Великий Инквизитор и жимолость

"В первый раз я проснусь еще затемно, в полутьме, как в утробе родной, понимая, что необязательно подниматься – у нас выходной, и наполнюсь такою истомою, что вернусь к легкокрылому сну и досматривать стану историю, что и выспавшись не объясню."
   (Дмитрий Быков)

1.
"У врат нового мира стоит «богочеловек». Рассыплется ли в прах в конце этой эпохи Бог в богочеловеке, и может ли действительно умереть богочеловек, если умрет в нем только Бог? Над этим вопросом не задумывались и считали, что покон­чили с ним, проведя победоносно до конца работу просвеще­ния – преодоления Бога, не заметив, однако, того, что человек убил Бога, чтобы стать отныне «единым Богом на небесах». Потустороннее вне нас уничтожено, и великий подвиг просве­тителей исполнен, но потустороннее в нас стало новым небом, и оно призывает нас к новому сокрушению его: Бог должен был уйти с дороги, не нам уступил он путь, а Человеку... Лютера и Декарта сопоставляли совершенно верно в их положениях: «Кто верует, тот Бог» и «Я мыслю, следователь­но, я существую» (cogito, ergo sum). Небо человека – мышле­ние, дух. Все может быть у него отнято, только, не мышление, не вера. Определенная вера, например в Зевса, Астарту, Иегову, Аллаха и т. д., может быть разрушена, но сама вера – неразрушима. В мышлении – свобода..." - Так прочитал Заратустра!

   "Солнце моё, взгляни на меня! - в одно утро говорил он. - Эта чаша хочет опять стать пустою, и Заратустра хочет опять стать человеком".

   - Так начался ЗАКАТ Заратустры.

   И был Rammstein... и мрачный «Engel»... И был задумчив Освальд Шпенглер...

     Преобразился Заратустра, ребенком стал он... Он проснулся...
     Чего же хочет Заратустра среди спящих?

 а Заратустра спустился  с горы, и никто не повстречался ему. И когда вошел он в лес,
не встретил он старца, покинувшего свою священную хижину...

   Молча брёл Заратустра, пока не заметил странного человека, разглядывавшего обглоданные кости...

  "А что делает Иван Карамазов в лесу?" - спросил Заратустра человека. Вздрогнул Иван и, увидев Заратустру, так отвечал: "Был у меня добрый конь...   Должен был я, по велению своего отца, найти Жар-птицу... Теперь же остаётся мне "смеяться, плакать и  бормотать себе в бороду: так славить Бога."

    Услышав эти слова Заратустра сказал Ивану Карамазову: "Возможно ли это!.. Бог мертв..."

     Так разошлись они (как думал Заратустра)  в разные стороны, Иван Карамазов и Заратустра...

2.
Сел Иван Карамазов на мягкую траву и пригорюнился... Сидит,  "О превращениях духа" размышляет...
Откуда ни возьмись, бежит к нему серый волк, троюродный брат  "степного волка" Германа Гессе::
- Что  сидишь Иван, пригорюнился, голову повесил?
- Как же мне не печалиться, серый волк? Мой конь мертв... И желал я утишения, но принёс Заратустра страшную весть: "Бог мёртв..." - сказал Заратустра...
Рассмеялся волк:
- Это я, Иван  Карамазов, твоего коня съел... Жалко мне тебя! Расскажи, зачем в даль поехал?..
- Послал меня батюшка поездить по белу свету, найти Жар - птицу.
- Фу, фу! Жар - птица. - зарычал волк. -  На Родину тебе нужно возвращаться... Так и быть - коня твоего съел, буду тебе служить верой и правдой... Садись на меня да держись крепче. Сел Иван Карамазов на него верхом, серый волк и поскакал - синие леса мимо глаз пропускает, прошлое хвостом заметает...

Что посеял в сознании Ивана Карамазова Заратустра, о том ведал лишь бог... Когда Заратустра подходил к городу, названному Пестрая Корова,  Виктор Э. Франкл, находясь в концентрационном лагере Освенцим, " подошёл к душевным поискам "сверхсмысла" в страдании: "Бесконечный Бог скорее молчалив, чем мертв"... и "молчаливый бог" не желал объяснять Ивану Карамазову, что имел в виду Иммануил Кант, когда рассуждая о трансцендентальной и эмпирической дедукции, говорил: "Мы пользуемся множеством эмпирических понятий, не встречая противодействия ни
с чьей стороны, и без всякой дедукции считаем себя вправе присваивать им
смысл и воображаемое значение, так как у нас всегда есть опыт для
доказательства их объективной реальности. Однако есть также узурпированные
понятия, например: счастье, судьба, широко распространенные при почти всеобщей снисходительности..." На этот счёт у Ивана Карамазова имелось своё мнение... своя DEAD-end-УКЦИЯ...
 
