В Духе Истины

ИЗБРАННЫЕ ПОУЧЕНИЯ Святых

Исаак Сирин.Слова Подвижнические


Хочешь ли насладиться стихословием во время службы своей и постигнуть смысл произносимых тобою словес Духа? Отложи совершенно в сторону количество стихословий, не принимай в расчет знания меры в стихах. Произноси их как молитву, оставь обычное громогласие и уразумей, что говорю.

*
Молитва в чине своем выше милостыни

*
Не проси у Бога того, что Сам Он без прошения дает нам по Своему промышлению, и дает не только Своим и возлюбленным, но и тем, которые чужды ведения о Нем. Ибо сказано: не будьте якоже язычницы, лишнее глаголющие в молитвах своих ( Мф. 6: 7)



* Царствие Небесное – внутрь вас есть.
Если будешь чист, то внутри тебя - Небо и в себе самом узришь Ангелов и Свет их, а с ними и в них и Владыку Ангелов.
У чистого душою мысленная область внутри его: сияющее в нем Солнце – Свет Святой Троицы.
Святые Ангелы из собственного ведения вливают в нас познание о движении вещей, что сами прежде вкусили и что представили умом, то передают потом и нам.
И вторые, также Учители, по мере своего ведения, возбуждают в нас представления о движении вещей: потому что иначе о том, в чем сами не пребыли, будет им необходимо в нас возбуждать правые помыслы. (с.117)
Они (Ангелы) – наши учителя, равно как Учителя и взаимно друг другу. Низшие учатся у тех, которые приникают на них и имеют более Света; и таким образом, учатся одни у других, восходя постепенно до той единицы, которая имеет Учителем Святую Троицу.
И самый опять первый чин утвердительно говорит, что не сам собою учится Он, но имеет Учителем посредника Иисуса, от которого приемлет и передает низшим.
*

5) Ум наш и без посредства святых Ангелов может сам собою и не учась возбуждаться к доброму, …ум не может сам собою сделать зла.

6) Любовь силою своею действует двояко: Она мучит грешников, как и здесь случается другу терпеть от друга, и веселит собою соблюдших долг свой.
Геенское мучение – есть раскаяние.
Души же горних сынов Любовь упоевает своими утехами.

7) Молитва есть чистота ума, которая одна, при изумлении человека, уделяется от Света Святой Троицы

8) Шесть дней совершаются в делании жизни хранением заповедей; седьмой день весь проводится во гробе и восьмой – исшествие из гроба (123)

9.  Что служит  признаком сердечной чистоты?
Когда всех людей видит кто хорошими и никто не представляется ему нечистым и оскверненным, тогда подлинно чист он сердцем.

10. Хочешь ли, по евангельской заповеди, приобрести в душе своей любовь к ближнему?
Удались от него: и тогда возгорится в тебе пламень любви к нему, и радоваться будешь при лицезрении его, как при видении светлого Ангела.
Хочешь ли также, чтобы жаждали твоего лицезрения любящие тебя?
В определенные только дни имей свидание с ними.

11. Опыт – учитель для всех.

12. Бесстрастие не в том одном состоит, чтобы не ощущать страстей, но и в том, чтобы не принимать их в себя.

13. Воля смиренномудрого – от самого себя погрузиться внутри себя, войти в безмолвие и вселиться в нем, всецело оставить все свои прежние мысли и чувствования, соделаться чем-то как бы несуществующим  в твари, не пришедшим еще в бытие, вовсе незнаемым даже самой душе своей. (332)

14. Истинно смиренномудрый не осмелится и помолиться Богу или сподобиться молиться, когда приступает молиться, или просить чего-либо иного, и не знает, о чем молиться, но только молчит всеми своими помышлениями. И осмеливается только так говорить и молиться: «По Воле Твоей, Господи, да будет со мною»

15. Ни стояние, ни стихословие одних псалмов не есть всецелое бдение. Напротив того, иной всю ночь проводит во псалмах, другой – в покаянии, молитвах умиленных и земных поклонах а иной в слезах и рыдании о своих грехопадениях.
Об одном старце говорили, что 40 лет молитву его составляла одна речь: «Согрешил я, как человек, Ты прости, как Бог». Сия одна молитва заменяла у него службу днем и ночью. (362)

16. Истинно смиренномудр, кто имеет в сокровенности нечто достойное гордости, но не гордится и в помысле своем вменяет это в прах.

17. человеку должно всегда отвращать мысль свою от страстей к естественному добру, какое Создателем вложено в природу.

18. Когда ум наш пребывает там ( в сердце) уединенно и отшельнически, тогда не он уже ведет брань со страстями, но благодать; разве только и самые страсти не приходят в нем в действие.

19. Чистота души есть первоначальное дарование естества нашего.

20. Ветхие заповеди хранит страх, а животворные заповеди Христовы хранит Любовь.

21. Сперва должно приобрести Любовь, которая есть первоначальное созерцание Святой Троицы, а после того будет созерцание Духовное.

22.  Любовь – есть обитель духовного, и водворяется в чистоте душе.

23. Кто не снискал телесного делания, тот не может иметь и душевного, так как последнее рождается от первого.

24. Удерживайся от многого и заботься об одной душе своей, чтобы спасти её от расточения внутренней тишины.

25. Бездейственность безмолвия возлюби паче, нежели насыщение алчущих в мире и обращения многих народов к поклонению Богу.
Лучше тебе умириться с душою твоею в единомыслии тройственного в тебе состава, нежели учением своим умиротворять разномысленных. (434)

26. Будь сам в себе – и не погибнешь.

27. Первоначально данный Богом человеку естественный закон – есть рассматривание тварей Его. Закон писанный присовокуплен по падении.

28. Покров и Промысел Божий объемлет всех людей, но он невидим, разве только очистившим себя от греха и помышляющим всегда о Боге, и притом о Нем Едином.
Преимущественно же открывается им Промысел Божий, когда ради Бога входят они в великое искушение.

29.   Не приходя в безмолвие чувств, душа не ощутит мира в мысли. Без тишины помыслов ум не подвигнется в сокровенные таинства.

30.  Пусть всегда будет у тебя этот нрав – ко всем быть благоприветливым и почтительным.
Если хочешь обратить кого к Истине, то скорби о нем и со слезами и с любовью скажи ему слово или два, а не воспаляйся на него гневом, и да не увидит в тебе признака вражды.

31. Телесные труды без чистоты ума – то же, что бесплодная утроба и иссохшие сосцы, потому что не могут приблизиться к ведению Божию. Тело они утомляют, но не заботятся искоренить страсти в уме, а потому ничего и не пожинают. ( 471)

32. Тот странник, кто мыслию своею стал вне всего житейского. Тот милостив, кто в мысли своей не отличает одного от другого, но милует всех.

