной мудростью, дающей прозорливость сквозь время.
Аристократ духа не станет заниматься отмщением, истерить, делать подлости либо мелкие или крупные пакости, тем более действовать за спиной. Он никогда не будет подстраивать интриги, подсматривать, и подслушивать, унижать, оскорблять либо обворовывать, не опуститься до зависти или, не дай Бог, расправы. Он не пойдет бунтарить или возбуждать к пролитию крови, не будет уходить от ответственности или прятаться за спиной, пользоваться связями. Да и сложно представить аристократа духа с таким набором качеств, ведущих к разрушению созидательного духа, а, значит, самой жизни. Аристократу духа присуще благородство, имеющее в слове два основания – «благой» и «род», что подразумевает ряд поколений, на которых снисходит Божья благодать. Потому что они не грешили, т.е. не теряли, прежде всего, связь с Богом. Связь с Ним  возможна через Любовь к Нему и к ближним. И только проявление любви дает возрастание мудрости, а через нее – терпение, т.е. смиреномудрие. Любовь дает иное видение мира, а, следовательно, и отношение к нему, к тому, что в нем происходит. Поэтому аристократ духа самодостаточен, т.е. самостоятелен и независим в суждениях, открыт, правдив, терпим. Он не вызывает чувство жалости, когда его ломают и кажется, что сломали, поскольку он будет идти по пути истины до конца. Иисус Христос дал пример такого аристократизма, зиждущегося на любви всепрощающей, в основе которой мудрое знание достижения вечной жизни в Царствии Божьем. Смысл аристократизма духа в благочестивом служении истине. А служить истине и поступать, не соразмерив с нею свои чувства, мысли, поступки, цели жизни означает обратное – служить лжи и злу. Все перечисленные качества присущи человеку по его выбору, его доброй воле. Так нам дано делать свой выбор. И каждый может задать себе вопрос: на какой он стороне, кому или чему служит?
Исходя из такого понимания, аристократизм духа является качеством личности, задатки которого есть в каждом человеке, как образе Божьем, и развивается при определенном напряжении душевных сил, понимания их направленности на обретение такого качества. Другое дело есть ли осознанное стремление к нему, есть ли желание бескорыстного и высокого служения, есть ли силы не обращать внимание на мелкие уколы невежд и понимание того, что они неизбежны, так же как неизбежны времена года, движение Земли, рек, морей и океанов?
Нет сомнения, что если бы аристократ духа был сегодня у власти, то государство от такого правления только выиграло бы. И этому есть примеры. В царской России (в последние времена) – это Николай ІІ. Безусловно, его правление слишком раздражало прагматично-рациональную Европу. Ведь она стремительно теряла в своем мировом влиянии. Поэтому и произошел октябрьский переворот, тщательно подготовленный завистниками и иудами, обладающими демонстративным аристократизмом. Дальше из истории известно, что аристократизм духа был низвержен до уровня внешних проявлений и искоренялся беспощадно.
Правда, очень скоро стало понятно, что превратив империю в скотство, как и было задумано Европой, вместе с Россией пропадут и те, кто еще недавно глумился над тем, что давало им достойную жизнь. Шариковы (Булгаков «Собачье сердце») в таком масштабе могли быть реальной угрозой и для самой Европы. И вот, чтобы скотство не достигло вселенских размеров и не смело, в том числе и Европу, на своем пути, произошло некое упрощение понятия. Вместо аристократа духа пришла партийная элита в виде взращенных партийных аристократов с подменой истинной духовной мудрости на лукавство с партбилетом и другими атрибутами. В выше цитируемой статье говорится, что в переструктурированном социальном хаосе демократий и диктатур с неизбежностью выстраиваются новые социальные иерархии, и внешне они часто напоминают аристократию, ибо стремятся ей подражать, такие образования принято называть элитой.
