Секрет прост

Антошина Галина

  День Егоровны начинался с растапливания печи. Когда огонь разгорался,  в стареньком чугунке варила то щи, то  борщ. Потом брала лопату или метлу и очищала дорожку к будке Трезора и тёплому курятнику.  Она кормила, журила, хвалила пёстрых хохлаток и верного сторожа,  затем принималась за любимое дело - стряпню. Когда  всё было готово, Егоровна звала старушку-подружку или сама отправлялась к  соседке с пышными пирогами  или блинами.

  В деревне бабуля считалась лучшей стряпухой. Потому её просили печь большие круглые пироги на семейные торжества, блины на второй день свадьбы. Так что Егоровна была востребованный в деревне человек.
 Овдовела Егоровна, от нелёгкого труда на ферме  руки-ноги заболели. Тяжеловато стало ей расчищать дорожку к воротам, к баньке, носить дрова и кланяться земле-матушке на огороде. Пять лет назад дочка перевезла мать к себе  в благоустроенную квартиру  райцентра. За Егоровной закрепили  лишь две обязанности - пылесосить да  блины с пирогами печь. Не привыкла Егоровна к свободной от хлопот-забот жизни. Чем занять день? Читать - глаза уже слабы, а цветы поливать - не за коровой да овцами ухаживать. 
  Отправилась Егоровна знакомиться с райцентром. Идут мимо или навстречу люди, но хоть бы кто  слово промолвил. Молча шагает бабуля и вспоминает, как в деревне все друг с другом  здороваются.  Каждый раз находят, о чём спросить или рассказать. Как-то увидела Егоровна бывшую деревенскую соседку, обрадовалась. А та печальней печального. Плачет:
  - Восемь годов Васеньке. Воспалил лёгкие. В больницу положили. Разве за семьдесят километров не наездишься к сыночку.   
  До рейсового автобуса в деревню оставалось четыре часа. Пригласила Егоровна землячку в свой новый дом. Достала видавшую виду сковородку, насыпала в чашку муку, влила туда молоко со взбитыми яйцами и принялась за любимое дело. Завернула ноздреватые и пышные блины в полиэтиленовый мешочек. Пошли женщины в больницу. До самой выписки носила Егоровна передачи Васеньке, угощала санитарочек да медсестёр блинами. Что за рецепт, спрашивали они. Улыбалась  только  в ответ. Мол,  никакого секрета вовсе нет. Только не забыла Егоровна дорожку в детское отделение, нет-нет да радовала людей в белых халатах отменными пышными блинами.
                ***               
    Три месяца прожила  Егоровна на новом месте. Снег давно сошёл, сосульки на крышах  растаяли. Листики на берёзках и тополях зазеленели. Приближался День Победы. Он для всех радостный и печальный. В деревне  земляки давно  привыкли к тому, что раненько утром Егоровна заходила во все тринадцать дворов и разносила поминальные блины. Участники войны в каждом доме были. Одни на фронте погибли, другие без вести пропали, вернувшиеся на том свете уже.
  Загоревала Егоровна: как  на новом-то месте быть? Думали-думали бабуля, дочка и внучка - нашли решение. Испекла Егоровна гору блинов. Закрутили дочка с внучкой каждый трубочкой, завернули в бумажную салфетку. Отправились втроём  на митинг. Девочка держала в руках портрет погибшего прадеда. Рядом с ней в Бессмертном полку шли Егоровна с дочкой, в сумочках несли блины.
  Ораторы отговорили речи. Сельчане возложили к обелиску цветы. Кто находил на плите родную фамилию и гладил пальцами  выпуклые буковки, кто сидел на лавочках. Звучала музыка с традиционными для этого святого дня мелодиями и песнями. Бабушка  с внучкой подходили к людям. Невозможно было отказать Егоровне после таких  слов:
  - Помяните моего отца и прадеда внучкиного, голову сложивших на фронте. Ваши семьи, поди-ка, тоже война не обошла. Памятные эти блинчики.
  Удивлялись люди, но благодарили Егоровну, брали у внучки блинчики. Те же, у кого с собой оказывались конфеты, давали их бабуле и просили помолиться за родственников. Даже глава села отведал  блины и сказал:
  - Спасибо, мать, за память о погибших и умерших воинах. Уж на что моя жена мастерица  стряпать и печь, только таких блинов  не пробовал.
   Бывает с блинами Егоровна и в июне у обелиска  в печальную для страны годовщину начала Великой Отечественной войны. В райцентре привыкли к тому, что бабуля с внучкой  всегда там с поминальными блинами. Да и новые  земляки  Егоровны теперь угощают детей  у обелиска и говорят, что это в память о тех, кто погиб за мир на земле.

 Мой приезд пришёлся на такой июньский день. Стоим семьёй у обелиска.  Нашли родную фамилию прадеда Якова  Петровича, погладили  буквы на плите - всё, что осталось от родного человека на земле, кроме внуков и правнуков, конечно. Испробовала и я пышные блинчики Егоровны.  Как можно такие ноздреватые испечь, не знаю.  Спросила, не поделится ли бабуля секретом рецепта. Улыбнулась поседевшая Егоровна:
  - Секрет прост. С пожеланиями добра людям  блинчики пеку.  Так любое дело всегда начинаю. Не веришь? Сама попробуй. 


Рецензии