Куда уходит поезд

пьеса-фантасмагория

Действующие лица:

Берт – главный редактор журнала «Новое время»

Мари Подольская - невеста Берта

Антон Астахов – ученый-физик

Ада Рашева – корреспондент газеты «Республика»

Старуха-цыганка

Мужчина – самозванец

Парни – случайные прохожие

Охранники

 Картина 1

Квартира М А Р И. Вечер. Мари танцует . Б Е Р Т смотрит на неё.

БЕРТ. Опять танцуешь?

МАРИ. Танцую.

БЕРТ. Ты похожа на птицу. Боюсь, взмахнешь руками, и поминай, как звали.

МАРИ. А мне кажется, я всегда умела летать, но почему-то разучилась.

БЕРТ. Ты подумала, кого мы пригласим на свадьбу? Губернатор обещал быть. Директора банка позовем. ( Ходит вокруг Мари.) Свадебное платье тебе привезут из Парижа.

МАРИ. Зачем мне платье? Я пойду на свадьбу так. ( Надевает черную шляпу, берет в руки белую трость.) Или так. (Отбрасывает шляпу, кружится с белым капроновым шарфом.)

БЕРТ. Отнесись к этому событию серьезно. Будет много прессы, нужные люди.

МАРИ. Друзья поймут.

БЕРТ. Что поймут?

МАРИ. Почему я не выйду за тебя замуж.

БЕРТ. Ты сошла с ума, Мари?

МАРИ. Я полюбила другого.

БЕРТ. Вздор! Кто он? (Хватает Мари за руку, притягивает к себе, смотрит в глаза, отталкивает.)

МАРИ ( падает на тахту, смеется). Я счастлива. Я его так люблю, так люблю. Когда ты увидишь его, ты всё поймешь.

БЕРТ. Он знает, что ты в него влюблена?

МАРИ. Я не влюблена. Я люблю.

БЕРТ. Ты не ответила на вопрос.

МАРИ. Нет, он не знает. Я не успела ему сказать. (Замечает, как сквозь окно струится красный свет.) Смотри, какой странный свет...как тогда.

БЕРТ. Когда тогда? Где вы познакомилась?

МАРИ. Когда-то в прошлой жизни. А недавно я его снова встретила на конференции ученых-физиков во Дворце науки и техники.

БЕРТ. С каких это пор тебя интересует физика?

МАРИ. Ты забыл? Я руковожу отделом по связям с общественностью. Я была там вместе с корреспондентом газеты «Республика» Адой Рашевой.

БЕРТ. Зачем морочишь мне голову? Я готовлюсь к свадьбе, я...я гостей пригласил!

МАРИ. Ничего страшного. Скажешь, мы передумали!

БЕРТ. Ничего страшного? Ты убила меня, Мари! Как ты могла так поступить со мной?

МАРИ. Успокойся. Сядь вот здесь, рядышком. Я всё тебе расскажу. Ты хороший человек, ты всё поймешь...

Картина 2

Дворец науки и техники. В кабинете Мария Подольская и АДА РАШЕВА.

РАШЕВА. Все считают Астахова гением. Я же не верю ни одному его слову. Он говорит о четвертом измерении, как о собственной даче. Все, что он говорит и делает - бред!

МАРИ. Я не разбираюсь в физике, Ада.

РАШЕВА. Он неадекватен, как и Перельман. Бегает от прессы, как от чумы. Отказывается от денег. Никто не знает, где он живет. У него есть причины скрываться?

МАРИ. А меня беспокоит погода. У нас, то аномальная жара, то аномальный холод. Сегодня опять объявили оранжевый уровень опасности... Посмотрите в окно! Небо красное! И даже снег за окном, и эти белые шторы кажутся красными. Вот где загадка Вселенной!

РАШЕВА (смотрит в окно). Обычное явление - солнце садится. (Увлечена работой в планшете и не видит, что происходит за ее спиной.)

Входит АСТАХОВ.

МАРИ. Антон?

АСТАХОВ. Вот ты где прячешься... Счастлив видеть тебя.

МАРИ. Я не прячусь. Я здесь по работе.

РАШЕВА (не оглядываясь). Я тоже не в ресторан пришла.

АСТАХОВ (подходит совсем близко к Мари). Как же я скучал по тебе. Думал о тебе постоянно. Ждал этой встречи.(Смотрит на ее грудь.) О, опять эти лямочки, веревочки, крючочки. (Шепотом.) Хочу тебя.

МАРИ. Да неужели?

РАШЕВА. Согласна, погода у нас никакая.

АСТАХОВ. Надо быть открытой. А ты бежишь от меня. Почему? Боишься своих желаний? Давай поговорим серьезно.

МАРИ. О чем?

АСТАХОВ. Не унижай меня недоверием, Мари. Не лги себе!

МАРИ. А я не лгу! Не хочу начинать все заново.

АСТАХОВ. Понятно. Не ждала. Не нужен. Прощай. (Исчезает.)

