Власть ради власти?

"Толковый словарь живаго велкорускаго языка" Владимира Даля 1882 г. содержит следующее определение власти:
“Власть ж. право, сила и воля надъ чемъ, свобода действій и распоряженій; начальствованіе; управленіе;”

Власть — это делегированное* и/или закреплённое законодательно право, дающее свободу, в рамках конкретной структуры власти и правового поля, возможность навязать свою волю  методами управления, подчинения, организации и регламентирования вида деятельности и действий социума, подчинённого данной властной структуре.

Воздействие власти на других людей социума происходит вопреки воле и желанию подчиняться принятым указаниям, распоряжениям, приказам и т.п.
Суть власти не зависит от базиса методов (демократических или авторитарных, например), политической окраски, религиозных и идеологических аспектов. Власть не должна, но может для достижения своих целей использовать: террор, насилие, религиозные и племенные противоречия, коррупцию, обещания (которые, чаще всего, не будут выполнены), вооружённое насилие, дезинформацию противника и собственного народа…

Многие считают, что власть появилась с возникновением человеческого общества и необходима для организации общественного производства и регулирования взаимоотношений между людьми в обществе.

Кто считался в древние времена обладателем высшей и единой власти? Бог. Верховенство воли и власти Бога никогда никем на Земле не оспаривалось, а моральные и этические нормы синтезировались, преимущественно, на основе мудрости религий и культов. Таким образом, социум древних племён и общественных образований делегировал всю полноту власти служителям культа или религии.
С течением времени люди и человечество утратили понимание своего места в системе Мироздания, и, абсолютная власть Бога была подменена властью закона. Закон, придуманный человеком, удобнее, поскольку позволяет структурировать деятельность, взаимоотношения и ответственность граждан перед государством так, как это необходимо правящему классу. Закон позволяет ограничивать права граждан, создавать условия наибольшего благоприятствования для процветания правящей элиты, стоящей во главе государства публично или завуалировано. Моральные аспекты, синтезированные культами и религиями стали неважны, поскольку деятельность, взаимодействие или качественное состояние человека стало регулироваться законодательно на всех уровнях: семейных, общественных, производственных и т.п. То, из чего синтезировались моральные и этические нормы – культы и религии, стали придатком государства и государственного строя. С другой стороны, нет той религии, которая за многие века существования не дискредитировала высокие идеалы, заложенные в ней. Человек и человечество отвернулись от своего главного предназначения, своего места в системе Мироздания, единых законов Вселенной и Бога, что дало возможность подменить власть Бога и этику Вселенной властью групп лиц, рас, классов.

Особое место в архитектуре власти занимает политическая власть. Политическая и государственная власть неотделимы, хотя и не являются синонимами. Политическая власть отличается способностью определённой социальной группы или класса диктовать свою волю массово большим группам и общностям людей различных рас, используя для достижения своих целей специально созданный аппарат, методы и средства. Ярким примером и наиболее мощным элементом политической власти является государство с системой государственных органов, структур, аппаратов насилия для  реализации государственной власти, поддержания правопорядка и защиты собственных (государственных) интересов.

Любая государственная власть является политической, но не всегда политическая власть становится государственной. Ярким примером является двоевластие в России 1917 года. Кроме того, управление государством требует создание и поддержание аппарата управления, который должен быть наделён властью и неотделим от неё. Государство является основным фундаментом и регулятором института политической власти.

Кроме рассмотренных аспектов власть может быть публичной или теневой, легальной или нелегальной (никто не отрицает факта наличия локальной власти в преступном мире, например).

Мы подходим к ключевому вопросу:“Зачем нужна власть?” Для ответа на этот вопрос нужно задаться другими вопросами, дающими ключ к пониманию власти:“Чьи интересы защищает власть?” и “Ради кого или чего она существует?”
Защищает ли власть интересы узкого класса правящей элиты и финансовых кругов или нужна для решения нужд социума и общесоциальных задач?

