Зло и прогресс из Белогорские афоризмы. Том 2

   О прогрессе до сих пор принято говорить как о чём-то положительном. Не особо вникая в сущность и происхождение данного понятия, но, по-видимому, в основном, подразумевая под ним промышленный рост, усовершенствование старых и изобретение новых технических средств и повышение среднего качества* и продолжительности человеческой жизни, почти все представители человечества сходятся на том, что прогресс - это хорошо.
   Между тем, такое мнение, если задуматься, входит в противоречие со всеми известными серьёзными человеческими религиями. Не говоря уже о циклических идеях индуизма и буддизма, согласно которым с течением времени мы можем только удаляться от изначального Золотого Века (т.е., по определению - могут происходить только ухудшения), и иудео-христианский подход, который, опираясь на догму о Божьем Творении, вроде бы открывает простор для поступательного прямолинейного развития, на самом деле, отнюдь не предполагает, что такое развитие будет бесконечным и уж, тем более, не даёт никаких оснований считать ускоряющееся приближение к Концу Света чем-то хорошим.
   С христианской точки зрения - вопрос о прогрессе сводится к вопросу о падшести. Первые люди попали из эдема (того же Золотого Века) на землю именно потому, что они были не слишком хорошими, т.е. попросту оказались плохими. И вся наша цивилизация, весь прогресс - это последствия этой плохости, она же - падшесть. И не следует забывать, что «плодитесь и размножайтесь» было сказано Богом для людей в раю, когда ничто ещё не предвещало их грехопадения, а «в поте лица твоего будешь есть хлеб» - уже когда Господь принял суровое решение о выселении нарушителей Его воли из райских кущ. По сути дела Он сказал нам: «Выживайте как хотите». Мало того, вот ещё Божьи слова из 3-ей главы книги Бытия: «...проклята земля для тебя; со скорбью будешь питаться от неё во все дни жизни твоей». А вот 19-ый стих целиком: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься». - Это последние слова Творца, обращённые к Адаму; и создаётся впечатление, что Он не только не собирался заботиться о размножении этих людей на земле, но, напротив, рассчитывал, что они без Его помощи очень скоро закончат своё существование без всякого продолжения, ибо теперь, по собственной инициативе познав добро и зло, они в качестве нагрузки приобрели ещё и способность умирать, т.е. стали смертными.
   И, несмотря ни на что, мы выжили и худо-бедно существуем до сих пор, конечно, умирая как индивиды, но всё-таки сохраняясь как род. Таким образом, как это ни странно, человек сам про себя (даже исходя только из Библии) может сделать вывод, что он на земле обошёлся без Бога, во всяком случае - пока как-то обходился. Не из этого ли пункта берёт происхождение всё наше человеческое самодовольство, т.е. то, что называется гордыней?
   Однако, при всей нашей гуманистической, сиречь человеческой, заносчивости, мы - стоит лишь на миг ухитриться обратить взор от внешней суеты вовнутрь - продолжаем ощущать в себе некоторую недостаточность, как бы чувствуем себя сиротам, брошенными, оставленными на произвол судьбы всемогущим Отцом... За что? А вот за эту самую нашу самонадеянность, которая вроде бы и помогает нам тут справляться.
   Беда в том, что, выживая на земле без Бога, мы можем опереться только на худшие (по крайней мере, с точки зрения того же Бога) свои качества, в первую очередь, как раз на нашу гордыню, или - по Ницше - волю к власти, т.е. на тот самый изъян, из-за которого мы, вывалившись из рая, здесь, на земле, без всякого соответствующего вспомоществования, собственно и оказались. Вот уж истинно: Не было счастья, да несчастье помогло.
   Человек отличается от любой другой населяющей Землю твари именно этой своей неуёмностью - ему всегда мало. Другое имя воли к власти - алчность, или, мене красивым штилем - жадность. А если жадность одного (индивида) сталкивается с жадностью другого, возникает такое всем нам хорошо известное явление, как гнев - иначе говоря: находит коса на камень и высекаются искры. Сюда можно ещё добавить похоть, которая генетически совсем не связана ни с любовью, ни даже с эротикой (недаром раньше в ходу было, к сожалению, теперь почти забытое, понятие «похоти очей»). Но зато в русском языке до сих пор употребляется очень меткое выражение: «Глаза завидущие, руки загребущие». Т.е. - что' увижу, то и хапаю... Эротические объекты тут, конечно, играют не последнюю роль, но и они являются лишь одними из многих (вспомните хотя бы делёжку добычи греками-завоевателями, из которой выросла чуть ли не вся Илиада). Ну и: «Гнев, о богиня, воспой...» Вот он, гнев - человеческое, чисто человеческое.
   И вот из этих-то составляющих - из жадности, из гнева (агрессивности), из похоти (как утонченной разновидности жадности) - и вытекает всё своеобразие того, что мы именуем нашей цивилизацией и нашим прогрессом. При всём при том, прекраснодушные мыслители, выдавая желаемое за действительное, то и дело пытаются  представить себе и всем нам человеческую природу как изначально добрую. Но, увы, даже в само'м клише, так сказать, в уточняющей формулировке того, к чему, якобы, должно стремиться всё человечество, сквозит изначальный порок. Мы утверждаем, что если ещё не достаточно стремимся, то должны (интересно - кому?) стремиться к добру и справедливости. И с добром-то не совсем ясно, если только не считать конкретно, что добро - это Бог; а вот от стремления к справедливости - через зависть и похоть очей - прямая и очень короткая дорога всё к той же алчности. Собственно, отчего нас должны так уж заботить другие? Неужели мы всех их так уж любим? Сначала возлюби, а потом уже требуй справедливости. А без любви - всякое стремление к справедливости приводит к гневу и войне. Можно долго доказывать и обосновывать последнее положение, но, на мой взгляд, достаточно обратиться к истории России за ХХ век.


Рецензии