РАШЕВА (поворачивается к Мари). А я не говорила, что вы лжете! Кого вы назвали бесцеремонным?

МАРИ (растерянно). Директора дворца. Забыл нас представить Астахову.

РАШЕВА. И в самом деле, почему не представил? Было бы проще взять интервью. Что с вами? Вам плохо?

МАРИ. Мне надо выйти. Срочно! (Выходит в фойе.)

РАШЕВА. Я с вами!

МАРИ (Астахову). Подожди! Пожалуйста. Остановись!

АСТАХОВ (останавливается).  Снизошла, наконец?Решила поговорить?

МАРИ. Объясни, что происходит?

АСТАХОВ. А что происходит? Все, как обычно. Без изменений.

МАРИ. Ты то появляешься в моей жизни, то исчезаешь. Я даже не знаю, где ты живешь, кто ты на самом деле?

АСТАХОВ. Все тот же Астахов.

МАРИ. Не кричи на меня!

АСТАХОВ. Не нравится что-то – забудь.

МАРИ (кричит). А я тебя забыла! Забыла! А ты опять пришел! Зачем? Чтобы уйти навсегда? Не мучай меня...(Из окна струится красный свет.) Откуда этот свет? Он живой... Он танцует? Он всегда появляется вместе с тобой. (Осторожно входит в красный свет, кружится в нем.)

АСТАХОВ ( тихонько зовет её). Мари...

МАРИ. Прости, я засмотрелась на этот удивительный свет. (Испуганно.) Мы еще встретимся? Почему ты молчишь?

АСТАХОВ (обнимает Мари). Мари...

(Появляется Ада Рашева. Мари отстраняет от себя Астахова.)

РАШЕВА. Господин Астахов, позвольте представиться, корреспондент газеты «Республика» Ада Рашева. У меня к вам несколько вопросов. Ваше участие в конференции связано с открытием очередной ядерной помойки в нашем регионе? Вам безразлично, как это скажется экологии? На здоровье людей? Вы считаете, в мире мало техногенных катастроф?

АСТАХОВ. Открытие мест захоронения ядерных отходов не моя стихия. Я ученый, а не политик, и не склонен к политическим дебатам. (Указывает рукой на дверь в конференц-зал.)Прошу!

РАШЕВА (Мари тихо). Так , значит, вы знакомы?

МАРИ. Нет. Я споткнулась, чуть не упала, он поддержал. (Уходит.)

РАШЕВА. Господин Астахов, позвольте...

АСТАХОВ (резко). Я же сказал, все вопросы в конференц-зале! (Идет в конференц-зал.)


Картина 3

Берт и Мари в квартире у Мари.

МАРИ. Он врывается в мою жизнь внезапно, как вихрь! И я уже ничего не могу с собой поделать! И всё, что было до него, становится неправильным, пугающим, бессмысленным...

БЕРТ. Что он тебе предлагал?

МАРИ. Он не говорит ничего конкретного, а только ждет от меня чего-то, как будто я должна вспомнить что-то очень важное, о чем всегда знала, но почему-то забыла...

БЕРТ. Какой подлец!

МАРИ. Мы поссорились. Он уехал. Я  вычеркнула его из своей жизни. Впрочем, я так и не смогла рассмотреть его лицо - ничего не видела, кроме глаз, все остальное было неважно.

БЕРТ. Он не любит тебя, Мари. Не ищет. Не звонит. Приехал в город и не отправил тебе цветы. Ты сама пошла на эту конференцию. Он тебя не звал. Между вами ничего не было! Ничего не произошло!

МАРИ. Ты не понимаешь!

БЕРТ. Тебе не пятнадцать лет, чтобы фанатеть по заезжему гастролеру! Какая же ты наивная, Мари! Но, как говорится, до свадьбы заживет.

МАРИ. Я люблю его.

БЕРТ. Кого ты любишь? Мираж?

МАРИ. Я помню его глаза.

БЕРТ. Глаза? Ха-ха-ха! Ты его придумала! Понимаешь? Позвони во Дворец, тебе скажут, что никакой конференции не было, никакой ученый Астахов в наш город не приезжал. Но будет лучше, если я сам туда позвоню. (Звонит.) Алло? Эдуард Казимирович? Редактор журнала "Новое время" Берт. Позвольте уточнить, ученый из России Антон Астахов приезжал в наш город? Нет? А когда приедет? Не приглашали такого? Какая досада! И не слышали о нём никогда? Благодарю за ответ. (Кладет трубку.) Что и следовало доказать! (Пытается обнять Мари, она отстраняется.) Мари, ты должна понимать, что не совсем здорова... А хочешь, я отвезу тебя в Швейцарию? Там опытные врачи, сделаешь обследование, отдохнешь. Поверь, твоя болезнь никак не повлияет на наши отношения.

МАРИ. Я не выйду за тебя замуж!

