Доживём до понедельника. 50 лет загадок

* * *
Удивительно, но на протяжении целых пятидесяти лет культовый фильм 60-х «Доживём до понедельника» (1968г., реж. С.Ростоцкий) не только не перестаёт будоражить умы, но преподносит всё новые и новые сюрпризы. А особенно сейчас, в юбилейный год со дня своего выхода на экраны. В этом убедились и наши коллеги из студии арт-менеджмента, когда получили от одного авторитетного заказчика предложение разработать сценарий презентации, посвящённой юбилею ДДП.

Задача, на первый взгляд, показалась не слишком сложной — таких сценариев их студия делает до десяти-пятнадцати в месяц. Но оказалось, что это только на первый взгляд...

Казалось бы, уж за пятьдесят-то лет киноведы и историки кино должны были исследовать буквально всё, что имело хоть какое-то отношение к фильму и к истории его создания. Ну, разве за исключением некоторых незначительных моментов. Так что достаточно посмотреть Википедию, да пройтись по нескольким киноведческим сайтам — и проект готов. Но не тут-то было...

Заказчик порекомендовал в ходе работы обращаться за консультациями к известному теоретику кино Фёдору Игнатьевичу Ключникову, а также привлечь к проекту музыкальную студию BVL, которая однажды уже проявила интерес к этому, безусловно, загадочному фильму: одно то, что на историографическом киноресурсе kino-teatr.ru ДДП набрал более шести тысяч комментариев за 10 лет, говорит о многом.

И мы с коллегами с интересом взялись за проект — так поступил бы любой, убеждённый в том, что главным искусством в сфере массовой культуры является кино, а в кино — метатекст.

Ведь ДДП, даже на первый, неискушенный взгляд, представляет собой настоящий учебник метатекстологии! По насыщенности смыслами «второго плана» и изобретательности подачи намёков и указателей на них через стилистику школьного киножанра он уступит, пожалуй, только голливудскому «Дому у озера» (The Lake House, 2006).

Но ведь когда был снят «Дом у озера», а когда - ДДП: без малого сорок лет разницы! Причём, если в «Доме у озера» почти всё лежит на поверхности (дань современной фрагментарной образованности), то о метатексте в ДДП начали задумываться только сейчас. Да, сильны оказались советские кинопропагандистские штампы, задавшие даже современным киноведам установку на то, чтобы трактовать этот загадочно-противоречивый фильм только как чисто "школьный", с пафосом творческого подхода учителя к задачам свой профессии!

Первые же результаты работы оказались настолько интригующими, что вызвали удивление даже у самого профессора Ключникова! А участников проекта буквально окутала мистика, порождённая не иначе, как полувековым юбилеем ДДП!

По совету профессора и с разрешения заказчика мы последовательно опубликуем некоторые наиболее интересные новые факты и открытия, полученные при подготовке презентации.

Через пятьдесят лет, после того, как в жизни социума произошли огромные изменения, эти открытия представляют уже только исторический и общественный познавательный интерес, хотя в своё время, в эпоху холодной войны, инструментом которой являлась и сфера культуры, они  имели смысл, понятный только посвящённым специалистам.

"Скажите мне, где и когда состоялся допремьерный показ, и я скажу, о чем этот фильм в действительности" — таковы были слова профессора Ключникова, когда мы впервые обратились к нему за консультацией.

И вот что нам удалось узнать о допремьерных показах ДДП: оказывается, их было три, а не один, как считалось до сих пор. И буквально с каждым из них связана своя интригующая история. Итак...

Официальная премьера состоялась в Москве 28 октября 1968 года, в Центральном Доме кино, что на Васильевской. А уж затем началось победное шествие ДДП по широким экранам страны, кульминацией чего стали Золотой приз на VI ММКФ в 1969 году и Государственная премия в 1970-м.

А все другие показы, состоявшиеся в период между завершением производства фильма и премьерой, на профессиональном языке кинопроката называются «допремьерными». Они различаются по своим задачам — тестовые, оценочные, ограниченные и другие, но именно о допремьерных показах говорил профессор Ключников, когда утверждал, что из обстоятельств, связанных с такими показами, можно сделать интересные заключения об истинном содержании и назначении данного кинопроекта.

Если вы думаете, что первый допремьерный показ ДДП состоялся в рамках культурной программы Всесоюзного съезда учителей 2-4 июля 1968 года, то вы не ошибаетесь — это действительно так, есть документальное подтверждение в стенографическом отчете о съезде.

Зато ошибается советская Википедия, утверждая, что первый показ ДДП имел место в июне 1967 г. Вот эта цитата из Википедии:

«Доживём до понедельника» — советский художественный фильм, снятый зимой-весной 1967 года режиссёром Станиславом Ростоцким. Съёмки фильма проходили в московской средней школе № 234 (теперь №1380), сейчас около школы находится построенная позже станция метро «Медведково» (ул. Тихомирова, 10). Фильм вышел на экраны СССР осенью 1968 года и был тепло принят публикой. Несколько ранее фильм показали делегатам II Всесоюзного съезда учителей, проходившего 2—4 июля 1968 года в Москве. После просмотра фильма зрители стоя аплодировали его создателям и актёрам (самый же первый показ состоялся на Всесоюзном слёте молодых передовиков производства в г. Комсомольске-на-Амуре при открытии Дома молодёжи приехавшим первым космонавтом Ю.А.Гагариным 15 июня 1967 года).

На самом деле всё было несколько иначе. Об этом мы уже говорили в разделе «Доживём до понедельника: не читайте Википедию», и продолжим в следующем, который будет называться "Доживём до понедельника: Приветствие Съезду".


Рецензии
Как всегда захватывающая и великолепно изложенная история, которые в своей совокупности лично меня уже научили уделять больше внимания деталям. Надеюсь, что у меня будет возможность ознакомиться с продолжениями.
Вдохновения Вам и успехов!

Ирина Лерова   01.11.2018 15:38     Заявить о нарушении
Спасибо, спасибо... А пока готовится следующий эпизод этой истории, припомним Конан Дойля:

"Записки Шерлока Холмса"
...
- Мистер Холмс, есть еще какие-то моменты, на которые вы посоветовали бы мне обратить внимание?
- На странное поведение собаки в ночь преступления.
- Собаки? Но она никак себя не вела!
- Это-то и странно, - сказал Холмс.

Брюс Штриттер   01.11.2018 18:28   Заявить о нарушении
Тут речь о "поэте" Генке Шестопале. Ну, который сжёг сочинения и положил записку со стихами. Почему-то все уверены, что это он сжёг сочинения. Но ведь этого же нет на экране? И как можно сжечь ночью в учительской целых 24 тетрадки? И ведь запах гари останется до утра. Но никто ничего не почувствовал. А сторожиха? То бдительно следит за всем происходящим в школе, а здесь - где она, а? Очень станное поведение в ночь преступления. Вывод?

Брюс Штриттер   01.11.2018 18:37   Заявить о нарушении