Казалось, что манипуляция с аристократизмом духа удалась. Но неуемный, с генетическим кодом чести народ, тягой к чистоте духа и нравственности, воспитанный на лучших примерах истории, русской классической литературы, мировой музыки, искусства, вдруг стал проявлять обновленные расточки того самого аристократизма духа, который так усердно выкорчевали в начале ХХ века. Их не называли уже аристократами, но образовалась новая социальная группа (ее называли уничижительно прослойкой) – интеллигенция. Изувеченная социальными катаклизмами аристократия духа, всегда стремящаяся к истинной свободе, не могла исчезнуть, не оставив ничего. Удивительно, но оказалось, что без нее государство, общество также не могут развиваться. Они являются живительной подпиткой жизни общества, способного к развитию, той энергией, благодаря которой возможно созидание.
И вот новые потрясения – 1991 год с уходом в обособленность, надуманный националистический акт, рьяно влекущий целый народ к самоуничтожению. Не до аристократизма. Далее – болезнь демократических иллюзий 2004 года. И снова  промах в идеалах, в лидерах. Теперь утроенность демократических иллюзий 2013 года с горечью обновленного нацизма и скотства. И опять будет тот же финал. Он предначертан. Ведь нет в рядах орущих демократов, декорирующих патриотизм, аристократа духа, способного удерживать культурные традиции великого народа, безо всяких условий служить отечеству. А значит, нет иерархии,  нет ствола, способного удерживать множественность ветвей и подпитывать их живительным соком для возрастания и процветания. Все это напоминает народную украинскую сказку о Котигорошке, который боролся с трехглавым змеем. Но так ведь победил! Может и этот трехглавый уродец, падет от пробуждения народной мудрости и всплеска аристократизма духа? Хочется верить. А те, кто поддались чарам «Снежной королевы» и в их сердцах все еще сидят осколки, не позволяющие видеть мир реальным, надеюсь все же сумеют избавиться от чар евро-чародеев и победит дух истины, дух аристократии.
Удивительно, но слова написанные Николаем Бердяевым в 1918 г. в книге «Философия неравенства» в шестом письме «Об аристократии» очень точно и современно замечает: «… поистине, аристократия имеет более глубокие, более жизненные основы. Основы эти ныне затуманились, и о них начинают забывать. Но тот, кто интересуется существом жизни, а не её поверхностью, должен будет признать, что не аристократия, а демократия лишена онтологических основ, что именно демократия не имеет в себе ничего ноуменального и природа её чисто феноменолистическая. Аристократическая идея требует реального господства лучших, демократия — формального господства всех. Аристократия, как управление и господство лучших, как требование качественного подбора, остается на веки веков высшим принципом общественной жизни, единственной достойной человека утопией. И все ваши демократические крики, которыми вы оглашаете площади и базары, не вытравят из благородного человеческого сердца мечты о господстве и управлении лучших, избранных, не заглушат этого из глубины идущего призыва, чтобы лучшие и избранные явились, чтобы аристократия вступила в свои вечные права. … Демократия сама по себе не имеет внутреннего, онтологического содержания, и потому обслуживать она может цели самые противоположные. Этим она по существу отличается от аристократии, которая есть идеал благородства, породы, качества. Не обманывайте себя внешностью, не поддавайтесь слишком жалким иллюзиям. С сотворения мира всегда правило, правит и будет править меньшинство, а не большинство. Это верно для всех форм и типов управления, для монархий и для демократий, для эпох реакционных и для эпох революционных … Вопрос лишь в том, правит ли меньшинство лучшее или худшее. Одно меньшинство сменяется другим меньшинством. Вот и всё. Худшие свергают лучших или лучшие свергают худших. Непосредственного управления и властвования человеческой массы быть не может, это возможно лишь как момент стихийного массового разлива в революциях и бунтах. Но очень быстро устанавливается дифференциация, образуется новое меньшинство, которое захватывает в свои руки власть. В революционные эпохи обыкновенно правит кучка демагогов, которая ловко пользуется инстинктами масс. Революционные правительства, почитающие себя народными и демократическими, всегда бывают тиранией меньшинства. И редко, редко меньшинство это бывало подбором лучших. Революционная бюрократия обычно бывает ещё ниже той старой бюрократии, которую революция свергает. Революционная же масса всегда бывает лишь атмосферой для осуществления этой тирании меньшинства».