Ради чего определённые лица пришли к власти? Каковы их истинные мотивы - защита интересов экономически господствующего класса через аппарат насилия и принуждения, правовые инструменты или защита интересов всего общества, обеспечение общественного порядка, целостности государства и блага граждан страны?

Многие исследователи сходятся во мнении, что до середины ХIХ века в большинстве стран правящая элита активно использовала инструменты организованного принуждения и насилия для защиты интересов экономически господствующего класса и только в связи с развитием прав и свобод гражданского общества все большее значение стала приобретать общесоциальная сторона государственной деятельности ради улучшения благосостояния социума. Это мнение имеет связь с реальностью лишь частично. Дело в том, что правящий класс, теневая или легальная власть никогда не отказывалась от инструментов, используемых ранее. Изменилось лицо власти; правовое поле постоянно расширялось, структурируя всё более и более детально права и обязанности граждан; менялись законы, которые не могли нормально функционировать в изменяющихся условиях, не создавая внутренней напряжённости в обществе государства и на внешнеполитической арене.

“Политику делают политики, а не народ”, - этот афоризм известен каждому или почти каждому человеку. Политическая воля через инструменты власти диктует тот образ и форму жизнедеятельности, который считает оптимальным для нормального и стабильного функционирования государства. Правящая элита просто не может уже противопоставить себя социуму страны и только силой оружия, насилия и принуждения управлять государством. В связи с этим изменение архитектуры власти любого государства на временной оси стало неизбежной реальностью.
Основой любого действия, взаимодействия или качественного состояния является мысль. Тонкая материя мысли оформляется в идею. Идея – обобщённый синтез вывода (или выводов) из мыслительного процесса. Идея локальна. Для распространения идеи требуются специфичные силы и средства. Сам процесс распространения идеи именуется пропагандой. Самым мощным, массовым и действенным инструментом любого государства для пропаганды и массового распространения идеи, любой информации, дезинформации, получения необходимого результата массовой реакции от социума государства, являются средства массовой информации (СМИ).

Любая политическая власть неотделима от основной идеи правящего класса и зиждется на той или иной идеологической основе. Идеологическая основа и окраска присуща каждому государству.

На раннем этапе развития человечества власть была властью религиозных идей, которые носили характер государственной идеологии, правопорядка, этических и моральных норм. Это наложило свой отпечаток, прослеживаемый и сегодня, на идеологию, культуру и многие другие аспекты разных государств. В современном мире власть религии отделена от государства и государственной власти. В современных реалиях власть хоть и опирается на аппарат насилия, но, вынуждена выражать, гарантировать и защищать индивидуальные и массовые общественные интересы.

Вопрос, поднятый в эссе, непростой, поскольку власть может существовать ради власти, защищая собственные интересы узкого класса правящей элиты и финансовых кругов, а может решать общесоциальные задачи и интересы народа своей страны.
Политические шаги правящей элиты отражают истинные мотивы руководства государственным аппаратом и цели, преследуемые ими.

Не следует забывать, что архитектура власти сложна и включает множество институтов, инструментов, структур, аппаратов, в которых работают люди. И эти люди, их мотивы, их истинные цели в среде власти, их алчное стремление к наживе и положению или желание благ своей стране и народу определяет если не всё, то очень многое.

Каков ты сам – таково и твоё отражение в зеркале. И этим зеркалом всегда был и будет социум страны, любого государства. Это самое беспристрастное зеркало оценки власти, любого деяния или бездействия человека. Самым чутким и верным индикатором состояния “Власть ради власти” или “Власть ради народа и для социума государства”, всегда был и будет человек и народ этого государства.



* – Делегировать – (от лат. delegare выделить, передать): 1) послать в качестве представителя (делегата); 2) передать полномочия лица или группы лиц полностью или частично кому-либо.
(прим. автора)


Рецензии