3.
За коровою шёл Заратустра... и множество мух кружылось над коровою... И привела корова Заратустру на базар...
"Где кончается уединение, там начинается базар; и где начинается базар, начинается и шум великих комедиантов, и жужжанье ядовитых мух. В мире самые лучшие вещи ничего еще не стоят, если никто не представляет их..."

"Жила-была тигрица. - отмахиваясь от назойливых мух своею "Философией Индии", говорил немецкий индолог и историк южно-азиатского искусства Ге;нрих Ро;берт Ци;ммер (1890-1943)... -  Однажды, когда она готовилась родить тигренка, пришлось ей пойти на охоту. Встретив стадо диких коз, тигрица погналась за ними и смогла добыть одну из них. Однако напряжение погони ускорило схватки: тигренок родился благополучно, но его мать умерла. Убежавшие козы вернулись, когда поняли, что опасность миновала. Приблизившись к мертвой тигрице, они обнаружили новорожденного тигренка и приняли его в свое стадо.
Тигренок подрастал в стаде коз, будучи уверенным, что по своей природе ничем не отличается от них. Он научился немного блеять, приобрел козий запах, привык питаться травой. Но в груди его билось сердце тигра.
Так оно и шло, пока на стадо не напал настоящий тигр, убивший одного из козлов. Стадо спаслось бегством, но молодой тигр остался, не чувствуя опасности для себя.
Старший тигр был опытным охотником, но такого он никогда еще в своей жизни не видел: молодой тигр ел траву, от него исходил козий запах, он не рычал, а блеял. Без лишних сантиментов старый тигр ухватил молодого за шкирку и подтащил его к ручью, ткнув мордой в его собственное отражение. Это не помогло: молодой тигр не заметил своей тигриной природы. Внешнее сходство со старым тигром ничего не значило для него.
Раздосадованный старый тигр поволок молодого обратно, к убитому козлу. Оторвав кусок мяса, он силой сунул его в пасть молодому. Тот был потрясен и просто оцепенел. Сначала он подавился и хотел выплюнуть сырое мясо, но старый тигр твердо решил показать молодому, кто же тот на самом деле. Старый тигр заставил молодого проглотить кусок, а потом сунул ему в пасть еще один. И на этот раз все было по-другому.
На этот раз молодой тигр позволил себе распробовать сырое мясо и теплую кровь. Он наслаждался едой. Прожевав мясо, тигр растянулся на траве, а потом, впервые за свою короткую жизнь, издал мощный рык — голос настоящего хозяина джунглей. После этого оба исчезли в лесной чаще..."

"Рык молодого тигра он называет «рыком пробуждения». Что такое «рык пробуждения»? Это открытие того, что мы — больше того, кем представляем себя. - Принимая собственный "Я", зашептал на ушко  Сидре Уинкельман, психотерапевт и основатель метода «Диалог с голосами» Стоун Хэл. -  Это открытие того, что наше представление о себе неадекватно отражает нашу сущность. Словно мы спали, проснулись — и увидели, что вокруг все совершенно иное.
Рассмотрим еще раз историю тигра, выросшего среди коз. До встречи со старым тигром у него не было сомнений в своей козьей природе, что и определяло его мироощущение. Реальность молодого тигра — это реальность представителя козьего племени. Однако мы видим, что такое восприятие реальности позволяет ему ощутить лишь часть своей сущности. Мы знаем, что он способен испытать многие другие виды восприятия, эмоций и действий. Перефразируя рассказ, можно сказать, что козье «я» молодого тигра проявлялось лишь до того момента, когда старый тигр пробудил его истинную суть — суть настоящего хищника".

И, словно почувствовав поцелуй "Снежной королевы", стоявший в толпе художник Адольф проснулся... Теперь смотрел он на мир ясными глазами "Лесничего"...
И уже не слышал он, что говорит  американский психолог и психотерапевт Стивен Г. Гиллиген...  "У Ницше есть теория о развитии человека, где он определяет три стадии, которые человек должен пройти, прежде чем станет полноценной, завершенной личностью - верблюд, лев и ребенок..."

