Канал Волго Дон

Волго – Донской судоходный канал!
Предков мечта воплотилась навеки,
Дон, как бы, Волгу к себе приглашал; -
Рядом сошлись эти реки.

Первым пытался турецкий султан, -
Войско послал, чтоб копали.
Но не продуман подробно был план; -
Только начав – все устали…

Пётр Великий по рекам решил
К Дону от Волги пробиться.
Шведы напали, а то бы прорыл,
Войны мешают добиться*.

Войны всё рушат; - мечты и дела.
Сколько их было в России!
Страшной бедой Мировая Война –
Столько потеряно силы…

Послевоенные годы Страны,
Все в напряженье великом.
Голодно, холодно, очень бедны
Только не шиты мы лыком!

Я это помню и очень горжусь
Временем, что мне досталось.
Трудный, но радостный
жизненный путь,
Столько впервой начиналось!               

Волжский и ГЭС, Сталинград из руин,
Спутник, Гагарин, ракеты
И Волго- Дон! Так Народ – Исполин
Множил дела и победы!

Только три года салюту Победы,
Клич по Стране и работа пошла!
Вечно хранятся в бетоне скелеты,
Многие жертвы земля приняла**…

Но сотворили! Красиво и прочно!
Шлюзы – красавцы!
Скульптуры,  декор.
Сталин у входа! Навеки! Бессрочно!
За ночь убрали – стал власти в укор.

Множество раз на родном «Волго-Доне»
Видел всё это – в восторге душа!****
Наши мечты воплотились в бетоне.
Нет большой Цели и жизнь так скучна…

           8 Ноября 2018 года
 
====================================
Первую попытку соединить Волгу и Дон в месте их наибольшего сближения историки относят к середине XVI века. В 1569 году турецкий султан Селим II, известный своим походом на Астрахань, направил 22 000 солдат вверх по Дону с целью прорыть канал между двумя реками. Однако всего спустя месяц турки отступили «с великой бранью», заявив, по словам летописцев, что «даже всем турецким народом тут и за 100 лет ничего не сделать».
       Вторая известная попытка предпринималась в годы правления Петра I. По плану строительства канал должен был быть прорыт между притоками Волги и Дона, Камышинкой и Иловлей. Начало работ пришлось на 1697 год.
   
          В 1948 году власти набирали рабочих по всей стране, приглашали выпускников вузов и техникумов, демобилизованных военнослужащих. Вольнонаемных рабочих было около 700 тысяч человек. В строительстве принимали участие военнопленные немцы, которых было порядка 100 тысяч, и советские заключённые численностью свыше 100 тысяч человек. Большинство последних были осуждены за мелкие хищения, хулиганство и мошенничество, но были и рецидивисты, и политзаключённые. Заключённые были заняты на тех же работах, что и обычные строители, иногда бригады были смешанными. На стройке один день работы заключённого засчитывался за два-три дня отбывания наказания. Это вело к досрочному освобождению, например, только из работавших на Цимлянском гидроузле досрочно были освобождены 26 тысяч человек.
            Три тысячи из досрочно освобождённых были отмечены наградами, 15 из них — орденом Трудового Красного Знамени].

   Для  изготовления памятника была добыта специальная партия самородной меди. Высота скульптуры составляла 24 метра.    Памятник простоял до марта 1962 года (вопреки распространенному в сети мнению о том что памятник был убран спустя 10 дней после переименования в 1961 году Сталинграда в Волгоград), а потом в течение одной ночи памятник был демонтирован (вероятно в рамках процесса десталинизации). Дальнейшая судьба скульптуры вождя народов неизвестна. С марта 1962 года до начала работ по возведению памятника Ленину на набережной стоял пустой постамент.

   Строительство монумента было начато в 1969 году и завершено к 103-летнему юбилею вождя мировой революции. Открытие памятника состоялось 20 апреля 1973 года, шагающего вперёд с кепкой в левой руке.

Общая высота памятника составляет 57 метров. Высота скульптуры составляет 27 метров, монолитного железобетонного постамента — 30 метров. Постамент облицован гранитными блоками.

На весь путь затрачивается около 10—12 часов. Канал питается донской водой из Цимлянского водохранилища, так как Дон лежит выше Волги на 44 м. Системой из трёх насосных станций (Карповской, Мариновской и Варваровской) вода подаётся на водораздел, откуда самотёком подаётся на волжский и донской склоны. Часть воды используется для орошения.

По состоянию на март 2011 года памятник находится в состоянии, требующем ремонта.
Информация от ria.ru


Рецензии
С интересом прочла очень важную информацию... Из другого источника вряд ли я узнала такие подробности о грандиозном строительстве канала.
Спасибо, Саша, за твой труд!!!
Фото просто шикарное!!!
PS:
В тексте повторяется дважды :"На стройке один день работы заключённого засчитывался за два-три дня отбывания наказания. Это вело к досрочному освобождению, например, только из работавших на Цимлянском гидроузле досрочно были освобождены 26 тысяч человек."

Мио Танака   14.11.2018 19:06     Заявить о нарушении
Душевно рад Вашей весточке! Благодарен за подсказку и одобрение. В душе моей застой и переоценка ценностей. Столько пришлось выбросить как устаревшее, пустое и фальшивое. Но "мешочек с драгоценностями" стал во много раз ценнее и нужнее, в том числе и память о нашем весёлом общении. Грустно... Но, если понять, принять и смириться, то жить можно.
Благодарю за светлую память и дай Бог Вам здоровья, уважения и понимания близких. С улыбкой, с нежностью, с теплом.

Александр Ченин   14.11.2018 22:29   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.