Моя мотивация для публикаций на сайте

Мне довелось ранее рецензировать работу Ирины Петал http://www.stihi.ru/2018/02/19/8447 , которая относится к начальной стадии пребывания на сайте читателя/автора, а теперь захотелось высказаться о ней несколько подробнее.
Заранее оговорюсь, что обобщающих мотивов для публикации произведений на сайте я сам назвать не рискую: «У каждого из нас свой вкус, никто другому не указчик – кто любит дыню, кто арбуз, а кто – свинячий хрящик!» У меня никакого «хреново» как мотива к творчеству, упомянутого у Ирины, не было. Было другое, чем и рискну поделиться с новичками на сайте.
У поэта Николая Заболоцкого есть стихотворение «Не позволяй душе лениться»:

Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!

Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому,
Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.

А ты хватай ее за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.

Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!

Когда обстоятельства вынудили меня оставить любимую научную работу и заняться иными актуальными делами, идея, выраженная Заболоцким в стихотворении, проявила себя в новой ипостаси.
Круг моих друзей-туристов со студенческих лет спаял жанр самодеятельной песни с самого момента её возникновения в пятидесятых годах. Мы, даже став инженерами, сами не сочиняли, но пели, схватывая новенькое на творческих вечерах, на туристских слётах, причём романтика дальних странствий и возвышенное отношение к женщине были «фильтром» в формировании своего репертуара песен у костра или на дружеских вечеринках. Поэтому многое из песен Высоцкого, Галича или Окуджавы мы не принимали: от них несло табачным дымом и водочным перегаром из городских квартир вместо дыма таёжного костра, хруста снега под лыжами или ветра с ароматами горного разнотравья. Был неукротимый интерес к природе во всех её проявлениях и к «его Величеству Человеку» – на её величественном фоне, насыщенный мелодикой и тематикой походов и экспедиций.
Походы – сложные и интересные – постепенно отошли в прошлое (возраст и перемены в стране), но само прошлое никуда не делось в виде дорогих сердцу песен. Да вы и сами видели на экранах телевизоров, как зал подхватывал, например, «Лыжи у печки стоят» или «Ты – моё дыхание!». И тут свою роль сыграла новая электронная техника. Известность Галичу, Высоцкому, Городницкому принёс магнитофон. Интернет и стихотворные сайты дали доступ к массовой аудитории многим тысячам самодеятельных поэтов. Что-то стало получаться и меня. Я помню свой восторг, когда смог выложить часть своих запылившихся творений из ящиков письменного стола на страничку СТИХИ.РУ. Не было предела удивлённой радости от возможности быть прочитанным. Оставляя за скобкой личные обстоятельства, скажу, что очень хотелось донести до читателя на Стихи.ру значимость прекрасной дружбы, счастья от преодоления трудностей, которые сродни «жизни в снегу солдата или эскимоса», и светлой радости любви. Уныние и скепсис в нашем кругу считались позорным малодушием.
Душа затеяла «работу и день и ночь», пополняя содержимое авторской странички на сайте.
Скоро стало понятно, что вечно «тарахтеть» ямбом в парных строфах в жанре любовной или гражданской лирики скучно. Меня заинтриговал сонет, а потом и онегинская строфа. Освоил их. Без обиняков скажу: неофиту в поэзии полезно помнить, что, совершенствуясь в технике стихосложения, он обретает возможности качественно нового раскрытия задуманного сюжета.
Это восхитительное ощущение, когда тебе становятся доступны крупные формы стихосложения – поэмы, баллады, романы в стихах; когда начинаешь писать стихи любыми строфами легко – как говорить.
Но оказалось, что надо быть готовым и к негативу, заново перечитав – для себя – «Памятник» Пушкина, ибо наряду с чувством своих возросших возможностей накатывается гнетущая зашоренность многих своих новых читателей – политическая, историческая, географическая, религиозная. Как и уже упоминавшаяся убогость техники стихосложения. Мне лично приходилось встречать в переписке с читателями многие «перлы». Например, что,
- неолит был в Средневековье,
- при Рафаэле – создателе «Сикстинской Мадонны» - ещё не было мусульманства;
- математический закон и интерполяция – одно и тоже;
- «мне не важны законы стихосложения, ибо я пишу душой»;
- автор многоликую Россию сводит к описаниям природных пейзажей лишь её Среднеевропейской части, а о его народах не пишет совсем (не знает обитателей-граждан России – что ли?);
- стихи с 14 строчками нельзя называть сонетом только за это, ибо требуемых теорией признаков отличия сонета от других стихов - более десятка;
- нельзя не знать, когда возникла демократия, и чем современная её форма отличается от древнегреческой;
- по-прежнему, как и при Пушкине, существует классическое неумение «ямб от хорея отличить»;
- и т.д., и т.п.
Поэтому-то мне стали чрезвычайно интересны содержательные диалоги «рецензия – замечание», ибо в них раскрывается уровень интеллекта и духовность собеседника. Мне показалось отрадным, что и Ирина Петал считает жанр рецензии-отзыва не менее важным, чем исходное первичное произведение, выложенное на страницу автором. У меня вызывает глубокое уважение к ней – автору – за соотношение написанных и полученных ею отзывов, особенно, если учесть, что часто в своём отзыве она аккумулирует созвучные мнения других авторов.
