Знаю где сундук золота! - Дань Хану Мамаю! Мемуары

Летом 1970-го года я с удочкой заходил в реку и наткнулся
на сундук. На выпуклой крышке сундука я нащупал прорезь
размером примерно 1 на 5 см. Засунув в прорезь палец, я с трудом
разъединил несколько слипшихся от ила реки круглых монет.
Следующим утром, вооружившись маникюрными щипчиками
мамы, шампурами для шашлыков, маской с трубкой и зубилом
с молотком, я пытался достать монеты любым способом. Прорезь
посередине крышки была защищена стальной пластиной, которая
крепилась заклёпками из бронзы или похожего по цвету металла.
Сундук имел скважину - отверстие для огромного ключа, был оббит
стальными полосами в виде решётки и по краям крышки стальными
скобами как у чемоданов. По краям и в середине меньшей стороны
крышки имелись кольца диаметром, сравнимым с шириной оглобли.
Всего было шесть откидных колец на крышке и шесть откидных ручек
- по три на широких стенках сундука, то есть сундук могли нести шесть
человек или он мог перевозиться каким-то образом на двух лошадях без телеги.       
                *~•*~•*
Речка была с мутной водой, на дне валуны в иле. На моей стороне
заросли, на другой стороне ущелье между сплошной грядой отвесных скал.
Я заметил, что в этом месте реки брод и валуны на той и этой стороне речки
сложены в виде бордюра дороги. Сундук лежал как раз посередине брода и
я удивлялся: почему его не нашли те, кто шли или ехали верхом на лошадях
по дороге через брод? Когда я стоял на сундуке, мне было по пояс воды, ближе
к середине уже по горло, потом проплыв метров десять я спокойно шел по дну
к входу в ущелье. Оказалось, что недалеко от входа оно завалено камнями,
причём обвал был громадный и я даже не пытался перелезть эту гору камнепада.
Зато нашел родник в такую-то жару не пересохший, и на куске пенопласта
стал переплывать речку и повадился набирать ледяную воду в армейскую фляжку,
а также искать червей у ручья, переворачивая камни. Однажды я перевернул
камень, начал рыть землю и нашел золотую пластину продолговато-овальной
формы с отверстием для шнура. Позже выяснилось, что это пайцза, пайза, пайдза
(от кит. pаizi - «дощечка», «табличка»; тюрк. байса, также басма; монг. гереге)
- верительная бирка, металлическая или деревянная пластина с надписью,
выдававшаяся китайскими, чжурчжэньскими, монгольскими правителями разным
лицам как символ делегирования власти, наделения особыми полномочиями.
Носилась при помощи шнура или цепи на шее либо на поясе.
                *~•*~•*

P.S.: ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…
Авторство иллюстрации (img10); c8b9bf233c27
(любительское фото автора на съёмках комедии
про монголо-татарское иго "ДЕРЕВНЯ ХИТРОПОПОВКА").
                *~•*~•*
На “зелёные” рецензии всегда отвечаю “зелёными” обязательно.
Счёт рецензий был равным (1:1), приболел, теперь отвечу Всем!
Авторов не критикую, но сам конструктивную критику приветствую.
                *~•*~•*

СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Китайские источники 1220-х годов сообщают о пайцзах, использовавшихся в Монгольском государстве в ранний период, при жизни Чингис-хана. Южносунский посол Чжао Хун, автор записок Мэн-да бэй-лу (ок. 1221), пишет что у монголов знатные чиновники первого ранга носили на поясе золотую дощечку с изображением тигровой головы (ху-тоу цзинь-пай). На ней китайскими иероглифами было написано: «Указ пожалованного Небом императора Чингиса. Должен вести дела по усмотрению!» Следующая по значимости — простая золотая дощечка, на которой сказано: «Указ пожалованного Небом императора Чингиса. Спешно!» (Тянь-цы Чэн-цзи-сы хуан-ди шэн-чжи. Цзи). Серебряная пластина с той же надписью являлась знаком третьего ранга. В Чанчунь си-ю цзи рассказывается, как Чингис-хан отправил чиновника Лю Чжун-лу, у которого висела на поясе золотая дощечка с головой тигра и надписью: «[Пусть] ведет дела по усмотрению, как [если] бы мы лично ехали»[1].