БЕРТ. Какая же ты, глупая, Мари. Подумай, от чего отказываешься ради своей прихоти, и что приобретаешь взамен? Что ты значишь в этой жизни без меня? Весь твой авторитет в городе держится на моем имени. Ты останешься без работы. Кому нужна такая экзальтированная сотрудница? За какие средства ты собираешься жить?

МАРИ. Уходи! Не хочу тебя видеть! (Выталкивает его за дверь.)

БЕРТ. Мари, одумайся!

МАРИ. Убирайся! Кончено! (Закрывает дверь на замок. Видит в комнате Астахова.) Ты? (Бросается к иконе.) Господи, помилуй и пощади меня! Пощади и помилуй. Прошу тебя, Господи, не оставляй меня. Почему в моей жизни всё так запутано? И я уже не могу отличить реальность от сна? Чем я прогневала тебя, Господи?

АСТАХОВ. Я не Господи, Мари. Выслушай меня.

МАРИ. Уходи!

АСТАХОВ. Я всё тебе объясню!

МАРИ. Уходи из моей жизни навсегда!

АСТАХОВ. Но, почему?

МАРИ. Как ты вошел в мой дом?

АСТАХОВ. Не драматизируй. Послушай меня.

МАРИ. Я зависима от тебя?

АСТАХОВ. Я не наркотик.

МАРИ. Я...я люблю тебя.

АСТАХОВ. Пойдешь со мной на край света?

МАРИ. А где этот край?

АСТАХОВ. Вот и вся твоя любовь, Мари.

МАРИ. Ты приходишь ниоткуда, уходишь в никуда. (Кричит.) Куда ты меня  зовёшь? Ты не даешь мне никаких гарантий… Не мучай меня! Не мешай мне жить! Я только успокоилась. Я почти забыла тебя. А ты снова пришел. Зачем?

АСТАХОВ. Послушай меня, Мари!

МАРИ. Я выйду замуж за Берта. Он любит меня, заботится обо мне. С ним все предсказуемо и надежно. С ним все спокойно!

АСТАХОВ. Ты права. Не поймешь! Прощай. (Исчезает.)

МАРИ. Ушел... (Ходит по квартире.) И не сказал, что любит меня...а я так ждала его. А он просто играется со мной? Или снится мне? Берт прав. Ничего не было. Я все себе придумала. Всё вижу с точностью до наоборот!(Смотрит в окно.) Вот там, за окном, вишня цветет? А ведь теперь зима! Или это снег? (Смеется.) Ласточки летают! Низко так летают... (Настойчивый звонок в дверь. Мари бросается к дверям.) Антон! Ты вернулся! Антон!

(На пороге Берт с новогодней елкой в руках.)

МАРИ. Я же просила не приходить ко мне! Совесть хоть какую-то иметь надо?

БЕРТ. Куда ты так вырядилась?

МАРИ. На работу.

БЕРТ. Сегодня воскресенье.

МАРИ. Четверг.

БЕРТ. Ты опять все перепутала. Где откопала этот плащ? В какой эпохе ты живешь? Нет, правда, я тебя не узнаю. Сегодня ты какая-то другая, прямо не из этой жизни...не моя Мари! Ну, ладно...Об этом потом...Всё потом. Сними это. Оденься по погоде, и поедем в салон госпожи Марты покупать тебе платье.

МАРИ. Какое платье?

БЕРТ. Свадебное. Я уже говорил , платье привезли специально для тебя из Парижа. Иди ко мне. Люблю тебя, ты будешь самой красивой невестой в мире! (Прижимает ее к себе.)

МАРИ. Отстань! Я не хочу!

БЕРТ. А давай, украсим елку? Помнишь, как в детстве, мы с тобой мастерили новогодние игрушки? (Берет игрушки из коробки, вешает на елку.) Поверь, мы будем счастливы. Ты выйдешь за меня замуж, у нас будут дети. Все образуется. (Обнимает её.)

МАРИ. Дай мне время подумать!

БЕРТ. Хорошо, поедем в салон завтра. Только пообещай, если тебе станет плохо, ты сразу позвонишь мне?

МАРИ. Обещаю! Только уходи! И не возвращайся больше!

БЕРТ. Всего один поцелуй... в щеку. (Целует в шею.)

МАРИ. Отстань!

(В приоткрытую дверь заглядывает с т а р у х а-цыганка.)

СТАРУХА. Хозяева...я за солью пришла. (Входит в квартиру, осматривается).

МАРИ. (Берту). Уходи!

БЕРТ. Но я вернусь. Вечером. Будь умницей. (Уходит.)

МАРИ (замечает старуху). Кто вы? Как вы сюда вошли?

СТАРУХА. Дверь открыта была.

МАРИ. Вам соль нужна?

СТАРУХА. Мне? Соль?

МАРИ. А вы настоящая? Можно я до вас дотронусь?

СТАРУХА. Дотронься.