4.
"Почему люди упорно сохраняют у себя иррациональные убеждения и их производные? Люди не только становятся иррациональными, они остаются иррациональными. Быть рациональным в иррациональном мире значит бороться!" - мелькнула в сознании Заратустры будущая мысль  элЛИСА...

"У Ницше нет теории развития человека" - толкнув плечом художника, Заратустра направился сквозь толпу к Гиллигену... Народ загудел... - "Много трудного существует для духа, для духа сильного и выносливого, который способен к глубокому почитанию: ко всему тяжелому и самому трудному стремится сила его..." - так говорит Ницше! - и так говорю я! Заратустра!

Мальчик пытался остановить Заратустру, взяв его за ЛЕВую руку... И Заратустра сказал ему:  Львом будешь ты, и только потом станешь  верблюдом... но только смотри,  не заработай пупочной грыжи, прежде чем станешь  ребёнком...
   И девочка Мария Кюри, бросив на землю букетик белых роз,  пыталась удержать его за правую руку.  И она говорила: " Я всё время упорно и терпеливо стремилась к одной цели. Я действовала без малейшей уверенности в том, что поступаю правильно, зная, что жизнь – дар мимолётный и непрочный, что после нее ничего не остается и что другие понимают её смысл иначе. Я действовала так несомненно оттого, что нечто обязывало меня к этому, совершенно так же, как инстинкт заставлял гусеницу плести свой кокон. Бедняжка должна начать свой кокон, даже в том случае, когда она не сможет его закончить, и все-таки работает с неизменным упорством. А если ей не удастся закончить свою работу, она умрет, не превратившись в бабочку, – без вознаграждения. Пусть каждый из нас прядёт свой кокон, не спрашивая зачем и почему..."
   - Эта роза, с тех пор как она существует, действительно роза, этот соловей – всегда соловей; так же и я не становлюсь Действительным человеком тогда, когда исполняю свое при­дание, живу соответственно своему назначению – я всегда был и останусь человеком. - отвечал Заратустра, - Я уверен, всю свою жизнь новые чудеса природы будут заставлять тебя радоваться, как ребёнка..."
   - Так и будет! - улыбаясь говорила Мария...
 
   И мухи летали над базаром... И всюду слышался смех! "Откуда взялся этот безумец?" -  крикнул Георгий Плеханов...

- Когда исполнилось мне тридцать лет, сказал я в сердце своём: "Чего-чего только я ни должен считать своим делом. Во-первых, дело добра, затем дело Божие, интересы человечества, истину, свободу, гуманность, справедливость, а далее – дело моего народа, моего государя, моей родины; наконец, дело духа и тысячи других дел. Но только мое не должно стать моим делом. «Стыдно быть эгоистом, который думает только о себе»... И покинул я свою родину и озеро своей родины и пошел в горы... «Ничто – вот на чем я построил свое дело».

 "Голос Макса Штирнера слышу я" - крикнул стоящий в сторонке Альбер Камю. - Да, это он  "пытался уничтожить в человеке не только Бога, но и самую идею Бога. Однако, в отличие от Ницше, его нигилизм вполне доволен собой. Штирнер, оказавшись в тупике, лишь посмеивается, тогда как Ницше колотится о стену..."

   Народ дружно засмеялся!

- Недаром, анархистскую теорию Макса Штирнера называли карикатурой на философию религии Людвига Фейербаха. - Бросил в развесёлую толпу Плеханов пригоршню чечевицы! - Устами Штирнера говорит душа товаропроизводителя. Если он уничтожает государство, то это потому, что, как ему кажется, государство недостаточно уважает "собственность" такого товаропроизво дителя. Он требует своей собственности, полной своейсобственности... Его "союз эгоистов" представляет собой не что иное, как утопию возмущенного мелкого буржуа. В этом смысле и можно выразиться, что он сказал последнее слово буржуазного индивидуализма... Что же удивительного, что ему не удалось привести в ясность даже того понятия о классовой борьбе, к которому он довольно удачно подходил? "Бедные" должны вступить в борьбу с "богатыми". Ну, а что, если первые победят?..