33. Совершенство смирения в том, чтобы с радостью сносить ложные обвинения.

34. Телесный труд и поучения в Божественных Писаниях охраняют чистоту, а труд подкрепляют надежда и  страх. Надежду же и страх утверждают в уме удаление от людей и непрестанная молитва.

35. Когда Сила Духа низойдет в действующую в человеке душевную силу, тогда вместо закона Писаний укореняются в Сердце заповеди Духа, и тогда в тайне учится у Духа и не имеет нужды в пособии вещества чувственного
( так как пока сердце учится у вещества, непосредственно за учением следуют заблуждение и забвение, а когда учение преподается Духом, тогда памятование сохраняется невредимым). 480

36. Доброе делание и смиренномудрие делают человека богом на Земле, а вера и милостыня содействуют ему скоро приблизиться к чистоте.

37. Лучше смерть за Бога, нежели жизнь со стыдом и леностью.
Надежда продлить настоящую жизнь не должна воспрепятствовать тебе подвизаться и победить, так как надежда продлить сию жизнь расслабляет.

38.
Тысяча лет нынешнего века не равняется и одному дню в веке праведных ( Пс. 39. 4)

39.
Дела безмолвия: алкание, нужда, чтение, всенощное и трезвенное бдение с поклонами днем и ночью. Самая малая мера поклонов – 30.

40.
Сиди в кельи, и это само о себе научит тебя всему.

41.
Ведение немощи своей является основанием благостыни. Никто не может ощутить немощь свою, если не будет попущено на него хотя малого искушения тем, что утомляет или тело, или душу. Тогда, сравнив свою немощь с Божией Помощью, тотчас познает ее Величие.

42.
Молитва – есть радость, воссылающая благодарение.

43.
Господь оставляет святым причины ко смирению и к сокрушению сердца в усиленной молитве, чтобы любящие Его приближались к Нему посредством смирения.
Искушения по необходимости полезны людям.
(512)

44.
Святы пред Богом доблестные дела и чистая Совесть.

45.
Слово 64 – о ОМРачении!522 с.

46.
Вера требует дел, и надежда на Бога обнаруживается в злострадании за добродетели.
Надежду на Бога предваряет руд для Бога и пролитый в делании пот.

47.
Принуждай себя подражать смирению Христову, чтобы возгорелся  скорее огнь, им в тебя вложенный, которым искореняется все движения мира, убивающие нового человека.

48.
Человек многопопечительный не может быть кротким и безмолвным.
Без непрестанной молитвы невозможно приблизиться к Богу.

49.
Холодность и тягость попускаются на человека для испытания и искушения. Всегдашнее безмолвие вместе с чтением, умеренное вкушение снедей и бдение – скоро возбуждают мысль к изумлению.

50.
Блажен, кто удалился от мира и от тьмы его и внимает себе единому.

51.
За всякою отрадою следует бедствование, и всякое бедствование ради Бога сопровождается отрадою.

52.
Ни одна из добродетелей не выше покаяния.
Нет предела усовершению, так как совершенство самых совершенных нескончаемо. За всяким удовольствием следует омерзение и горечь.

53.
Временное терпение в  малом, отдаляет опасность в Великом.
Невозможно преодолеть великого, если не препобедишь маловажного.

54.
Каждая добродетель – есть матерь другой добродетели.

55.
Не будешь иметь отдохновения от вражеских козней, пока не достигнешь обители святого смирения.

56.
Если не знаешь Бога, невозможно возбудиться в тебе любви к Нему.
Не возможешь возлюбить Бога, если не узришь Его.
А видение Бога есть следствие познания Его.
Молитва:
«Сподоби меня, Господи, познать и возлюбить Тебя. Соделай, чтобы возрастала во мне Любовь к Тебе, и, чтобы идя вслед любви Твоей, оставить мне мир сей».

57.
Кто познал себя, тому дается ведение всего, так как познать себя – есть полнота ведения о всем, и в подчинении души твоей подчинится тебе все.

58.
Путь, ведущий к Свету и Жизни:
Собрать себя воедино и всегда поститься: поставить правилом  воздержание чрева, неисходное пребывание на одном месте, непрестанное занятие богомыслием.

59.
Человек не может приобрести надежды на Бога, если прежде не исполнял Воли Его.
Если не осудит нас Сердце наше, дерзновение имеем к Богу.

60.
Добродетель есть самое мудрое  надежде своей сердце. (584)

61.
Ум и без дел телесных может совершать доброе. А тело без сердечной мудрости, если и делает что, не может извлечь из сего пользы.

62.
Удаление от предметов вожделения умерщвляет в членах похоть, производит забвение о ней и истребляет ее.

63.
Естественное движение ради чадородия не может возмутить чистоты произволения и потревожить целомудрия.

64.
В какой мере умножаются труды, в такой уменьшаются грехи, потому что скорби и опасности умерщвляют в страстях сладострастие, а покой питает и возращает их.

65.
Признаком приближения твоего ко граду Божию да будет для тебя следующее:
Сретают тебя сильные искушения, и чем более приближаешься и преуспеваешь, тем паче предстоящие тебе искушения умножаются.

66.
Соответственно величию благодати, в такой мере и в скорбь искушений вводит Бог душу, и вводит не в мирские искушения. В какой мере не имеет душа достаточных сил для великих искушений, в такой же она недостаточна и для великих дарований.
Бог не дает великого дарования без великого искушения.(594)
Благодать прежде искушения. Но ощущению искушений непременно предшествует ощущению благодати.


67.
Искушения смиренномудрых: леность, тяжесть в теле, расслабленность членов, уныние, смущение мыслей, мнительность от изнеможения тела, временное пресечение надежды, омрачение помыслов, недостаток человеческой помощи, скудость в потребном для тела и т.д. от сих искушений человек приобретает душу одинокую и беззащитную, сердце омертвевшее и смирение.

68
Малодушие – матерь мучения. Терпение есть матерь утешения.

69
Кто обрел Любовь, тот каждый день и час вкушает Христа и делается от сего бессмертным. Блажен, кто вкушает от хлеба любви, который есть Иисус.
Любовь есть Царство!

70
Когда достигнем Любви, тогда достигнем мы Бога, и Путь наш свершен.
Страх вводит нас на корабль покаяния, перевозит по смрадному морю жизни и путеводствует к Божественной пристани Любви.