МАРИ. Понимаете, всё кажется мне нереальным – все, что происходит вокруг. И даже вы...Вот я вас не знаю, а вы пришли ко мне за солью. Вот соль. Возьмите.

СТАРУХА. А хочешь, приворожу его до смерти?

МАРИ. Нет! Я не верю в привороты! И не говорите мне о смерти!

СТАРУХА. Я о любви говорю.

МАРИ. Как страшно всё. Как запутанно.

СТАРУХА. Страшно жить без любви! Дай сюда твою руку! (Грубо хватает ее за руку.) Скоро в небе сойдутся две луны, и ты уйдёшь с ним. Он твой! Он реальный! (Старуха уходит.)

(Громкий звонок в дверь.)

МАРИ (хватает телефон). Алло? Алло? Алло!!!

РАШЕВА (стоит на пороге.) Не надо так кричать. Сколько эмоций! Оставьте свой телефон, я вам в дверь звоню. (Звонит в дверь.) Вот так звоню.

МАРИ. Вы?

РАШЕВА. Да, я! А что вас так удивляет?

МАРИ. А где старуха?

РАШЕВА. Какая старуха?

МАРИ. Она за солью приходила.

РАШЕВА. Ну, пришла-ушла... Я к вам на минутку. Новость на крыле принесла. Сегодня Астахов презентует новую книгу "Загадки четвертого измерения". Вам это интересно? (Бросает ей газету.) Читайте прессу!

МАРИ (хватает газету, читает). Сегодня во Дворце... Антон! (Открывает шкаф, ищет нужное платье.)

РАШЕВА. Тепло...ох, как тепло! (Фотографирует Мари.)

МАРИ. Вам нравится это платье?

РАШЕВА. Нравится.  Вы покорите всех местных аборигенов. До встречи во Дворце!

(Рашева сталкивается в дверях с Бертом.)

РАШЕВА. Какая приятная встреча!

БЕРТ. Жареным запахло? Что вынюхиваешь?

РАШЕВА. Астахова вынюхиваю. Он аферист, а выдает себя за ученого! А Мари пиарит его во всю. А бабки делят пополам?

БЕРТ. Как она его пиарит?

РАШЕВА. Как? Организует встречи, брифинги, пресс-конференции…И каждый раз говорит, что незнакома с ним.

БЕРТ. Рашева, у тебя головка бо-бо!

РАШЕВА. Свою побереги.

БЕРТ. Полиция пусть его копает. Не путай сюда Мари.

РАШЕВА. Попрошу говорить мне «вы».

БЕРТ. О как! Прощайте, госпожа Рашева.

РАШЕВА. Не торопи события, Берт. (Уходит.)

(Берт проходит в комнату. Мари перебирает наряды в шкафу. Бросает платья на тахту.)

МАРИ. Я же просила тебя, не приходить!

БЕРТ. Я меню принёс.

МАРИ. Какое меню?

БЕРТ. Ты выбрала ресторан с китайской кухней? Но кто станет есть лягушек на свадьбе?

МАРИ. Какие лягушки? Какое меню? Ты на машине? Отвези меня к нему! Я опаздываю! Ты видел в подъезде старуху?

БЕРТ. Рашеву? Только что ушла. (Пытается обнять.) Будешь называть её старухой - сожрёт!

МАРИ. При чём тут Рашева? Ты обманул меня! Ты мерзкий! Мерзкий тип! (Швыряет ему в лицо газету.) Читай, что здесь написано!

БЕРТ (читает газету). Сегодня во Дворце...Встреча с автором шокирующих сенсационных открытий... Рашева газетку подкинула?

МАРИ. Не будем спорить! Подай мне, пожалуйста, колье. Там в коробке. Серебряное. Нет, это платье не подходит. Слишком яркое для презентации. Надену это. (Снимает платье, надевает другое.) Застегни мне замок на платье. Ну, не лапай меня! Скорее! Надо успеть. Я ему все скажу! Всё, что о нём думаю!

БЕРТ. Мари!

МАРИ. Старуха сказала, я плохо выгляжу? У меня круги под глазами?

БЕРТ. Я не отдам тебя ему!

МАРИ. Я не твоя собственность!

БЕРТ. А как же наша свадьба? (Пытается удержать её.)

МАРИ. Отпусти!

БЕРТ. Не ходи туда, Мари!

МАРИ. Ну что ты медлишь? Недотёпа! Мы опаздываем. Скорее! Отвези меня к нему! (Выбегает из квартиры).

Картина 4

В фойе Дворца науки и техники журналисты толпятся вокруг Астахова.

РАШЕВА. Господин Астахов, какова взаимосвязь между оборонной промышленностью и так называемым четвертым измерением?

АСТАХОВ. Прямая. Сегодня ученые готовы познакомить общество с техникой безопасного присутствия в тонких мирах, чтобы люди не страдали от собственной безграмотности.

РАШЕВА. Хотите сказать, вы знаете, как устроено мироздание? Бог в нем есть?