Приблизительно в начале 1930-х гг. в провинции Жэхэ была найдена простая, без изображения головы тигра, золотая дощечка с теми же иероглифами, что записал Чжао Хун. В 1934 году в коллекции музея в Мукдене была обнаружена верхняя половина серебряной дощечки, на которой содержалось начало надписи (Тянь-цы…).

О пайцзах различных рангов («дщицах»), употреблявшихся в правление Хубилая, подробно рассказывает Марко Поло. Сотник имел серебряную пайцзу, тысячник - золотую или позолоченную серебряную, темник - золотую с львиной головой; «у того, кто поставлен над ста тысячами или начальствует главным, большим войском» пайцза золотая с изображением льва в нижней части, солнца и луны - сверху. На всех одинаковая надпись: «По воле великого Бога и по великой его милости к нашему государю, да будет благословенно имя хана и да помрут и исчезнут все ослушники». Когда требовалось наделить официальное лицо высшей властью, символом на пластинке был кречет.

Хубилай, отправляя братьев Поло послами к папе римскому, вручил им «золотую дщицу», которая давала право на получение лошадей и эскорта. Аналогично, Николо, Маффео и Марко при отъезде из Китая получили две пайцзы, а от ильхана Гайхату - четыре (две с кречетом, одна со львом, одна простая). «Написано было там их письмом, чтобы всюду трех послов почитали и служили им как самому владетелю, давали бы лошадей, продовольствие и провожатых».

Указом от 7-го месяца 15-го года Чжи Юань (1278) Хубилай предписывал делать надписи на пайцзах квадратным письмом взамен уйгурского, использовавшегося ранее. Возможно, что такие пайцзы стали изготовляться лишь через несколько лет после издания указа[3]. На золотоордынских пайцзах и в XIV веке надписи гравировались уйгурским письмом. Существовали и экземпляры с параллельными надписями уйгурским и квадратным письмом, такие как круглая бронзовая пайцза из коллекции Кэ Шао-миня, автора Синь Юань ши[4]. Близ Бэйпина была найдена пайцза, содержащая монгольский, персидский и китайский тексты (перевод - «Объявление. Следует остерегаться злых»)[3].

По исследованиям золотоордынских пайцз видно, что они служили своеобразным металлическим удостоверением к письменному документу - ярлыку. Если документ по каким-то причинам утрачивал силу, пайцза у держателя оставалась до получения нового ярлыка, как в случае с жалованными грамотами Джанибека (1342-1357) венецианским купцам Азова[5]. Достаточно было иметь одну пайцзу на весь период правления хана[6]. Хотя после исламизации улуса при Узбек-хане формулу «Силой Вечного неба» на ордынских монетах заменил символ веры «Нет бога кроме Аллаха, Мухаммед - посланник Аллаха», на пайцзах ханы продолжали ссылаться на волю Вечного неба.

В государстве Хулагуидов при Газан-хане (1295-1304) выдача пайцз была упорядочена и централизована. Если ранее производилась чеканка пайцз в областях, то теперь был назначен специальный золотых дел мастер, который чеканил пластинки при ставке хана. Чтобы избежать подделки, на пайцзы ставилось клеймо со сложным узором. Было приказано в течение шести месяцев сдать пайцзы старого образца. Правителям и военачальникам высшего ранга выдавали большие круглые пайцзы с изображением тигровой головы и именем держателя, которое заносилось в реестр. Начальники рангом ниже получали пайцзы меньшего размера с особым узором и именем. Для гонцов изготовляли пайцзы двух видов: использующие улаг (повинность лошадьми и вьючными животными) получали круглые пластинки с гравировкой «казённая пайцза», те, кто ехал на ямских лошадях - продолговатые с изображением луны. Все гонцы по возвращении сдавали пайцзы. Старшим начальникам пограничных областей выделяли по пять пайцз, отчеканенных из меди, средним - по три, чтобы они выдавали их срочным гонцам.

