картина Святослава Рериха Воззри, человечество!

 
...Картину «Воззри, человечество!» я начал писать в конце 1961 года и закончил в январе 1962–го.

На полотне – группа людей, объятых ужасом, стоящих на краю пропасти и взирающих на огненного Архангела, который, опираясь на меч, возвышается над огромным городом, пылающим в огне, ниспосланном с Небес.

Картина написана в резких контрастах: почти чёрное небо, переходящее в пурпурно-красные тона ближе к Архангелу, выполненному ослепительно-красным цветом посреди бушующего огня. Облака наверху подсвечены пламенем пожарищ. Группа людей написана в более светлых тонах, преобладают светло-зелёные, розоватые и серебристые оттенки, создающие лёгкие тени. Люди стоят на краю крутого красновато-коричневого обрыва, за которым – пропасть с тёмными скалами. Город позади них объят пламенем.

Это полотно было выражением моих чувств в связи с грядущими событиями. Оно – своего рода предостережение, показ того, что может случиться, если человек не удержит себя сам. Вот почему я назвал его – «Воззри, человечество!»

С.Н.Рерих.

                ***

...Картину «Воззри, человечество!» сам художник в процессе работы над ней называл и «Предупреждение человечеству», и «Приблизился час». Это полотно, написанное в начале шестидесятых годов, обильных острыми международными столкновениями, действительно являлось предупреждением о приближении часа решительного выбора дальнейшего пути человечества. Образ апокалипсического видения, созданный Святославом Рерихом, тематически сопоставим с известным образом Ангела Последнего в одноимённой картине Николая Рериха, написанной в 1912 году и повторённой в 1942 году. Однако отец и сын решают одну и ту же тему по-разному. Апокалипсический ангел Николая Рериха вершит суд последним «огненным крещением», которого не выдерживает наш многогрешный мир. Объяты пламенем города и веси, а неумолимый рок уже произнёс свой приговор.

Святослав Рерих изображает мятущуюся перед пропастью группу людей, олицетворяющую человечество. Люди на грани отчаяния. На фоне иссиня-чёрного неба перед ними предстало грозное видение – кроваво-красная фигура ангела, окружённая языками пламени, - опёршись на карающий меч, бесстрастно взирает на озарённый огненными бликами великолепный город. Это творение разума и рук человеческих ещё в полной сохранности, пламя и разрушение не коснулись его, карающий меч только нацелен, а не приведён в действие, пламя нависло, но ещё не низверглось на строения. Грозный, но не гневный, как на картине Николая Рериха, а скорее безучастный в своём ожидании приказа ангел готов каждую минуту обрушить меч и пламя на город людей, и в то же время он может без следа раствориться и исчезнуть с восходящими к небу клубами пламени.

 Застывшая фигура ангела ждёт, когда пробьёт час. Ангелу на картине Святослава Рериха чуждо сострадание одинаково, как и чувство мести. Он – исполнитель чужой воли, воли самого человечества, мятущегося на краю бездонной пропасти. Самим названием картины «Воззри, человечество!» Святослав Рерих призывает к победе разума, к избежанию глобальной катастрофы от меча, который только в апокалипсических видениях вложен в руки грозных ангелов, на самом же деле им безраздельно владеют руки человеческие. И актуальность этого призыва художника растёт с каждым годом вместе с возрастающей творческой и разрушающей возможностью рук человеческих. Они единственно ответственны за сохранность космического корабля, именуемого планетой земля.

                ***

                у края пропасти стоим
                в душе смятение
                мы выжить всё-таки хотим
                дай,бог,терпения
                где разум наш?
                пора прозреть
                иначе нам в аду гореть
                у края пропасти стоим...
               


Рецензии