Советы Оптинских старцев-125

СОВЕТЫ ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ

(Хроника начала духовной жизни)

ИЗ МОИСЕЯ ОПТИНСКОГО

Я более всего опасаюсь, чтобы ты
худым товариществом не повредился.
Худой наверно тот товарищ, который
назирает жены и пиры, «вино бо и жены
многих погубили» (Сир. 31, 29), глаголет
Писание. Блюди себя от таковых, ибо
скоро и удобно входят в нас привычки
слабые и страстные, отвычка же
трудна. Редкие освободились от худых
привычек, по большей части во страстях
оных и жизнь свою кончили на осуждение
себе вечное.

7.11.18 г.,
Мучеников Маркиана и Мартирия

... Вычитал нынешнюю «главку» из слова Феофана Затворника и подумал о «Цветнике Оптинском» — что-то подскажет он на этот раз. И как всегда — подсказал. «Худых друзей» выбрали мы себе в былые времена. Стали перенимать всё подряд у возрождающихся на западе язычников. И главное — безбожие их переняли. Но лучше об этом расскажет святитель Феофан. Ему слово. Советую — прислушаться к нему и вникнуть в его суть. Только в советах нашего мудреца спасение России.

ВОЗРОЖДЕНИЕ РОДА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО

(Продолжение)

Не говорим, чтобы там не было ничего хорошего, — ибо иначе как бы   и стоял тамошний мир, — но что общий дух его именно таков. Осязательно в этом уверяет то, что всякий коснувшийся сего образования хотя краем уст, тотчас начинает восставать на Господа и святые Его учреждения. (В матеиализме-атеизме всё ложь, всё дух безбожия и растления, всё свободная анархия! Потому и восстание против нравственно высокого ,жизненно необходимого порядка Христова. Ясно, к чему это приводит. Легкодумным человечеством испытано— Б.Е.)

Перстом Божественного промышления в истории других народов предписан нам урок. Будем внимательны! Не увлечься бы нам слишком приманками их усовершенствований и, перенимая  полезное, не напитаться бы и этим духом противления богоучреждённому порядку, в обманчивых видах какого-то возрождения! Господь да избавит нас от сего бедствия! Какого ещё искать нам возрождения, когда мы уже возрождены и носим в себе Божественные восстановительные силы и учреждения? (Да, России всё было дано для спасения и налаживания доброй жизни с принятием Христианской веры в 10 веке. Чем она, не без грубых ошибок, занималась много столетий до реставрации язычества в Европе, до эпохи липового Возрождения. — Б.Е.) Нам остаётся только не мешать им развиваться в нас, проводить их до последних пределов нашей частной и общей жизни, или по всем отраслям свойственной человеку деятельности. Спросите, каким это образом? (Вот разумное средство, как углублять и расширять человечную, счастливую жизнь. Нет другого такого же средства! — Б.Е.)

Поставьте с одной стороны восстановительные Божественные учреждения, с другой — потребности нашей общественной жизни, — и увидите, как одни могут наитствовать (вдохновлять) другие и, насыщая их, созидать и возвращать новую благодатную жизнь, во всей её полноте и во всём теле отечества нашего. Ибо чего бы мы ни искали, на всё найдём в них верное руководство и указание начал самых прочных.

Нам нужно просвещение, и мы ищем его. Господь ниспослал уже нам обильный свет ведения в Откровении. Наше исповедание даёт нам здравые и светлые понятия о всём сущем — о Боге, мире, человеке, их взаимном отношении, нашей участи здесь, на земле, и предназначении нас для будущей, о нашей бедности и повреждённости и способах исправления и уврачевания и прочем. Усвоим сии понятия, и будем просвещены, ибо что есть просвещение, как не обладание здравыми о всём понятиями? (Ну, не разумно ли?! Но нравственно развращённому человеку такой разумности не надо. Ему разврат во всех видах подавай. Он и создаёт себе именно такую, угодную ему, мещанскую жизнь. — Б.Е.)

Затем, желаем ли мы расширить круг наших познаний, будем держаться сих понятий, как руководительных начал, и приводить их по всей области наших познаний. Они предохранят нас от опасных заблуждений и сообщат вековую прочность нашему ведению. (Но развращённому вседозволенностью человеку Истина с её незыблемым постоянством не нужна совершенно. Он везде ищет чего-то нового, не понимая, что это новое всегда противобожественно и гибельно для людей. Вся всемирная история кричит об этом.— Б.Е.)