71
Добрая мысль не  западает нам в сердце, если она не от Божественной благодати. Человек, достигший того, чтоб познать меру своей немощи, достиг совершенства смирения.

72
Если сердце пребывает в благодарении, нисходит в него благодать. Благодати предшествует смирение, а наказанию предшествует самомнение.

73
Кто, при памятовании о Боге, уважает всякого человека, тот втайне обретает себе помощь у всякого человека. Кто защищает обиженного, тот поборником себе обретает Бога.
Кто обвиняет брата своего в пороке его, тот обвинителя себе обретает в Боге.
Кто втайне врачует брата своего, тот явною делает силу любви своей. Друг, обличающий тайно, мудрый врач, а врачующий пред глазами многих в действительности есть ругатель.
Кто делает вразумление с целью сделать здравым, тот вразумляет с любовью, а кто домогается мщения, в том нет любви. (625)

74
Многоглаголание потемняет душу, которая начала просвещаться молитвенным созерцанием.

75
Монах, пока не изринет из своего сердца памятования о прежних своих делах, не приносит новых плодов и ветвей о Христе Иисусе.

76
В тщеславную душу  снова возвращаются страсти, некогда ею побежденные и исшедшие из нее.

77
Малое уныние потемняет душу, но после него бывает великая радость.

78
Когда желаешь приблизиться сердцем своим к Богу, докажи Ему прежде любовь свою телесными трудами.

79
Праздность почитай началом омрачения души, омрачение на омрачение – сходбища для бесед.

80
Душа унижается от множества продолжительных бесед, хотя бы и ограждала себя страхом Божиим.

81
Мера и известное правило в Жизни просвещают ум и не допускают до смущения.

82
В мудрости духовной овладевает душою молчание, а в мудрости мирской – источник парения мыслей.

83
Ключ сердцу к Божественным дарованиям дается любовью к ближнему, и, по мере отрешения сердца от уз телесных, отверзается также пред ним и дверь ведения.

84
Жизнь душевная требует пробуждения сердца. Дело душевное  лучше телесного. Дела телесные предшествуют делу душевному. И невысокое житие, неизменно продолжаемое – великая сила.
Слабая капля, постоянно падая, пробивает жесткий камень.

85
Страсти не рождаются без парения мыслей, а совершение греха не бывает без собеседования со страстями.

86
От добродетелей, совершаемых между людьми, совесть не получает правоты.
Добродетель, которую человек творит сам в себе, вменяется в совершенную добродетель и достигает того и другого, т.е. вменяется в воздаяние, и производит очищение.

87
Покой и праздность – гибель душе.
Но, когда тело немощно и будешь принуждать его к делам, превышающим силы его, тогда душе твоей прилагаешь омрачение к помрачению и вносишь в нее большое смущение.

88
Если нечисто у тебя сердце, пусть чисты будут хотя уста. (632)

89
Ничто не преклоняет так человека на стыд и не заставляет бросить порок свой и перемениться на лучшее, как телесные блага и честь, какую видит от тебя.

90
Не скорби о телесных недостатках, т.к. совершенно возьмет их у тебя смерть. Не бойся смерти, потому что Бог всё уготовал, чтобы тебе быть выше её.

91
О Божественной силе, действующей в человеке и на него (С.634)

92
В то время, как бываем в омрачении, не будем смущаться (особливо если не в нас тому причина).
Приписывай это Промыслу Божиему. Ибо в иное время душа наша смертно томится и бывает как бы среди волн; и читает ли человек Писание или совершает службу, во всяком деле, за какое ни примется, омрачение  у него за помрачением. Этот час исполнен отчаяния и страха; надежда на Бога и утешение веры в Него совершенно отмещутся душою, а вся она всецело исполняется сомнения и страха. Если не имеешь силы совладать с собою и пасть на лице свое в молитве, то облеки голову свою мантиею и спи, пока не пройдет для тебя этот час омрачения, но не выходи из своей келии.
(640)

93
Не в один час и не скоро оканчивается борьба сия: и благодать не вдруг совершенно приходит и вселяется в душе, но постепенно – и одно сменяется другим – временем искушение, и временем утешение – и в таком состоянии человек пребывает до исшествия своего.

94
Если желаешь врачевать немощных, то знай, что больные более нужды имеют в попечении о них, нежели в выговорах.

95
Начало Божественной Премудрости – скромность и кротость, свойственная Великой душе, что носит на себе немощи людей.
96
Печаль ума – драгоценное Божие даяние. Дела телесные без печали ума – то же, что и тело неодушевленное.
97
Покаяние – и частые сношения с людьми – то же, что разбитая бочка.
98
Милосердие противоположно правосудию. Милосердие есть печаль, возбуждаемая милостью и  ко всем сострадательно преклоняется; кто достоин худого с ним обращения, тому не воздает злом, и кто достоин доброго воздаяния, того преисполняет с избытком.
Если правосудие на стороне правды, то милосердие на стороне греха(совершившего грех – прим.ред).
99
Быть злопамятным – и молиться, значит то же, что сеять на море и ждать жатвы.
100 ( смотри Ев. Кто мне брат и сестра и матерь?), кто мой ближний
Кто в сердце своем приобрел смирение, тот мертв  стал для мира и для страстей. Кто омертвел сердцем для близких ему, для того мертв стал дьявол.
101
Бывает смирение по страху Божиему, и бывает смирение из Любви к Богу.
102
Две добродетели – смирение и целомудрие, уготовляют в душе залог Троицы.
103
В собраниях предпочитай  молчание, потому что удерживает оно от многого  вреда.
104
Бойся привычек больше, нежели врагов. Если привычка потребует чего однажды и требование её не будет исполнено, то в другой раз найдешь её слабою. А если однажды исполнишь её волю, то во второй раз найдешь, что нападает она на тебя гораздо с большею силой.
(649)

105
С тем, кто высокоумен и страждет завистью, говори осторожно. Когда начинает кто при тебе пересуждать брата своего, потупь лице свое, чтобы оказаться осторожным.
106
Если даешь что нуждающемуся, то пусть веселость лица твоего предваряет даяние твое, и добрым словом утешь скорбь его.
(650)
107

