Опыт Ничто

        Человеческое существо имеет среди своих возможностей отрицание потому, что человеческое существо выдвинуто в ничто. Ничто нас задело и продолжает задевать. Мы на каждом шагу касаемся ничто. В опыте пустоты, тоски, отчаяния, ужаса. По-разному, во всех этих случаях нас обжигает прикосновение Ничто. Что такое Ничто, спросить трудно: по определению оно ни-что.

          В. Бибихин. Ранний Хайдеггер.


        Без опыта прикосновения к ничто, по-настоящему ничего быть не может.
Имея такой опыт, мои чувства свидетельствуют мне имеют ли такой опыт другие, но передать этот "нюанс" сложно. Тем более, что и не "нюанс" это вовсе, а последняя черта, которую человек должен переходить, чтобы быть, но на самом деле это совершенно незнакомо человеку как человеку.
       С возможностью такого перехода он сталкивается лишь в пограничных ситуациях, с осуществлённостью - открывает для себя новую жизнь, если только не умирает в прямом смысле, поскольку любой такой переход и есть смерть.
       Но большинство людей вообще избегают подобного опыта - это происходит не на уровне сознания, а как правило бессознательно - то, что является переходом представляет из себя для людей глухую стену, от которой лучше повернуть в другую сторону. Человек бережно хранит и оберегает своё любое "что", тем паче, когда это касается его чувств. Эта забота о "положительно мире" и его сохранности превращается в конечном счёте в ОГРАЖДЕНИЕ "своего" от всего остального. Поскольку мы - конечные существа - наше "своё" всегда ограничено. Но "снимать" его пределы мы не умеем - мы приобретаем "своё" как дар с детства, а затем случайным образом получаем его в жизни как "узнавание своего" в других людях.
       Таким образом, наша жизнь делится на две возможные ситуации: отсутствие "своего"(не жизнь, пустое существование) и случайное обретение "своего"(чудо). И нужно сказать, что те люди, которые гоняются за "своим" - как за "своими чувствами" - уже достаточно редки и необычны - большинство теряет различение "своего" и "не своего" ещё в раннем возрасте и в дальнейшем не имеет вообще такой проблемы как "чужой мне мир" и "мир мне родной".
       Однако даже те люди, которые в силу благоприятного стечения обстоятельств(счастливого избыточного детства) проносят названную проблему через всю жизнь, практически никогда не выходят через неё на проблему "ничто" и "смерти" - как проблему настоящего саморазвития "своего". Или другими словами говоря, не добираются до "самое само", обсуждаемое в одном из диалогов Сократа или до Имени Имён - по названию одной из песен Башлачёва.
      Их "своё" продолжается пунктиром случайных встреч со "своим" и усилиями "прожить его по полной" - откуда оно приходит, куда оно уходит, что есть "своё" для них же самих - полная загадка.
       Но будучи по своему происхождению прекрасным и благородным миром, такое "своё" попадая в ситуацию единственного противоречия: "своё - и всё остальное - не своё", на самом деле легко и просто способно превратиться в собственную противоположность - во зло, как для самого человека, так и для близких ему людей.
       Нужно помнить, что любое ограниченное "своё" даёт возможность видеть мир "человеческим образом" - не превращённым и не отчуждённым, НО! видеть его лишь в определённых рамках, в определённых условиях и не более того, то есть видеть в конечном счёте ограничено, а не безусловно, соответственно также видеть и другого человека - не превращённо, но не полно.
       Такое "своё", без его возможного прикосновения к Ничто является по существу своему статичным и замкнутым, и во всякой сложной ситуации даёт о себе знать именно таким образом. К тому же, никогда не обретая "законной полноценности"(а последнюю можно приобрести лишь проходя через Ничто), такое "своё" выступает по отношению к Имени Имён как сложно составленное "дерьмо - мир".
       Я не оговорилась. Я так и сказала - "не до конца собственный мир".
Не до КОНЦА... То есть где-то, глубоко в своих концах такой мир - НЕСОБСТВЕННЫЙ.
       И хотя вскрыть его "несобственность" дело крайне затруднительное, а здесь вскрыть означает показать - явственно, явлено, однако почувствовать это можно сразу же, имея под рукой чутьё "самое само".
       Каковы симптомы "добротного", а иначе читай "матёрого" "своего"? - ибо со временем такое "своё" основательно матереет - становится вязким, грузным и уже визуально не динамичным, либо второй вариант - значительно формализуется. Попросту говоря, так или иначе сдаёт позиции некогда живого мира, не имея к его росту и возрождению подлинных ключей - т.е. источников и корней на которых однажды возник именно "его" мир.
       Симптомы таковы - "своё" держится в центре. В каком центре? В центре "своего"! К краям и границам оно подходить боится - любой вопрос о происхождении "своих" чувств, любая встреча их с другими чувствами(особенно с противоположными) - объезжается за версту.
      "Я" находящееся в таком "своём" отнестись к самому себе не в состоянии. Но самое главное, что оно и не хочет этого делать, принципиально избегая вопросов, способных пошатнуть "его" мир.
      "Свое" устанавливает центр мироздания в центре "своего".
      В таком случае что мы имеем?
   Большинство людей - центр мироздания - люди, то есть центр мироздания неизвестно где и обезличен - люди как говорится отталкиваются от людей и дальше по цепочке, уходящей в дурную бесконечность - конца здесь нет и он никогда не предвидится. В людях ни на кого не укажешь пальцем "вот" и не прервешь дурную бесконечность. Человеческое "людство" нескончаемо - лиц в нём нет, героев тоже, но зато и виновных не имеется - есть только флажок, который передают по кругу - круговая порука.
      И вот на этом фоне появляется "своё" и "свой мир". Несомненно он более продвинут во всех отношениях, так как речь в нём заводится и ведётся о "Я хочу", "моё", "своё", то есть в нём впервые образуется претензия на некоторую самость. Но осуществляется ли эта претензия? Центр мироздания теперь находится не нигде - то бишь в людях, а в моём "Я" - "Я" отныне пляшет от себя, но странное дело, при этом "Я" знать себя нисколько не хочет. Здесь мы сталкиваемся с двумя различными родами одного и того же - данности.
      Для людей мир - дан - такой, какой он уже есть, и как говорится, "ничего не попишешь".... А для "своего" дано "Я" - в "своём" всё хитрее, тут дано раз и навсегда и железно моё "Я" - вот такое, какое есть - я такой и что уж поделаешь(вот второй девиз, который мы вынуждены слышать).
      "Своё" считает себя - превосходящим - и как же не считать? Для людей мир уже заранее расписан по его наличности и так называемой "реальности", а вот для "своего" - нет, "своё" требует чтобы что-то получалось по тому, как оно хочет. "Своё" контр -противопоставлено миру и согласно на него лишь в одном случае, если оно допускает моё - "моё", а иначе мир отторгается.
      "Своё" осуществляет заявку на самость. И... успешно проваливает её...
       Заявка остаётся, самость не достигается...


Рецензии