Таинственная Горная Шория

Таинственная Горная Шория… Чарующий край, полный таинственных традиций:
шаманских камланий, сказаний Кайчи.*
Народ – шорцы - это такой источник человеческой душевности и доброты, которые в
наше время очень редко можно встретить. Шорцы обладают исключительной
национальной харизмой, простотой и открытостью.

Шорцы.

Среди хвойной тайги и рек серебристых
Живёт самобытный, светлый народ.
Хрустальную чашу древних традиций
Народ сквозь столетья несёт.
Охота, рыбалка – промысел шорцев,
А души у них, словно горные реки, чисты.
Если попал ты в дом к этим горцам,
Накормлен, напоен, согрет будешь ты.
В тайге, несомненно, и сон будет крепок,
Тебе колыбельную духи споют.
Крадётся туман по иголочкам веток,
Он снам твоим точный укажет маршрут.
Уедешь, и долго тебе будет сниться
В таёжной тиши охотничий дом.
Как сияла на солнце волною лучистой
Кормилица шорцев – река Кара-Том.**

Создатель подобрал и природу, и людей под стать друг другу, кажется, в них нет
отличий: народ и мир природы – одно целое. Веками здесь люди живут в гармонии с
бескрайними просторами тайги.
Десятки лет живя бок о бок с шорцами, я узнала их обычаи, традиции и испытала на
своём жизненном опыте, что значит быть другом шорцев. Они никогда не бросают
ближнего в беде, приходят на помощь в трудные минуты и остаются до конца. Шорцы
очень сплочённый народ.
Среди шорцев много талантливых людей; танцы, песни – это их традиционное
повседневное увлечение. Одна из моих подруг – талантливая певица Чылтыс Таннагашева,
лауреат многих международных музыкальных конкурсов Она исполняет песни на родном
языке в собственной обработке. В процессе пения Чылтыс имитирует голоса птиц, шум
тайги. Слушая её песни, невольно окунаешься в магию природы и словно участвуешь в этом
великолепном действии – волшебные тайны тайги. Завораживающее действо, надо отметить.

Чылтыс поёт и горловым пением, вот что она рассказывала об этом направлении
этнического исполнения: «Дар этот не приходит случайно. Мне долго снились мои предки
и призывали к исполнению наших родовых песен горловым пением. Решиться на такой шаг
мне было очень непросто, ведь горловое пение – не лёгкая работа, требующая больших
усилий, не только физических, но и духовных. Женщинам не полагалось петь этим
сложным методом, так как считалось что женщина может стать бесплодной из-за такого
исполнения. Но я сломала все догмы и успешно пою, у меня есть ребёнок, - красавица дочь
Умай. Кстати, Умай в наших древних поверьях - это богиня плодородия и женского начала.
Неправда ли – символичное имя я дала своей дочери?!».

 Чылтыс исполняет свои песни не только горловым пением, но и прекрасным вокалом,
теперь её талант покоряет миллионы поклонников этномузыки, как в России, так и за её
пределами, во многих странах всего мира.

Песня шориянки.

Взгляд её горит огнём,
Светит, как алмаз в огранке.
Чистым, ласковым лучом
Льётся песня шориянки.

Дан был Небом ей талант,
Землю предков воспевать.
Этот редкий бриллиант
Родила Природа-Мать.

К силам обратясь Небесным,
Девушка возьмёт домру.
И польётся звонко песня,
Данью вечному добру!

Родной дядя Чылтыс, Владимир Таннагашев, был Сказителем-Кайчи. Сказания -
стиль исполнения героических, исторических былин передаваемый из уст в уста при
помощи инструмента, в данном случае кай-комуса***. А иногда сказание передаётся просто речитативом.

По приданиям, Кайчи не становятся по собственной воле: их так же призывают духи и дают им силы для такого исполнения, ведь сказитель может петь часами, и даже сутками. При любых событиях, происходящих в шорских поселениях, будь то свадьба, или похороны, всегда приглашался Кайчи, и он своим пением, либо веселил народ, либо помогал перенести боль утраты.

Сказитель при исполнении сказа, входит в медитативное состояние, и его исполнение считается очищением пространства и
слушающих. Шорцы и сейчас верят, что Кайчи - посредник между людьми и духами. Теперь, к сожалению, Сказителя-Кайчи встретить даже в отдалённых
поселениях Горной Шории, почти, невозможно, не говоря уже о городах.