Когда печалишься о ком-либо страждущем каким-либо недугом, о человеке добром или злом, страждущем телесно или мысленно, почитай себя мучеником и взирай на себя как на пострадавшего за Христа и на сподобившегося стать исповедником.
Великое дело – печалиться о людях злых и благодетельствовать грешным паче праведных.
108
Если можешь сам собою оправдать душу свою, то не заботься искать другого оправдания.
109
О всяком деле, если делаешь оное без размышления и исследования, знай, что оно суетно, потому что Бог вменяет правду по рассудительности, а не по действованию нерассудительному.
110
Во всех делах твоих да предваряет у тебя телесное целомудрие и чистота совести. Ибо без них суетно пред Богом всякое дело.
111
Молитва злопамятного – сеяние на камне. Обличение из зависти – ядоносная стрела.
112
Лучше жить со зверями, нежели поселиться с людьми худого поведения.
Лучше будь другом убийце, нежели любителю споров.
113
Пусть тебя гонят – ты не гони,
пусть тебя распинают – ты не распинай
пусть тебя обижают – ты не обижай
пусть на тебя клевещут – ты не клевещи
будь скромен и не ревнуй во зле.
114
Судиться – не христианского жития дело!
Веселись с веселящимися и плачь с плачущими, ибо это – признак чистоты. С больными – болезнуй, с грешными проливай слезы, с кающимися радуйся.
115
Будь дружен со всеми людьми, а мыслию своею пребывай один. Принимай участие в страданиях всякого, а телом своим будь далеко от всех.
116
Если не безмолвствуешь сердцем, безмолвствуй, по крайней мере, языком.
Если не один ты мыслию своею, то будь один хотя телом своим.
Если не можешь потрудиться телом своим, поскорби хотя мысленно.
Если не можешь бодрствовать стоя, то бодрствуй сидя или лежа на ложе твоем.
Если не можешь поститься в продолжение двух дней, постись, по крайней мере, до вечера.
А если не можешь и до вечера, то остерегайся пресыщения.
Если не непорочен ты сердцем своим, то будь непорочен хотя телом.
Если ты не миротворец, то не будь хотя любителем мятежа.
Если не в состоянии заградить уста осуждающему друга своего, то, по крайней мере, остерегись вступать  с ним в общение.
Если любишь кротость – пребывай в мире.
И если сподобишься мира, то во всякое время радуйся.
Не мирен тот, кто не радуется.

117
 Надежда на Бога возвышает сердце, а страх геенны сокрушает его.

118

Та вера освобождает человека от гордости и сомнения, которая видима и называется познанием и явлением Истины.

119

Скорби ума достаточно тому, чтобы заменить всякое телесное делание

120

Тот – Храм благодати, кто в единении с Богом и всегда озабочен мыслию о Суде Его.

121
Нерассеянная молитва производит в душе ясную мысль о Боге.
Водружение нами в себе памятования о Боге есть вселение в нас Бога.

122

Если бы человек не отринул совершенно наблюдения над собою, то не был бы с наемными невольно вынужден покоряться тому, что не доставляет покоя.

123

Вследствие покоя доходящие до  худых помыслов могут снова возвратиться к наблюдению над собою и утвердиться в высоком своем житии.

124

Печаль, какую чувствуем при своих  поползновениях, вменяется нам благодатью вместо чистого делания.

125

 Не питай ненависти к грешнику, потому что все мы подлежим ответственности.

126

Если кто добровольно лишает себя мирских благ, то в какой мере лишается он их, в такой же сопровождает его Божие милосердие и поддерживает Его Божие человеколюбие.

127

Души тех, которые изнемогли в своей  воле к тому, чтобы приобрести себе жизнь, невольными скорбями приводит Он к добродетели.

128

Бог близок к скорбящему сердцу того, кто к Нему вопиет в скорби.
К душе скорбящего являет Господь великое человеколюбие соразмерно с жестокостью страданий в скорби его.
129

Просто сказать: к чему  приверженность в тебе усиливается и преобладает, то и живет в тебе.

130

Терпение мучеников, подкрепляемое силою Любви Христовой, препобедило великую скорбь и болезнь телесную.

131
о Молитве

Когда ум в движении, тогда он в душевной области, но как скоро вступает в оную область, прекращается и молитва.
Святые в будущем веке, когда ум их поглощен Духом, не молитвою молятся, но с изумлением водворяются в веселящей их славе.

Благодать начало свое имеет в молитве, потому что от молитвы путеводится ум к оному блаженству.( которое после прекращает молитву).

132
 
В будущем веке не приносят Богу молитв – с прошением о чем-либо.
(319)

133

Паисий Святогорец (пп.133-136)
(из писем)



Нет пользы, если кто-либо исследует весь мир, в то время как они не исследовали свой собственный мир.
Существует легкий способ познать человеку всю Землю и Космос, познав прежде свой внутренний мир, то есть самого себя, свою личность.

Когда человек познает свою личность, тогда происходит и раскрытие(расщепление) его личности.

134

О Пророчествах

Паисий Святогорец Т.3 «Духовное пробуждение»:

Бог предведает, но не предопределяет. Бог знает, что события произойдут таким-то образом, а человек делает по своей глупости то, о чем заранее знал Бог. Это не значит, что Бог предопределяет события.

135

Все ищут покоя, но покой приходит к нам изнутри, и эти бедняжки, что паломничают от одной святыни к другой, хотят найти Христа, в то время как Христос находится возле них.
Человек по-настоящему духовный не получает покоя от шатаний и любований разными достопримечательностями, они для тех, кто страдает, потому что помогают им немного забыть свое расстройство.

136
 
Бог добр. Он хочет, чтобы все мы спаслись.
Райские врата не тесны, они открыты всем людям, смиренно склоняющимся  и не раздутым гордостью.
Нам  подобает спастись от любочестия и ни от чего другого. Для Бога нет величайшей боли, чем видеть человека в мучении.
Одной лишь благодарности Богу за многие Его благословения и смиренного, с любовью отношения к Его образам – нашим ближним, в соединении с небольшим любочестным подвигом, достаточно для того, чтобы душа была упокоена и в сей и в иной жизни.

137
Паисий Святогорец (духовное пробуждение, стр. 310)
Не надо хотеть легкой помощи от Христа, не надо просить снисхождений, потому что тогда мы останемся неиспытанными, необученными.
Если человек без конца получает помощь, то в конечном итоге он останется беспомощным.
Бог помогает человеку в начале духовной жизни, впоследствии потихоньку отходит в сторону, чтобы тот понял, что и сам должен делать то, что в его силах.

138
Бог поможет имеющим доброту, он не имеющему веру, людям.
Он приведет в действие различные способы для того, чтобы такие люди нашли свой путь. Он их не оставит. Он устроит так, что даже  и в час смерти они будут находиться в добром состоянии
Т.2 с.313 Благое расположение

139
О молитве
Думай о разных случаях и молись о них.
Для того чтобы получить помощь от молитвы праведного человека, нужно самому иметь доброе расположение.
Сначала молись о тех, кто расположен спастись.
(т.2, стр.323)

140
Совесть – самое первое Священное Писание, данное Богом первозданным людям. Отходя от Бога, человек испытывает адскую муку. Если уходит любовь, то начинается адская мука. Злоба и мучения – одно и то же.
Враг входит в человека, в сердце которого есть грязь. К чистому созданию Божию враг не приближается.