И Альбер Камю кивал головой: " Это вершина индивидуализма. Это отрицание всего, что отрицает индивидуума, и прославление всего, что его вдохновляет и служит ему. Что такое добро по Штирнеру? «То, чем я могу воспользоваться». Чем я могу воспользоваться на законных основаниях? «Всем, на что я способен». Бунт снова приводит к оправданию преступления. Штирнер не только поддался искушению такого оправдания (в этом отношении ему прямо наследуют террористические формы анархии), его явно пьянили открывающиеся перспективы..."

   Заратустра внимательно выслушал комедиантов и спокойно произнёс: В июле 25-го года Нильс Бор писал о ГОТОВНОСТИ К РЕВОЛЮЦИОННОЙ ЛОМКЕ... Открытие, к которому он шел по снежной целине, не сумело бы явиться в минутном озарении... Тогда "проблема ЯЗЫКА нашего познания возвысилась в глазах Бора чуть ли не до ранга главенствующей. В немоте норвежского одиночества он весь был в словах, как в снегах. В обвалах слов. И в безмолвии заснеженных долин, лишенный собеседника во плоти, он придумывал контрдоводы за него:
— А почему новое знание надо выражать обязательно на старом языке? Физикам надлежит показать, как устроен микромир не в макроописании, а на самом деле! Этот атакующий голос заставлял задуматься над одним принудительным свойством любого научного опыта. Точно ребенку, Бор мысленно разъяснял недовольному коллеге, что такое эксперимент. (А через два десятилетия повторил это в тех же выражениях философски искушенным читателям журнала «Диалектика», пожалуй, более искушенным, чем он сам, ибо, по свидетельству Леона Розенфельда, Бор никогда не читал ни Гегеля, ни гегельянцев, ни трудов по диалектической логике… Как то бывало со многими истинными учеными и до, и после него, Бора привело к тонкой диалектичности мышления само изучение закономерностей природы.)... Нильс Бор бунтарь! Не так ли Альбер? А помните статью, помещённую в газете "Нью-Йорк таймс" 24 июня 1923 г., в которой наиболее ярко выразился коммерческий подход в оценке трудов Томаса Эдисона? Газета писала: "Существует человеческий мозг, который представляет огромную ценность: в деловом и промышленном мире его оценивают в 15 миллиардов долларов. Миллиардов, а не миллионов! Это составляет 20% стоимости золота, добытого на приисках всего земного шара со времени открытия Америки. Этот мозг принадлежит Томасу Альве Элисону..." Эдисон сам был своим делом, а он не добрый и не злой... Верно, Альбер? Не потому ли, как вы утверждаете,  "после того как с ИДЕЕЙ "ГРАДА БОЖЬЕГО" было покончено, пророческие мечты Маркса и смелые провидения Гегеля или Ницше в конце концов привели к созданию нового типа государства, рационального или иррационального, но в обоих случаях - террористического."

Толпа молча слушала. 
   - По заснеженной целине шёл Нильс Бор... Сквозь болота и буреломы шёл Я к САМОСТИ... "Если Бог, если человечество, как вы уверяете, имеют достаточно содержания в себе, чтобы быть всем во всем, то и я чувствую, что мне еще менее будет недоставать содержания, что мне не придется жаловаться на «пустоту». Я ничто не в смысле пустоты: Я ТВОРЧЕСКОЕ НИЧТО, из которого Я САМ КАК ТВОРЕЦ ВСЕ СОЗДАМ.
Долой же все, что не составляет вполне Моего. Вы полагаете, что моим делом должно быть по крайней мере «добро»? Что там говорить о добром, о злом? Я сам – свое дело, а я не добрый и не злой. И то, и другое не имеют для меня смысла..." Не я, а ваше Самодержавие, Георгий Валентинович, научило Александра Ульянова мастерить бомбы... Думаю, что Великий князь Александр Михайлович (Сандро, 1866-1933) понял это, когда  заговорив с   военным министром генералом Сухомлиновым об аэропланах, министр затрясся от смеха...
      Вам же лично, Георгий Валентинович, я бы посоветовал не читать Штирнера, а читать,  уединившись в "глубине сибирских руд"  труд Ивана Павлова...  и в минуты отдыха, подобно добросовестному суфлёру, напоминать Павлу Грудинину "О компромиссах" ЛЕНИНА... - этого ВЕЛИКОГО СОЗДАТЕЛЯ КРАСНОГО БОГОМОЛА! с его 4-я превращениями духа: октябрёнок, пионер...
Только внутри этого богомола, неизбежно будет промышлять паразит под названием spinochordodes tellinii. Эта тварь, со временем, безусловно  проникнет красному богомолу в мозг  и заставит его искать мутную воду, чтобы вернуться в естественную среду обитания. И как только красный богомол умирет, паразит покинет его тело... напялив мохнатую шкуру...