В продолжение своей мысли Бердяев приводит цитату британского философа и писателя Томаса Карлейля из книги «Герои, почитание героев и героическое в истории», написанной в 1908 г.: «Все социальные процессы, какие только вы можете наблюдать в человечестве, ведут к одной цели — достигают ли они её или нет, это другой вопрос, — а именно: открыть своего able man (способного человека) и облечь его символами способности: величием, почитанием или чем вам угодно, лишь бы он имел действительную возможность руководить людьми соответственно своей способности. Избирательные речи, парламентские предложения, были о реформах, французские революции, всё стремится, в сущности, к указанной мной цели или в противном случае представляется совершенно бессмысленным. Отыщите человека самого способного в данной стране, поставьте его так высоко, как только можете, неизменно чтите его, и вы получите вполне совершенное правительство, и никакой баллотировочный ящик, парламентское красноречие, голосование, конституционное учреждение, никакая вообще механика не может уже улучшить положения такой страны ни на одну йоту». 
И далее Н.Бердяев продолжает: «Пока жив дух человеческий и качественный образ человека не задавлен окончательно количеством, будет стремиться человек к царству лучших, к истинной аристократии. И что можете вы противопоставить этой высшей мечте человеческой, этой единственной достойной утопии?.. Все ваши принципы, демократические, социалистические и анархические, — формальны, механичны и количественны, все они безразличны и равнодушны к реальностям и качествам бытия, к содержанию человека».
Из вышесказанного следует, что власть должна принадлежать аристократу духа, обладающего высокими духовными качествами, всесторонне образованным, интеллектуальным, способным самостоятельно держать власть, т.е. самодержцем, государем, служащим истине. В содержание истины входит любовь к Богу, своему народу, к своей земле.  Тогда возможно возрождение самодержавия, государства. И нам самим остается решать – жить в демократических иллюзиях и двигаться по пути самоуничтожения, что выгодно для теневого мирового правительства, или очнуться от мертвецкого сна, наполненного чудовищами, готовыми нас задушить и обратиться лицом к высокой жизнеутверждающей истине, объединяющей нас всех духовности для созидания и процветания государства, во главе с Государем – аристократом духа во всем качестве его проявления. От этого источника должен возродиться в своей природной полноте дух созидания. Только при таких условиях мы можем достигнуть процветания и благоденствия, мира и любви.

2014 г.


Рецензии
"К ним с полным основанием можно отнести Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Серафима Вырицкого, Николая Сербского, святителя Луку Крымского, Николая ІІ и многих др., которые служили отечеству своей духовной мудростью, дающей прозорливость сквозь время."

Вот и примеры, образцы!

Радостно, Людмила, что Вы не только подняли эту благороднейшую тему, но и тщательно и взвешенно обосновали, как путь к созиданию. А иначе для чего приходит человек в этот земной мир?! К сожалению, духовный сон всё более склонился над людьми. Не смотря ни на какие статьи, сон представляется убежищем...А чары "Снежной королевы" такими привлекательными...Да будет код чести неистребим!

С благодарностью и уважением.

Людмила Новокиевская   03.10.2020 18:53     Заявить о нарушении
Благодарю, Людмила за Ваше терпение и глубокое прочтение.
Очень надеюсь, что аристократизм духа победит то, что суетится, влачится во времени и пространстве.
Ваши стихи духовно богаты и глубокие. Вот и подтверждение того, что аристократизм духа жив.
Успехов Вам, радости и Света

Буркова Людмила   07.10.2020 22:04   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.