141
Лишения очень помогают людям. Испытывая в чем-либо недостаток, чего-то лишаясь, люди становятся способны познать цену того, чего у них не стало. А те, кто сознательно, с рассуждением и смирением лишают себя чего-то ради Христовой любви, испытывают духовную радость.

142
Безмолвие – великое дело. Находясь в безмолвии, человек тем самым уже молится – даже  и не молясь.
(т.1,стр.200)
Человек должен достичь состояния божественной отвлеченности, чтобы он смог жить во внутреннем безмолвии, и шум во время молитвы его не беспокоил бы.
То, что человек делает от сердца, его радует и ему помогает. Если осознать тишину необходимостью и с уважением отнестись к тому, кто в это время молится, то потом приходит чувство некоего трепета. А уважая другого, человек уважает себя самого.
(т.1.стр.203)
143-2
Души изменяет рожденное от Святого Духа слово Божие, обладающее Божественной энергией.
Величайшее зло в том, что занимаясь сухим рассудочным богословием, мы выдаем наш рассудок за Святой Дух. А это называется «мозгословием», от которого рождается вавилонское столпотворение.
144-2
Слово смиренного человека, основанное на его личном опыте и с болью рождающееся из глубин его сердца, имеет цену намного большую, чем куча красивых слов, которые одно за другим соскакивают с отточенного учением языка человека (образованного)
145
О пользе знаний-2
Знание естественное способствует стяжанию знания духовного.
(т.1 .238)
Человек видит благодеяния Божии, видит всю Вселенную и славословит, благодарит Бога.
(т.1,244)
146-2
Вмешиваться в чужие дела – это бесстыдство, даже если высказываемое мнение правильно.
147-2
Надо шевелить мозгами. Если человек не шевелит мозгами и Божественного просвещения у него тоже нет, то в каждом отдельном случае ему надо спрашивать указаний, как поступить.
Не ждите, что вам будут говорить всё. Что-то вы должны понимать и сами, не дожидаясь, чтобы вам об этом говорили.
(т.2, с.91)
148-2
Все ищут покоя, но покой приходит к нам изнутри.
Паломники хотят найти Христа, в то время как Христос находится возле них.
Человек по-настоящему духовный не получает покоя от шатаний и любования разными достопримечательностями. Они для тех, кто страдает, потому что помогают им немного забыть свое расстройство.
«Хорошо иметь благоговение к какому-то святому(мощи которого находятся в каком-нибудь святом месте, но не надо гнаться за тем, чтобы поехать туда.
Важно то, что сказал Христос самарянке: « истинные поклонницы поклонятся Отцу Духом и Истиной».
Т.2,с.114