АСТАХОВ. Любая религия скажет: «Бог внутри нас». Но именно от каждого из нас зависит состояние Вселенной. Я же наблюдаю это явление с точки зрения науки, в частности, физики.

РАШЕВА. И как выглядит это явление?

АСТАХОВ. С точки зрения физики - это Круг. Вне науки его называют Мировым разумом, Богом, Светом. Ученые именуют это явление сфероидом. Человек во времени движется по спирали. Любая его агрессия по отношению к себе ли, природе, другому живому существу вызывает колебания сфероида и разрушает мироздание. Все так просто.

РАШЕВА. А вы, значит, знаете, как нас спасти от гибели.

АСТАХОВ. Еще апостол Павел говорил, Бог не желает, чтобы кто-то погиб, он хочет, чтобы люди пришли к истине. Простые обыватели называют армагеддон началом эпохи нового праведного мира. Моя же задача – разъяснить вам реальную ситуацию. Человек должен адекватно воспринимать мир и себя в этом мире. Будущее Вселенной, как ни примитивно звучит, зависит от каждого из нас!

РАШЕВА. Вы работаете без применения техники?

АСТАХОВ. При работе в аномальных полях обычная техника выходит из строя. Компьютеры ломаются, батарейки разряжаются, свет гаснет... Но моя книга не про это. Я физик и работаю над раскрытием физических законов мироздания с его физическими формулами. (Замечает Мари.) Извините, но все вопросы во время презентации.

МАРИ. Я за автографом. Можно? (Протягивает Астахову книгу.)

АСТАХОВ. Можно. (С безразличным видом подписывает книгу.)

МАРИ. Прости меня.

АСТАХОВ. Не понял.

МАРИ. Неужели ты все забыл?

АСТАХОВ. А что я должен помнить?

РАШЕВА. А теперь уже горячо. (Фотографирует Мари и Астахова.)

АСТАХОВ (закрывает объектив рукой.) Напоминаю, фотографировать вне презентации запрещено. Будете иметь дело с Законом.

МАРИ ( вскрикивает). Смотрите, какой яркий свет! Вы видите это? Видите?

РАШЕВА. Конечно, вижу! (Берту.) О чем это она? Какой свет?

БЕРТ. Мари, тебе плохо?

МАРИ. У меня болят глаза!

БЕРТ (хватает Мари за руку.) Пойдем отсюда!

МАРИ (кричит). Не прикасайся ко мне!! Не трогай меня!!!

РАШЕВА. Фу, какой ужас.

(Мари идет куда-то по красному лучу света. Луч выхватывает Астахова, он в длинной белой одежде).

АСТАХОВ. Пора возвращаться домой, Мари. Времени на раздумье нет... времени на раздумье нет...

(Взрыв ярко-красного света. Мари лежит на полу. Все изумленно смотрят на нее. Потом бросаются к ней. Рашева фотографирует.)

АСТАХОВ. Мари! Мари!

БЕРТ. Кто-нибудь, позовите врача!

АСТАХОВ (пытается привести Мари в чувство). Мари!

РАШЕВА (Берту.) Теперь ты понял, что эта парочка вместе? (Фотографирует.)

БЕРТ. Убери фотоаппарат!

РАШЕВА. Не кричи на меня! Не запряг!

МАРИ. Выключите свет! Прошу вас! Выключите свет!

РАШЕВА. Разве можно выключить солнечный свет, Мари?

АСТАХОВ. А вы все здесь только этим и занимаетесь.

РАШЕВА. А вы, значит, просветитель.

АСТАХОВ. Просто физик. (Помогает Мари встать.)

МАРИ. Простите...у меня закружилась голова.

АСТАХОВ. Бывает. Особенно, если не спать по ночам.

БЕРТ. Ты вся дрожишь, позволь, я тебя согрею. (Набрасывает на плечи Мари пиджак. Обнимает её. Астахову.) Извините, моя невеста не совсем здорова.

АСТАХОВ. Ничего страшного. Даже я иногда склонен фантазировать. Так рождаются открытия. Главное, чтобы потом разочарований не было.

БЕРТ (Мари). Идем домой, Мари.

МАРИ (вопросительно смотрит на Астахова).

АСТАХОВ (Рашевой). Так, о чем мы с вами говорили? (Берет Рашеву под руку.)

РАШЕВА. О загадках четвертого измерения.

(Астахов и Рашева уходят. )

МАРИ (плачет). Это ты во всём виноват! Ты! Зачем ты меня обнял? Зачем сказал ему, что я твоя невеста?

БЕРТ. Опомнись. Ему нет дела до тебя!

МАРИ. Забери свой пиджак!

БЕРТ. Он страшный человек!

МАРИ. Ненавижу тебя!

БЕРТ. Всё. Едем домой! Ты устала. Тебе надо отдохнуть. Уверяю, утром все плохое позабудется. Главное, хорошо выспаться.