Мир ли Божий кто познать тщится, вот ему руководительное начало: Бог сотворил мир в шесть дней из ничего всемогущим Словом Своим, сотворил целесообразно, мерою, весом,  числом, содержит оное в деснице Своей и ведёт к его предназначению. Пусть возьмёт сие начало и проведёт по всей области миропознания. Оно предохранит его от ложной теории самообразования мира и удержит порыв мечтательных предположений, какие строят на основании скудных и ещё не точных исследований нашей земли. (Что в этом мудрейшем совете не устраивает людей развращённых? Только одно. Чтобы жить праведно, по-Божьи, надобно постоянно бороться со своими грехами? А этот напряжённый труд им зачем? Они живут в своё удовольствие, утешая себя тем, что никакого Бога нет! — Б.Е.)

Историю ли кто изучить хочет, имеет уже руководство в мысли о всеобъемлющем Промысле Божием, и именно вражду положил Господь между семенем жены и семенем змия и все ведёт к победе первого над последним. Пусть возьмёт и проведёт сие начало по всей истории. Оно предохранит его от предположения дикого небывалого состояния и удержит от мысли о механическом фаталистическом самораскрытии в истории человечества какого-то спящего самого по себе начала. (Суть всей истории человечества — непримиримая борьба Добра и Зла, то есть учения Троицы и всего, что против Бога. Всё этому правилу подчиняется. И не может не подчиняться, потому что это правило установлено Творцом. — Б.Е.)

Человеческую ли природу хочет кто расследовать, знает уже, что человек создан по образу и подобию Божию и предназначен для вечного блаженства в живом общении с Богом. Пусть возьмёт сие за начало и проведёт по всему человекознанию. Оно не допустит его ставить человека в ряд животных, как особую породу, производить все духовые его действия от химического сочетания и движения частиц материи и ограничивать продолжение его бытия пределами только жизни настоящей.

Так для всех наук найдутся в нашем исповедании основные понятия, Богом истины открытые, и, следовательно, несомненно верные. Строя по сим началам наши науки, проводя их до последнего разветвления наших систем, мы всем наукам сообщим единство, твёрдость, истинность, и вся совокупность наших познаний составит тогда мир истинного ведения, проникнутый Божественым светом. (А этого и нет у нас сейчас. К этому и надо всеми силами стремиться, чтобы выйти из всемирного кризиса, который господствует над человечеством почти 8 тысяч лет. — Б.Е.)

Затем сии начала перейдут и во всю письменность нашу, которая потому не только не будет содержать ничего не согласного с Божественными истинами, не только положительно не будет им противоречить, но, напротив, будет служить разнообразным проводником их и разольёт свет их по всему пространству обширного отечества нашего. Вот и просвещение всенародное, или возрождение народа с умственной стороны! (Вот причина безнравственной и в корне ошибочной нашей нынешней литературы. Вся она без Истины Господней. А значит — вся во лжи и страшных ошибках. Редкие авторы сейчас знают Истину и далеки от Неё, как дьявол от Бога. — Б.Е.)

Нам нужен навык в доброй общественной дятельности во всех её видах. Но что мешает нашей деятельности всегда быть такою, когда мы непрестанно действуем? — Страсти и порочные склонности, которые сбивают нас с пути правого и увлекают к делам злым. И вот Господом предписано не только удаляться пороков и не поблажать страстям, но даны самые действительные средства к уврачеванию сих немощей и учреждён  самый обаз врачеваия их. Все возбуждаются и призываются к покаянию — сознанию и исповеданию своих страстей и дел порочных, с обещанием и решимостию не раболепствовать им более и не подчиняться их влечению, все после того приемлют в помощь Божественную благодать и ступают в ближайшее общение с Господом — Победителем греха в Таинстве Тела и  Крови, все вводятся, наконец, в Богоучреждённый и действующий уже врачевательный порядок жизни — в посте, молитве, благотворениях и удалении от всего, могущего возбуждать страсти и питать пороки.

Учредим же у себя такой порядок, где бы находили полное приложение все сии благодетельные учреждения, и мы будем уврачёваны, а уврачевавшись, и действовать иначе не будем, как только общеполезно. Введём подобный порядок и в систему воспитания, и оно будет подготовлять государству деятелей только мудрых, благонамеренных, ревностных. Подчиним тому же закону наши общественные обычаи и все формы взаимных отношений, и они, в свою очередь, будут для нас добрым училищем исправления и очищения, не будут разорять благое настроение, получаемое в семействе или Церкви, а поддерживать и укреплять его...

(Продолжение следует)


Рецензии