5.
Вдруг проезжает мимо базара на Lexus Division сам кардинал великий инквизитор. "Это девяностолетний почти старик, высокий и прямой, с иссохшим лицом, со впалыми глазами, но из которых еще светится, как огненная искорка, блеск... За ним в известном расстоянии следуют мрачные помощники и рабы его и «священная» стража.
Lexus останавливается пред толпой и Великий Инквизитор наблюдает издали...

Он всё слышал...  Он хмурит седые густые брови свои, и взгляд его сверкает зловещим огнем. Он простирает перст свой и велит стражам взять его. И вот, такова его сила и до того уже приучен, покорен и трепетно послушен ему народ, что толпа немедленно раздвигается пред стражами, и те, среди гробового молчания, вдруг наступившего, налагают на него руки...

Федр Михалыч Достоевский закрывает глаза... Он вообразить себе не может, что сейчас произойдет...Когда Достоевский открывает глаза, он бледнеет...

Мрачные помощники и рабы кардинала и «священная» стража его лежит в грязи и крови, в стонах своих посылая проклятия небесам...

Великий Инквизитор выходит из машины и подходит к Заратустре...
- Зачем же ты пришел нам мешать? (Праздновать день народного единства...) Ибо ты пришел нам мешать и сам это знаешь. Но знаешь ли, что будет завтра?.  Человек был устроен бунтовщиком; разве бунтовщики могут быть счастливыми?.. - говорил Великий Инквизитор Заратустре. - Из-за всеобщего преклонения люди истребляли друг друга мечом. Они созидали богов и взывали друг к другу: „Бросьте ваших богов и придите поклониться нашим, не то смерть вам и богам вашим!“ И так будет до скончания мира, даже и тогда, когда исчезнут в мире и боги: всё равно падут пред идолами. Ты знал... Есть три силы, единственные три силы на земле, могущие навеки победить и пленить совесть этих слабосильных бунтовщиков, для их счастия, — эти силы: чудо, тайна и авторитет...

- Знаешь, у тебя в голове «нечисто»: ты рехнулся! Ты слишком много вообразил себе и рисуешь себе целый мир богов, который будто бы существует для тебя – царство духов, для которого ты призван, идеал, манящий тебя. У тебя какая-то навязчивая идея... - отвечал старику Заратустра.

Великий Инквизитор улыбнулся и, -повернувшись к толпе заговорил ровным, спокойным голосом: Братья и сестры!
Чешуйчатый зверь "ты должен", искрясь золотыми искрами, лежит у нас на дороге, и на каждой чешуе его блестит, как золото, "ты должен!". Мы должны спасти наш хрупкий мир от Заратустры! Он был послан к нам врагами нашими, которым не выгодно, чтобы наш город процветал! Заратустра должен уйти!
- Заратустра должен уйти! - крикнул из толпы Иван Карамазов.
   - Уходи Заратустра! - мрачно загудела толпа.

   Спокоен был Заратустра!   "Любой внешний контроль, даже переведённый индивидом на внутренний план - внешний контроль - "Ты должен", превратившийся в "Я должен", - мешает нормальной работе организма. Имеется только одна вещь, которая должна осуществлять контроль, и эта вещь - ситуация!" Если люди понимают ситуации,  в которых они находятся, и поступают в соответствии с этими ситуациями, то они учатся справляться с жизненными трудностями. Так полагал Перлз...  И спокойно  Заратустра покинул город Пестрой Коровы! И отправился Заратустра в Мексику, к индейцам яки...

Шепчет северо-запад, восток молчит.
Состояние без противостояния, ничего не болит;
Никогда не болит.
Не болит и не сверлит, и не ноет, и не свербит. 
Моя жимолость - дикая правда, говорит!

Жимолость, жимолость - шепчет "Раз". 
Жимолость, жимолость - шепчет "Два". 
Жимолость дикая - выбирай меня. 
Кто ещё поверит так в твои слова; 
В твои слова! В твои слова!

Так пел Илья Лагутенко...


Рецензии