При исследовании интеллекта и духовности авторов сайта мне многократно открывались своеобразные диагнозы.
– Например, соотношение: На всю Каперну – одна Ассоль.
-- Или – заключение Александра Сергеевича Пушкина: «Мы – русские – ужасно не любопытны!».
-- Или – рефреном сквозящее сравнение в Евангелиях прихожан с овцами, направляемыми Пастырем.
Но, если стишками не баловаться, а делать их всерьёз, то получится, как у Маяковского:
— Поэзия
        — вся! —
                езда в незнаемое.
Поэзия —
         та же добыча радия.
В грамм добыча,
               в год труды.
Изводишь
        единого слова ради
тысячи тонн
           словесной руды.
Но как
      испепеляюще
                слов этих жжение
рядом
     с тлением
              слова-сырца.
И тут, рядом с этими «радиоактивными» словами поэта, возникает образ рук, одетых в чёрные перчатки, обожжённых излучением радия, - рук прекрасной женщины Марии Кюри-Склодовской. Она с мужем были по-серьёзному любознательны, выделив из тонн урановой руды новые – радиоактивные элементы – полоний и радий, сделав эту адову работу далеко не ради возможных Нобелевских премий по химии и физике. Настоящий труд всегда «съедает» время, силы, деньги, здоровье и, что самое главное, и кусочки невосполнимого человеческого счастья. В том числе это происходит и в труде поэта. Поэтому так не комфортно жить на сайте рядом с «нарциссами», с «не поэтами – по собственному признанию», с воинствующей безграмотностью, с которыми «на одном гектаре» ничего делать не хочется.
Мне всегда хотелось быть немножко просветителем, делясь знаниями. Ведь они не убывают от общения с аудиторией. Дважды я шёл на серьёзный эксперимент над своими многочисленными коллегами на сайте. Несколько лет – начала девяностых годов – я потратил на проработку научных литературных источников, из которых следовала констатация резкого ускорения эволюции Человечества с кризисными последствиями для жизни людей. Удалось собрать интересные сведения и обобщить их в виде реферата. Я очень торопился, ибо футурологический прогноз касался начала 21-го века, снабдил его подробным списком реферированных работ. Оказалось – впустую: «Мы – русские – ужасно не любопытны!». Благоглупости немногочисленных отзывов даже упоминать неловко. Хотя он уже начал сбываться.
Второй сюжет нашёл меня в 2013 году и даже сделал меня своим действующим лицом. На его разработку и изложение ушло два года. Роман в стихах, написанный Онегинской строфой, вызвал благожелательные отзывы тех, кто нашёл в себе хватку настоящего читателя. Роман охватывал большую часть времени 20-го века, настоящего и будущего – в 21-м веке. Но таковых ценителей-читателей нашлось лишь несколько десятков. Тысячи посетителей за это время даже пролога к роману открыть не затруднились: «Мы – русские – ужасно не любопытны!». Одну главу я выставил в альманахе «Поэт года» в надежде заинтересовать компетентную редакционную комиссию, но надежда не оправдалась. Ни новая техника – онегинская строфа дактилем, ни сюжет о любви пожилых битых жизнью людей - внимания не привлекли, глава осталась одиноко подвешенной частью альманаха, попыток членов редакционной комиссии ознакомиться с остальными главами романа обнаружить не удалось.
Два эти эксперимента показали низкую заинтересованность коллег и читателей к объёмным текстам даже с сюжетами общенационального и общечеловеческого значения. Если усмотреть аналогию с интересами покупателей в книжных магазинах, то можно ожидать низкий спрос на серьёзную поэзию и при продаже.
Поэтому, возвращаясь к диалогу с неофитом о поэзии на сайте, наверное, уместно рекомендовать ему разрабатывать малые формы стихотворений, не затрудняя себя строгостью сонетов или многострофностью поэм.
Сюжеты малых форм видимо разумно отнести на усмотрение автора, но научным драматизмом рядового читателя и коллегу заинтриговать вряд ли удастся.


Рецензии
Взяв на себя роль просветителя,весьма успешно делаешь эту работу. Бесспорно , что глубина анализа проблем сродни научным рефератам, но в стиле прекрасного "Великого и Могучего", которым Бог наделил тебя неспроста , а во имя просвещения читателей.
На собственном эволюционном примере ты даешь ответ и призываешь к поиску новых форм и стихосложения, как это произошло на примерах сонета и Онегинской строфы, и обновления темы в приверженности искусству слова.
Восхитила фраза о никчемности поэта "вечно "тарахтеть" ямбом в парных строфах любовной или гражданской лирики скучно".
Чувство некой обиды живёт в каждом из нас, наверное, потому что есть ощущение незаслуженного равнодушия публики. Но ведь и пишешь ты не для средних умов!
Сергей, я очень благодарен тебе. Ты настоящий, умный и талантливый автор.
С уважением,ИВ.

Владимир Иксанов   15.01.2019 08:37     Заявить о нарушении
Я постоянно ищу и жду своего читателя. Рад, что нашёл его и в Твоём лице!
Сергей

Сергей Таллако   16.01.2019 09:34   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.