МАРИ. Да, надо вернуться домой. Лечь спать. А, когда проснусь, я все забуду? Правда?

БЕРТ. Разумеется, Мари. Верь мне. Все будет хорошо.

Картина 5

МАРИ (сидит на подоконнике, монотонно повторяет). Старуха сказала, когда в небе сойдутся две луны... когда сойдутся две луны...две луны.... когда в небе...Ой! Я вижу это! Две луны! Две луны! Антон! (Бежит к дверям.)Антон! Я знала, ты придешь! (Распахивает дверь. В комнату, громко мяукая, вбегает кошка.) Ф-фу какая! Испугала ...Ну, зачем ты пришла? Нет у меня молока! Нет ничего! Смотри! (Открывает холодильник .) Видишь, пусто! Иди...Уходи обратно в ночь. Там свобода! Мышки бегают, и коты разные... (Выпроваживает кошку. Входит в квартиру, видит Астахова.) Ты?

АСТАХОВ. Хоть бы о кошке подумала, если себя не жаль. Холодильник пустой, глаза заплаканы.

МАРИ. Кошку пожалел? А про меня забыл? Вот тебе! (Колотит его ладошками в грудь.) Вот тебе за все мои мучения!

АСТАХОВ (смеется). Ты сама себя измучила. Я здесь ни при чем.

МАРИ. Я устала бороться с собой.

АСТАХОВ. Кому нужны такие жертвы?

МАРИ. Зачем ты пришел?

АСТАХОВ. Проститься. Теперь уже навсегда. Всё, как ты хотела.

МАРИ. Нет, не уходи. Я умру в этом мире Нелюбви! Я умру без тебя!

АСТАХОВ. Пойдешь со мной на край света?

МАРИ. Пойду!

(Астахов резко привлекает Мари к себе, целует в губы.)

Картина 6

Старый парк. Берт стоит на мосту. Снежные фигуры ирреальны на закате дня.

БЕРТ. Её нет уже вторую неделю. Где она может быть? В командировку уехала? (Звонит по мобильному.) Алло? Здравствуйте. Пригласите Марию Подольскую. Нет такой? Опять в Ригу уехала? Никогда не работала у вас? Что вы мне голову морочите? Она руководит отделом по связям с общественностью. Юргенс руководит? Позовите Юргенса. Здравствуйте, Берт беспокоит. Объясните, где Подольская? Нравится читать мой журнал? Спасибо. Так, где она? Никогда не слышали о такой? (Сбрасывает звонок). Черте что. (Звонит Рашевой). Ада, добрый вечер. Берт беспокоит. Надо встретиться. Срочно, в старом парке, на мосту.

( Берт смотрит с моста на замерзшую реку. Ему кажется, Мари танцует в белом прозрачном платье.)

РАШЕВА (трогает за плечо Берта). Эй, очнись! Ты звонил по поводу фотографий? Я все-таки сделала это! Смотри. ( Показывает фотографии). Вот твоя Мари. Вот Астахов. Хороша парочка? Это они в аэропорту. Жаль, нельзя в прессу пустить.

БЕРТ. Почему?

РАШЕВА. Был такой Астахов, да весь вышел.

БЕРТ. Куда вышел?

РАШЕВА. Возьми, почитай. (Дает ему газету). Читай, читай. Вслух читай, чтобы и я в это поверила.

БЕРТ (читает). "Ученый Астахов родился в 1905 году в России. Предсказал катастрофу в Чернобыле, цунами в Японии, землетрясение в Китае...Во время октябрьской революции эмигрировал в Чикаго. Умер от инфлюэнции…", -зачем мне эту чушь читать? Ему лет тридцать пять от роду!
РАШЕВА. Это Астахов! Одно и то же лицо. А кто с ним рядом, а? Узнаешь? Мари!

БЕРТ. Газетная утка.

РАШЕВА. Утка в официальном издании?

БЕРТ. Не смеши людей!

РАШЕВА. Это ты так о прессе?

БЕРТ. Надо в прокуратуру идти. Мари исчезла. Куда он ее увез?

РАШЕВА (смеется). На Мальдивы. Сорвали куш и умотали. А мы тут уши развесили.

БЕРТ. Уверена?

РАШЕВА. Вот как надо заметать следы детективных историй. Нет человека – нет проблем! (Уходит.)

БЕРТ. Ч-черт... Наплела какую-то околесицу, и сама в неё верит? (Звонит мобильный.) Ало...Мари? Мария! Любимая, где ты? Куда он тебя увез? Ищу тебя везде! Когда ты вернешься?

МАРИ. Я не вернусь.

БЕРТ. Что он сделал с тобой, этот негодяй?

МАРИ. Он хороший. Я счастлива с ним.

БЕРТ. Я тоскую по тебе, Мари!

МАРИ. Прости меня ... Прости. (Разговор прерывается.)

БЕРТ. Мари!!!(В ответ звучит: «Абонент вне зоны доступа».)