149-2
Бог не оставит человека, подвизающегося, насколько он может, с любочестием, не расположенного к бесчинствам и то побеждаемого, то побеждающего в борьбе своей.
Благой Бог…устроит все так, чтобы взять его душу в тот час, когда он находится в покаянии.
150-2
О сомнении и неверии
Иногда Бог попускает нам иметь помыслы сомнения и неверия, чтобы увидеть наше расположение и любочестие
151-2
Каждый человек из всего, что бы он ни видел, что бы ни делал – шил ли, или вышивал, должен извлекать духовную пользу.
Цветы увидел? увидел Бога! Увидел свиней?
Да, брат ты мой, опять увидел Бога!
Ты спросишь: «Так что же, значит, я могу увидеть Бога и через свинью?».-«да, через свинью».
152-2
Если нет соответствующего вере смирения, то Бог не станет действовать, потому что это не пойдет человеку на пользу.
Если есть гордость, то вера не действует.
Чтобы избавиться от тревоги и волнения, упрости свою жизнь безусловным доверием Богу.
Надо вверить Богу руководство ходом дел, а самим с любочестием  исполнять свой долг.
Веры в Бога недостаточно! Необходимо доверие Ему. Доверие Богу привлекает Его помощь.
Доверие Богу – это постоянная молитва, и в нужный час она приводит к Божественным результатам.
Т.2, с.292, 309
153-2 (ПОВТОР)137
Паисий Святогорец (духовное пробуждение, стр. 310)
Не надо хотеть легкой помощи от Христа, не надо просить снисхождений, потому что тогда мы останемся неиспытанными, необученными.
Если человек без конца получает помощь, то в конечном итоге он останется беспомощным.
Бог помогает человеку в начале духовной жизни, впоследствии потихоньку отходит в сторону, чтобы тот понял, что и сам должен делать то, что в его силах.
Бог поможет имеющим доброту, он не имеющему веру, людям.
Он приведет в действие различные способы для того, чтобы такие люди нашли свой путь. Он их не оставит. Он устроит так, что даже  и в час смерти они будут находиться в добром состоянии
Т.2 с.313 Благое расположение
154-2
Количество времени, необходимое на то, чтобы ушли злые помыслы, будет зависеть от того, как долго он имел их в миру.
По истечении еще какого-то времени, добрые помыслы тоже мало-помалу прекратятся и человек достигнет состояния некой опустошенности. На этой стадии у человека нет ни добрых, ни недобрых помыслов.
После этой опустошенности ум исполняется Божественной Благодатью и приходит Божественное просвещение.(2)
155-2
Не нужно помнить каждый грех отдельно, но надо постоянно иметь осознание в своей греховности.
Особенно человеку чувствительному – если он покаялся и поисповедовался в своих старых грехах, то ему лучше их забыть.
156-2
Сердечная боль и внутреннее воздыхание – это те внутренние слезы, которые выше, чем слезы внешние.
157
Человек, имеющий святость создает вокруг себя некое духовное электромагнитное поле и воздействует на тех, кто в это поле попадает.
158
Бог дает человеку крест не для того, чтобы он мучился, но для того, чтобы с креста человек взошел на небо.
Человек, который мучается здесь, блажен, потому что чем больше он страдает в жизни этой, тем большую получает пользу для жизни иной. Это происходит потому, что он расплачивается за свои грехи.
Кресты испытаний выше, чем таланты, дарования, которыми наделяет нас Бог. Страдания или мученическая смерть влекут за собой и чистую мзду.
159-2
Когда человека посещает боль – тогда его посещает Христос.
Для людей мирских, те трудности, через которые они проходят, это их правило, их канон. С помощью этих трудностей и страданий люди очищаются.
Люди должны принимать скорби и искушения, как подарки от Бога.
160-2
О Страшном Суде
На Страшном Суде в одно мгновение будет открыто, в каком состоянии находится каждый человек. Каждый сам пойдет в то место, которого он достоин.
Каждый, как по ТВ будет видеть и своё собственное непотребство, и духовное состояние другого.
Человек как в зеркало будет смотреться в своего ближнего, и, приклонив голову, пойдет на свое место.
Т.4 с.306
161-2
Страсти, как и добродетели, составляют единую цепь. Одна страсть следует за другой, и одна добродетель соединена с другой добродетелью, как вагоны в составе.
Если ты станешь какое-то время бороться с одной страстью и взращивать в  душе противоположную этой страсти добродетель, то, в конце концов, преуспеешь.
Т.5 (29)
162-2
Анализируй мотивы своих поступков, и как только заметишь, что действуешь из человекоугодия, сразу же его отсекай.
163-2
Если возненавидите мирскую славу, то с одинаковым расположением будете принимать и похвалу, и поношение.
Т.5 (72)
164-2
Если в человеке есть гордость, то Бог попускает ему пребывать в состоянии вялости, безразличия, холодности, равнодушия.
165-2
О  ДУХОВНОМ РАСЩЕПЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ
ПОЗНАЙ СЕБЯ
Когда ты познаешь себя, смиришься – тогда произойдет духовное расщепление твоей личности, освободится духовная энергия, и ты полетишь в Космос.
Нет человеку никакой пользы, если он познает весь мир, но не познает свой собственный.
Если он сначала познает свой внутренний мир, т.е. свою личность, то потом легко сможет изучить не только землю, но и Космос.
Т.5(86)
166-2
Человек, в котором есть гордость, не познал себя. Если он познает себя, то гордость уйдет. Нет познания, поэтому нет и смирения.
167-2
Ценность имеет та добродетель, которая приобретается свободно, без принуждения со стороны. Человек должен почувствовать добродетель как свою потребность и потом потрудиться, чтобы её стяжать.
Не Богу нужно, чтобы мы исполняли Его волю, это нужно нам. Нам нужно исполнять волю Божию, чтобы освободиться от своего ветхого человека.
Т.5 (147)
168-2
Чтобы любовь возрастала нужно её отдавать.
Человек, который не отдает даже ту немногую любовь, что у него есть, словно держит в руке горсть семян и не хочет их посеять.
Такой человек – лукавый раб, который скрыл талант.
Не надо оказывать благодеяния с тем, чтобы получить блага.
Т. (5.с.201)
169-2
Чтобы наша любовь  была подлинной, мы должны её очистить, удалить своё «Я» из нашей любви.
Т.5 (203)
170-2
Чтобы человеку поместить весь мир в свое сердце, он должен расширить свое сердце любовью, то есть любить всех, искать всем оправдания, но – не себе.
171-2
Когда в сердце есть чистая и всецелая любовь к Богу, тогда каждое самопроизвольное движение сердца – чисто.
Но когда в сердце нет чистой любви, тогда нужно непосредственность ограничивать, т.к. тогда это самопроизвольное движение сердца исполнено мирских токсинов.
172-2
Чтобы благодать Божия почивала на человеке, в нем должна быть искренность и чистота.
Бог открывается людям, освятившим свою простоту.
Когда в человеке есть простота и чистота в соединении с теплой верой и благочестием, то он имеет Божественные посещения и познает тайны Божии, не зная никаких наук. Потому что тогда в нем обитает Святая Троица.
Т.5
НЕВИДИМАЯ БРАНЬ. НИКОДИМ СВЯТОГОРЕЦ
173
Самое совершенное и великое дело – это сближение с Богом и пребывание в Единении с Ним.
Должно непрестанно бороться с собой – противиться в худом,  и принуждать себя на доброе.
Вступая в брань, в себе же самих встречаем противовоителей.
П.173
Необходимо для желающего стать причастником Небесного Света: познать самого себя, наблюдать свои помыслы, слова и дела – о чем думал, что говорил и делал. ( с.28, 30- гл.2,ч.1).
Таинство Причастия может быть действенно приемлемо двояким образом: во-первых, Таинственно - в Таинстве Тела и Крови Христовых, с достодолжным приготовлением, т.е.  сокрушением, исповедью, очищением через епитимью и потребное пощение, во-вторых, духовно - и мысленно в уме и сердце. (с.326)
Первое может иметь место столь часто, сколько это возможно по обстоятельствам внешним, внутреннему состоянию и по усмотрению духовного отца; а второе – каждое мгновение. Мысленно и духовно вкушать Христа Господа ревнуй непрерывно.
Причастие может быть непрерывным – в том, кто блюдет свое сердце чистым и непрерывно стремится к Господу ( ч.2, гл.4 с.348)
 Внутренне,   в духе, причащения Ему можем сподобляться каждый час и каждое мгновение, то есть пребывать, по благодати Его, в непрестанном общении с Ним, и когда благоволит Он, сердцем ощущать это общение.
Истинные причастники всегда бывают вслед за причастием в осязательно благодатном состоянии. Сердце вкушает тогда Господа духовно. (ч.2 гл.4 с.347)
Духовное причащение не должно смешивать с тем, что дается присущим в Храме при совершении Таинства Евхаристии. Они сподобляются освящения Божия и Божия благоволения как участвующие  в принесении бескровной жертвы верой, сокрушением и  готовностью жертвовать собой во славу Божию и по мере этих расположений; но это не то, что причастие, хотя оно тут же может совершиться. (с.350, ч.2 гл.5)
Дела, открывающие Господу Путь и споспешествующие принятию Его: чистая, с детским воплем из сердца молитва и особые акты самоотвержения в ряду добродетелей. (с.349, ч.2 гл.4)
Усердное и чистое исполнение всех заповедей Божиих имеет плодом своим вселение Господа в Сердце, с Отцом Небесным и духом Святым.
«Господь, Небесный Архистратиг Иисус грядет к тебе и в тебя!»- С такой мыслью причащайся.
174
О ВНУТРЕНЕМ ОЗАРЕНИИ –С.25
175
О ПРИЧАСТИИ НЕБЕСНОГО СВЕТА – С.28
176
Если не будешь употреблять всех своих усилий (к преодолению своей страсти), успеха иметь не будешь)
Ч.2 гл.5 с.350
177
Надлежит тебе всегда стремиться служить Единому Богу.
Ч.1,гл.46,с.278
О МОЛИТВЕ
1. Надлежит всегда желать, просить и искать того, что благоугодно Богу.
2. В своей молитве надлежит тебе совмещать те четыре действия, о которых пишет св.Василий Великий:
• Сначала восславь Бога
• Возблагодари Его за благодеяние, явленное тебе
• Исповедуй Ему свои грехи и преступления заповедей Его
• И спрашивай у Него потребного тебе( особенно в деле твоего спасения)
3. Полная и настоящая молитва- когда со словом молитвенным и молитвенной мыслью сочетается и молитвенное чувство
4. Состояние сознания «хождения пред Богом»- непрестанная молитва. «молитва, из сердца исторгающаяся, как стрела молнийная, мгновенно проходит небеса и является пред престолом Всемилостивого Бога
Молитва и успех в делах- в твоих руках
5. Внимание (на молитве) не рассеивается, когда сердце бывает в чувствах молитвенных
6. Весь день старайся держать себя так, как был на молитвенном правиле
7. Своя молитва в труде молитвенном имеет неотказно принадлежащее ей место и честь
8. Всегдашнее моление своей молитвой – свидетельство успеха в молитвенном труде Ч.1,гл.49,с.300
9. Избери себе краткую молитовку(или несколько таких молитовок) и частым их повторением дойди то того, чтобы они сами собой повторялись у тебя на языке и мысль твою держали на одном – на помышлении о Боге.(какие избирать молитовки, это можно оставить на свободу каждого)
10. Молитвословие многосложно. Поэтому придумано молиться коротенькими молитвами. Можешь и всё молитвословие своё или часть его заменить этими молитовками, положив повторять их по 10,50 и по 100 раз.
11. Остерегайся от любви или отвращения к какой-либо вещи, по страсти, прежде чем успеешь её хорошо рассмотреть при свете разума и правого слова Божественных Писаний, чтобы не погрешить и не счесть истинно доброго за худое( и наоборот) ч.1,гл.9,стр.46
12. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тоот будь безумным, чтобы быть мудрым.(1 кор,3:18)
13. Всегда следовать одной воле – Высшей, разумной, потому что она – Воля Божия.ч.1,гл.12,стр.64
14. Воля Божия изрекается Совестью. (ч.1,гл.13,стр.70)
15. Необходимо вести брань против самолюбия (или неразумной любви к себе в самоугодии и в саможалении – источнике всех страстей)
178-3
Трудом – нуждением себя и отрыванием себя от порочных навыков, стяжевается великое сокровище – Царство Небесное.
179-3
Душа – Храм Божий
180-3
Добрые чувства – молчаливы
Гл.25,стр.157
181-3
Божий дар – непосредственное ведение Бога, Божий дар – Совесть, Божий дар – жажада Небесной жизни.