Ясак - подать татарскому хану.

I. Ногай - внук Бумала, седьмого сына Джучи. Выдвинулся военными способностями при хане Берке. Совершал успешные походы в Закавказье, Иран (против Хулагидов). После смерти Берке его влияние в Орде быстро выросло. Он стал наместником и фактически правителем огромной территории от Нижнего Дуная и Днестра до Дона, то есть Западной части Орды, граничившей с юга с русскими землями.
В 1273 году он женился на дочери византийского императора Михаила Палеолога Ефросинии и тем самым как бы получил "международное признание" как владетельный государь, а не "чиновник" хана. Ногай держал под контролем соседние государства - Венгрию, Польшу, Сербию, Болгарию, все южно-русские княжества - Курское, Рыльское, Липецкое, которые искали союза с ним и его покровительства, опасаясь его вражды. Ногай всецело контролировал ханов в Сарае. Сверг хана Талабугу, посадил на престол Тохту. Последний, пытаясь освободиться от зависимости, начал войну с Ногаем в 1299 году и разбил его войско в 1300-м, взял Ногая в плен и убил его.

II. Мамай был женат на дочери хана Бердибека, при котором стал, на правах зятя, с 1357 года фактическим правителем Орды, а после смерти Бердибека, в обстановке борьбы за власть между временными ханами продолжал править через подставных, номинальных ханов, поддерживая состояние смуты, "Великой Замятни" и назначая своих ставленников не только в Сарае, но и в регионах. Такой политикой Мамай фактически ослабил Орду за 20 лет.

В 1378 году отряды Мамая были впервые разбиты русскими на реке Воже. Пытаясь взять реванш, Мамай организовал в 1380 году поход на Москву в союзе с Литвой (Ягайло) и Рязанским княжеством, но получил сокрушительное поражение в Куликовской битве 1380 года, с которой начинается отсчёт реального ослабления и упадка Золотой Орды. Остатки войска Мамая после Куликовской битвы разбил хан Тохтамыш, восстановивший единство Орды. Мамай бежал в Крым, в генуэзскую колонию Кафу, где и был убит в 1381 году.
*****

Монголо-татарское завоевание Руси в 1236-1240 годы, приведшее к ликвидации древнерусского Киевского государства и порабощению княжеств Северо-Восточной Руси закончилось без всякого заключения мира, без правового оформления итогов войны и даже без письменной фиксации самого акта порабощения русского народа - автоматическим превращением всей русской территории в бесправную, вассальную данницу Орды.
Даже сам размер дани и то не был никогда письменно зафиксирован и менялся в зависимости от численности населения Руси, устанавливаемого ордынскими переписями, а также от стабильности самих партнёров русско-ордынских отношений (как русских князей, так и ордынских ханов, то есть от их реальной экономической и политической силы) в каждый данный исторический период.
                *~•*~•*


Рецензии
Превосходно интересно и познавательно написано, дорогой
Олег! Огромный материал и интригующий.
Спасибо огромное!
По сравнению с Вашими произведениями свои вижу такими мелкими и никчемными.
Пора завязывать. И переводить я не могу, как это делают другие, и много другое не могу.
С теплом души и уважением.
Валентина

Валентина Ковальчук 2   04.11.2018 14:18     Заявить о нарушении
Дорогая Валентина!
Ваш пессимизм (нем. Pessimismus от лат. pessimus - наихудший).
Весьма распространённая элементарная форма оценки своих способностей
в нашем историческом времени капитализма и безнравственности.
Такие как Вы пишут от души, но их, к сожалению, всё меньше и меньше...
С уважением. Лечу к Вам с алаверды.
Олег

Олег Калмин-Песенник-Сценарист   04.11.2018 14:48   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.