(На мосту появляются п а р н и  с бутылкой виски.)

ПАРНИ (Берту). Эй, мужик, с моста в реку прыгнуть решил? Лучше выпей с нами! Рождество сегодня! (Суют ему в руки бутылку виски.) 25 декабря!

БЕРТ (изумленно). Какое Рождество? Осень сейчас. (Поднимает охапку листьев, сыплет себе на голову.)

ПАРНИ. Галюников обожрался? Да? Или ты православный? (Забрасывают его снежками, смеются). Убьем язычника!

БЕРТ. Сами вы язычники... (Плачет). Мари...

ПАРНИ. Ну, мужик...Не парься...Найдешь себе другую.

Картина 7

Редакция журнала «Новое время». Берт входит к себе в кабинет. За столом сидит
м у ж ч и н а.

МУЖЧИНА. Здравствуйте. Вы ко мне? По какому вопросу?

БЕРТ. А вы, собственно, кто?

МУЖЧИНА. Это я у вас спрашиваю.

БЕРТ. Я главный редактор журнала «Новое время», Берт. Это мой кабинет.

МУЖЧИНА. Вы что-то перепутали. Главный редактор «Нового времени» я. (Стучит пальцем по бейджу.)

БЕРТ. И как давно вы здесь сидите?

МУЖЧИНА. Со времен царя Гороха. И потом, я работаю здесь, а не сижу.

БЕРТ. Я вызову охрану.

МУЖЧИНА. Охрану? Не смеши людей! Охрану он вызовет! (Говорит по громкой связи.) Охрана? Тут посторонний. Пьяный. Ведет себя неадекватно. ( Появляются охранники, хватают под руки Берта.)

БЕРТ. Прекратите немедленно это безобразие! Отпустите! Что вы в себе позволяете? Я Берт! Главный редактор! Вот мои документы: пропуск, паспорт, ключи от кабинета!

МУЖЧИНА. Ключи от кабинета? Это хорошо, что ты ключи принес. Я эти ключи второй месяц ищу. (Охране.) Заберите у него ключи. (Охранники отбирают ключи.) Уважаю ваше решение, господин, как вас там, Берт, вернуть ключи от моего кабинета и советую беречь здоровье. Жизнь думающих людей важна для общества.

БЕРТ. А общество – это ты?

МУЖЧИНА. За решетку захотел? Уберите его из кабинета!

ОХРАННИКИ (выталкивают Берта за дверь.) Вали отсюда! Ублюдок! А то в мусоровоз затолкаем! (Смотрят друг на друга.) Затолкаем?

Картина 8

Берт в старом парке, сидит на скамейке. Подходит Рашева.

РАШЕВА. Решила поговорить с тобой. Привет. Эта история с Подольской не выходит у меня из головы. Люди исчезают из города, а общественности наплевать! Скоро мы все будем бояться высунуть нос из квартиры. Помнишь, что говорил Астахов? «Бог не желает нашей гибели, но хочет, чтобы люди пришли к истине...». А мы фотографируем начало Армагеддона, считая себя папарацци? А кукиш с неба нам показывает Бог? Надо что-то делать, Берт! Поднимать общественность. Мы же пресса! Ты редактор престижного журнала!

БЕРТ. Уже не редактор. Меня выперли за дверь... Пинками под зад! Затолкали в мусоровоз и отвезли на свалку.

РАШЕВА. Бредишь? Или напился? (Берет у него бутылку, глотает виски.) Что ты тут пьёшь? Фу, какая гадость. Я думаю, Подольская сбежала из страны вместе с Астаховым. Или кому-то было выгодно их убрать?

БЕРТ. Как думаешь, что происходит? Революция? А любая революция - это преступление. Сначала эйфория от ощущения свободы и безнаказанности, потом хаос, беспредел, обманутые надежды. Потом кровь, грязь, смерть - война? И все эти повороты, перевороты, превращения, обращения цикличны и закономерны?

РАШЕВА. О чем ты говоришь?

БЕРТ. А ты о чем?

РАШЕВА. Я о Мари Подольской.

БЕРТ. Меня это не интересует.

РАШЕВА. Но как же, пропала твоя невеста!

БЕРТ. Не выдумывай.

РАШЕВА. Вот это новость! Берт, что с тобой?

БЕРТ. А что со мной?

РАШЕВА. Ты боишься? Тебе угрожают?

БЕРТ. Рашева, отстань от меня. А?

РАШЕВА. С ума сошел?

БЕРТ. Я никогда не общался с Подольской, и вообще не знаю, кто она такая. И не фонтанируй у меня перед глазами ручонками своими! Если я когда-то и виделся с ней, то только в другой жизни! Понимаешь? В другой жизни! А в этой, новой моей жизни, я ее не знаю. И знать не хочу!

РАШЕВА. Да, ты просто негодяй!

БЕРТ. Не обольщайся на свой счет, милочка. Забери свои фотографии. Мне они ни к чему. (Идет прочь.)