182-3
О НАУКЕ И ЗНАНИЯХ
Бог посылает людей с особенными дарованиями и особой силой воли,и они совершают новые открытия и совершенствуют человеческий быт.
Ч.1,гл.34,стр.220
183-3
О ТРУДЕ
Будь мудр и рассудителен  в поднятии телесных подвигов – постов, бдений, трудовых работ -  и подобное. Знай и держи мудрую меру.
Ч.1, гл.35,стр.229
184-3
Если текущий путем добродетели остановится, то теряет многое из стяженных прежде добродетелей.
Ч.1,гл.38,стр.242
185-3
Если ты  желаешь стяжать навык в терпении, то не избегай тех лиц, дел и обстоятельств, выводящих тебя из терпения.
Ч.1,гл.39,стр.244
186-3
Покой не живет в самоугодливых сердцах.
187-3
Признаки преуспеяния:
1. Если вступивший на Путь добродетели ревностно течет по нему с твердою решимостью не соступать с него, как бы трудно это ни было и каких бы жертв ни требовало, несмотря ни на случающиеся по временам охлаждения – и омрачения души, ни на оскудения духовных утешений и благодатных радований
2. Чем более слабеет брань плоти, тем более явно подвигается вперед преуспеяния в добродетели.
3. Если ты начал совершать дела свои на Пути добродетели с большою готовностью и радостью духовною, чем прежде.
4. Если видишь, что ум твой не терпит насилия, а свободно действует и течет в добрых помыслах
Когда ум на молитве не парит туда и сюда и внезапно стих пресекается на языке твоем, и на душу налегают оковы молчания без участия произволения (Ч.1,гл.42,С.258)
5. В том и совершенство, чтобы не думать, что мы достигли совершенства. Быть в состоянии добродетельном, значит – не стоять, а непрестанно стремиться к добродетели.
189-3
Бог воздает тебе за терпение скорби до того часа, до которого ты терпел благодушно, не ища избавления.
190-3
Не давай воли своим желаниям, а держи их в своей власти, направляя к одной главной цели – стоянию в Воле Божией.
191-3
В стяжании добродетелей телесных(и душевных) надлежит соблюдать постепенность.
192-3
Надлежит всегда желать, просить и искать служения Единому Богу.
193-3
Дела, открывающие Господу путь и споспешествующие принятию Его(хотя Он приходит как бы невзначай) – чистая с детским воплем из сердца молитва и особые акты самоотвержения в ряду добродетелей.
194-3
Бог не посетит твоей души, если не найдет её уединенной  в себе самой. Бог хочет, чтобы она была уединена в себе, т.е. была без всяких помыслов, сколько может, без всяких пожеланий, особенно же без собственной своей воли.
195-3
Бог хочет видеть душу твою отрешенной от всего, чтобы соединить её с собой. Оставь Его действовать в тебе и не препятствуй Ему вмешательством твоей воли.
Забудь, сколько можешь, совсем о себе, и да живет в душе твоей одна любовь к Богу.
196-3
Свобода Духа – есть крепкое пребывание внутреннего человека в себе самом, по которому он не исходит вне желанием взыскать что-либо вне его.
197-3
Не обращай очей своих на лукавства других  на их худые примеры; но будь как малое дитя, которое по незлобию своему не замечает и минует их безвредно.