РАШЕВА (кричит ему вслед). Я этого так не оставлю! Слышишь меня, Берт?

Картина 9

Кабинет главного редактора журнала «Новое время»

РАШЕВА . Здравствуйте. Корреспондент газеты "Республика" Ада Рашева. Один вопрос. С каких пор вы являетесь главным редактором журнала «Новое время»?

МУЖЧИНА. Один тут уже спрашивал. А у вас у всех ум за разум зашёл?

РАШЕВА. Насколько мне известно, еще вчера редактором этого журнала был Николай Берт.

МУЖЧИНА. Приходил тут какой-то Берт, принес ключи от кабинета. Два месяца назад я их потерял, а он нашел.

РАШЕВА. Я разговаривала с ним сегодня в парке.

МУЖЧИНА. Мне какое дело, с кем вы разговаривали в парке?

РАШЕВА. Он сказал, вы незаконно заняли его место в редакции, и приказали охране вышвырнуть его за дверь. Знаете, что они с ним сделали?

МУЖЧИНА. Ходят тут всякие. Непонятно, о чем спрашивают.

РАШЕВА. А всякие – это я?

МУЖЧИНА. А кто же ещё?

РАШЕВА. Я работаю в официальной газете, и выведу вас на чистую воду. Обещаю.

МУЖЧИНА. Не боитесь утонуть?

РАШЕВА. Угрожаете?

МУЖЧИНА. Нет. Хотел на ужин пригласить.  Не могу припомнить, где мы виделись? Ты на кого работаешь, сучка?

РАШЕВА. Что?

МУЖЧИНА. Ну, давай познакомимся поближе! Может, найдем общие темы для разговоров? (Хватает Рашеву, толкает на стол, задирает ей юбку.)

РАШЕВА. С ума сошёл? Не трогай меня! Подонок! Отпусти! Кричать буду! Отпусти!

МУЖЧИНА. О, сколько экспрессии! Кричи! Кричи, дорогая! Люблю, когда кричат. (Прижимает ее к столу, насилует. Потом причёсывается у зеркала.) Ну, что...что ты там хнычешь? Вот, возьми платок. Утрись. А говорила, интервью хочешь взять. Взяла? Понравилось? Всё. Успокаивайся. Едем ужинать! Разопьём мировую. Здесь недалеко ресторанчик есть с отличной национальной кухней. Или на месте продолжим?

РАШЕВА Тварь... Какая тварь... (Выбегает из кабинета.)

МУЖЧИНА. Беги-беги! Не пройдет и трёх дней, как запоёшь по-другому... (Говорит по громкой связи). Отдел безопасности? Дымоф-ффф!!!! Собери мне всю информацию по Рашевой!

Картина 10

РАШЕВА ( в парке, пьет из бутылки.). Вот сволочь... (Кричит.) Гадина!!!

ПАРНИ. Зачем так ругаться? Праздник, всё-таки!

РАШЕВА. Да. пошли вы все!!!  (Звонит.) Алло. Отел безопасности?

ПАРНИ. Ну все-все, уходим. Чуть что, сразу отдел безопасности!(Уходят.)

РАШЕВА(звонит). Алло! Дымоф? Я тебя жду. В парке. Поговорить надо! А что не так? У нас с тобой вроде как бы гражданский брак. Не выдумывать? С какой стати тебе звоню? Ясно всё с тобой. Это со мной всё ясно? А что случилось? (Плачет.) Ладно...проехали. Скажи, кто сейчас редактор «Нового времени?» Да, точно, тварь еще та! Ты бы у него глазок в кабинете поставил. Уже поставил? Молодец. Не дремлешь. А где сейчас Берт работает? Пробей по старой памяти по своим каналам. Погиб? Год назад вместе Марией Подольской, когда ехали на пресс-конференцию к Астахову? Вздор! Я с Бертом сегодня в парке встречалась! Чушь несу? Сочувствуешь мне? Я в официальной прессе работаю! Это тебе не желтая газетёнка! Уже не работаю? Почему не работаю? Что я забыла? Не ориентируюсь в обстановке? А где похоронен Берт? На городском кладбище 15 ряд, 21 место? Не мешать тебе работать? Отнимаю время по пустякам? Алло! (Стучит по телефону). Ч-черт! Алло!(Набирает номер.)Алло! Надо же, как всё просто получается...Исчез человек - нет проблем?  (Берёт в руки фотографии). Ну, вот же все эти люди: Мари, Астахов, Берт... Вот все даты . (Рассматривает фотографии). Отличные фотографии. Свежие. Интересно, кто мне их подсунул? Сейчас столько подделок! И кто автор фотографий? О, и подпись есть. (Читает подпись.) Автор фотографий корреспондент газеты «Республика» Ада Рашева...Кто автор ? Я?! ( Хохочет. Разбрасывает фотографии.)

Конец.
2012 г


Рецензии