КАЛЕНДАРЬ АФОН.САД ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
П.197
Дух Святой в Любви – Силуан Афонский
О ТРУДЕ
Труд, как соборное дело, представляет самую сущность церковности – веру,воплощенную в добрых делах, осуществленную молитву. Устав Его: отказ от понятий твое-мое (св.Иосиф Волоцкий)
Работа должна приносить радость, тогда человек не будет уставать – если он любит свой труд. Нужно учиться видеть пользу в том, что делаешь и стремиться к труду во Благо.
Удовольствие, которое чувствует человек, любочестно выполняющий свою работу – доброе удовольствие. Душевная усталость выматывает человека.
Паисий Святогорец
Любовь добывается противлением возношению ума и зла.
Мужайся и укрепляйся о Господе,терпя всё, что к тебе приходит,ожидая вместе с болью – тишины и благодати Божией. (1 ноября)
О МОЛИТВЕ
Молитва за других полезна и самому молящемуся – она очищает сердце, утверждает веру,надежу,любовь к Богу и ближнему. Об оставлении согрешений других молись так, как молишься об оставлении своих согрешений.
Человек, осуждающий самого себя и ублажает ближнего, достигает святости. (Ефрем Святогорец)
Ищи  молчания, ибо Христос пребывает в молчании (Симеон Афонский)
Учись видеть ровесников,как своих братьев и сестер, а старших – как своих отца и мать
Симеон Афонский
Никогда не трать попусту драгоценное время своей жизни
Симеон Афонский
Чем больше мы на зло обращаем внимания, тем больше оно на нас влияет, обезоруживает и подчиняет себе
Лука Филофейский
Быть христианином – значит веровать в воскресение мертвых
Софроний (Сахаров)
Послушание побеждает эгоизм и рождает любовь
Георгий Капсанис
Поддержку и попру в жизни дает лишь то, ради чего стоит жить. Стремись к тому, чтобы исполнить то, что ждет от тебя Бог. Познай себя и Бога в ближних и  в себе.
Человек заболевает тогда, когда начинает биться с людьми и обстоятельствами. (5)
Когда с болью и истинной любовью мы приближаемся к ближнему, то эта истинная Христова любовь его изменяет.
Человек, имеющий святость, где бы он ни оказался, создает вокруг себя некое духовное электромагнитное поле и воздействует на тех, кто в это поле попадает. -2
О МОЛИТВЕ
Для того, чтобы молитва была настоящей, нужно испытывать боль за людей. -2

СВЯТИТЕЛЬ ЛУКА КРЫМСКИЙ

О ВЕРЕ,ХРИСТЕ И НАУКЕ.МОСКВА,НИКЕЯ,2014

1. Религия движет науку, пробуждая и поощряя дух исследования.

2. Знание без уверенности в нем, без признания – мертвое сведение

3. Мы познаем Бога так, как ученые познают электроны – по проявлениям Его, по действиям Его, по Благодати Божией, которую мы ощущаем в сердцах наших.

4. Религия движет науку, так как в духовном опыте мы вступаем в контакт с Вечным Разумом, голосом мира.

5. Духовность пробуждает и поощряет дух исследования. «Все испытывайте, хорошего держитесь». (апостол Павел).Исследуйте писания, ищите Царства Небесного и Правды Его.

6. Наука, облеченная светом религии – это  вдохновенная мысль, пронизывающая ярким светом тьму этого мира.

7. Этот мир представляет не слепое, случайное сочетание стихий, но дивный Космос, являющий развернутую книгу познания отца.

8. Разумную цель мира составляет выявление Божественного начала во мне и во всем мире так, чтобы любовь, мудрость, красота охватили весь простор бытия и Бог был (есть) все во всем.

9. Господь пришел в мир, чтобы разделить с людьми их жизнь, дать людям учение – огонь, воспламеняющий человеческие души. «Огонь пришел Я низвести на Землю» Лк.12:49

10. Цель жизни каждого – Богочеловечество, совершенство, совершенство в любви, в праведности, очищение сердца своего

11. Именно любовь – ни вера, ни догматика, ни мистика, ни аскетизм, ни пост, ни длинные моления не составляют истинного облика человека

12. Любовь – сущность естества Божия. Познать Бога – значит познать всесовершенную, абсолютную любовь.

13. Крест – символ мужества, преодолевающего страдания; подвига, борьбы за правду. Способность  к жертве (милости) говорит о силе духа, любви. Страдания не есть самоцель и необходимость.

14. Малые дети должны быть примером для взрослых.

15. Тело Воскресшего Господа было не душевным, а Духовным телом.

16. Господь Иисус Христос пришел в мир, чтобы всех объединить, всех примирить.

17. Величайшая и святейшая форма Единения, доступная для нас – единение в любви – с Господом, и через Него и между собою.

18. Все органы: мозг и сердце наше – суть органы души и духа. Всё проникается духом Святым нераздельно соединенным с Божеской плотью Христа.

19. Кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет её. (Мф: 16:25)

20. Отвергнуть страсти, чтобы обновиться и получить от Бога новую, чистую душу для Вечной, блаженной жизни.



СВЯТИТЕЛЬ ЛУКА КРЫМСКИЙ

из книги: ДУХ,ДУША И ТЕЛО

1. В мире существуют другие, неведомые нам формы энергии, еще более тонкие, чем электрическая (форма энергии) с.13
2. Огонь духовный, пришедший в сердце, воскрешает молитву: по воскресении же и вознесении её на небо бывает сошествие огня небесного в горницу души.
Сердце правит всеми органами, и когда благодать займет все отделения сердца, господствует над всеми помыслами и членами, ибо там ум и все помыслы душевные. (21-22)
Сердцем можно воспринимать вполне определенные внушения как глаголы Божии.
Именно сердце мыслит, размышляет,познает.
Надо возложить наше упование на чувство, иначе упование наше постоянно будет шататься. Сердце имеет свои причины, неизвестные уму. Сердце, а не разум чувствует Бога.
Бергсон: мозг не что иное как центр, телеграфическая станция; его роль сводится к выдаче сообщения или к выяснению его. Он ничего не прибавит к тому, что получил.
3. Ум относится к Духу как часть к  целому. Дух обширнее ума (Франк Гранман)
4. Во Вселенной существуют вибрации (силы), которые возбуждают нашу чувствительность и обуславливают достоверное познание действительности, которого наши чувства не могут дать.

5. Д-р наук Котик: (Эманация психофизической энергии. Висбаден 1908)
МЫСЛЬ-  энергия, излучающаяся наружу. Она имеет свойства физические и психические, и её можно назвать психофизической энергией, родившейся в мозгу и распространяющейся до конечностей тела.



(подборка постоянно дополняется)


Рецензии
Приветик, Кристиночка..Вечная подборка светлых и мудрых истин. Читать их в сердце всегда прекрасно. Спасибо, Кристина, за светлое творчество. С уважением и признательностью.

Дмитрий Виджл   26.11.2018 11:39     Заявить о нарушении
Димочка, Спасибо тебе за понимание...
с уважением и теплом,

Верба Синицына   26.11.2018 17:50   Заявить о нарушении