***
Поёт Сказитель-КайчИ
Об истории древнего рода.
Красиво кай-комус звучит
Былиной народной.
Духи спустятся с гор,
Услышат каждое слово.
Продолжат свой разговор
У костра родового.
Раскроет Сказитель-КайчИ
Секреты предков таёжных.
Потомкам своим он подарит ключи,
От Вселенной, возможно.
Тайны нет никакой для кайчИ,
Открыто ему Мироздание.
Творец его обучил,
И велел передать людям знания.

Другая наша подруга – Светлана Акулякова, она телеутка. Дом Светланы всегда полон
людей, для всех там находится место и вкусное угощение. Доброта и гостеприимство
великолепной хозяйки не знает границ. Очень интересно слушать рассказы Светланы и её сестёр о своих родных, о корнях, об обычаях. Однажды она достала сундук с чердака с бабушкиными платьями. Роскошные, расшитые богатыми национальными орнаментами наряды, были щедро раздарены нам, своим подругам.

Смотрю, как ты замешиваешь тесто,
Вкусняшки будут "шорские пельмени"!
О чём ты думаешь, нам не известно.
Ты сейчас в соседнем измерении.
В глазах твоих меняются картинки:
То грусть, то радость, то откровенная тоска,
Что жизнь течёт в какой-то крохотной глубинке,
Рассыпав иней белый у веска.
Традиции семьи не забывая,
Накормишь всех, сама и не присядешь.
Твой дом опять "большая проходная"
Ты не заботишься, что к вечеру устанешь.
Достань, подруга, бабушкино платье,
Примерь его, немного отвлекись.
Скажи, зачем же у забот в объятьях
Забыла ты про свою собственную жизнь?
Тепло души ты отдала родным и мужу,
Им будто предок твой шепнул из далека:
"Дарите счастья свет ей, он очень нужен
Хранительнице очага!"

Телеуты - это так же древний народ, как и шорцы, произошли эти народности от одних
предков, позднее стали называть по разному эти родственные рода. Раньше, не так давно, в 18-19 веках, этот народ назывался "кузнецкие татары", а позднее, историки-учёные стали называть одних – телеутами, других – шорцами. Так, народ Кузнецкой Земли был назван от названия рода Шор.

    С древних времён коренные жители занимались кузнечеством, это было их исконное ремесло, но цари-правители запретили заниматься этим делом, так как, видимо, опасались
искусного оружейного дела в традиции народа. Отняв у народа его вековые традиции,
власти не задумывались как будет протекать дальнейшая жизнь этих людей. Несправедливый запрет лишил людей уверенности в будущее, но однако, народ Горной
Шории не растерял свою самобытность.

    Сказители, шаманы – живые носители древних
культур доносят до земляков предания, обычаи, передают из уст в уста накопленные веками знания. Шорцы – малочисленный народ России, его численность по разным данным колеблется от 12 до 14 тысяч. Жаль, что и традиции этого уникального народа уходят в небытие.

    У шорцев с давних времён развит шаманизм. Это древнейший пласт этнической
культуры годами притеснялся властями, как мракобесие, а ведь в нем настоящая кладезь уникальных знаний, связанных с Мирозданием.
Несмотря на то, что шорцы приверженцы православия, они не забыли свои древние
традиции, где шаман был и лекарем, и психологом, и проводником в мир духов. Он, входя в транс, взаимодействует с Высшими Силами и помогает советами людям в разных жизненных ситуациях.

Шаманы.

Шаманы и Духи
Всегда были вместе.
Сильнее науки -
Камланья и песни.
Веками здесь жили
Традиции предков,
На помощь спешили,
Спасали не редко.
Бубен шаманский
Зло прогоняет.
По Божьей подсказке
Людей исцеляет.

Красивейшие места Горной Шории накладывают отпечаток и на людей,
проживающих здесь, в этом великолепии хочется творить. Природные красоты нашего края навевают философские мысли:


Расскажи мне, Сказитель, о Вечности,
Где последний находят приют.
Как меня от земной скоротечности
Миражи в небеса поведут.
Расскажи, как предания древности
Сохраняются в песне твоей.
Так не хочется ждать неизвестности
Мне бы Вечностью стать поскорей.
Я когда-то шагну в бездну времени,
Во Вселенной продолжу полёт.
И Душа, избавляясь от бремени,
В унисон твоей песне споёт.

***

Зачем шаман костёр разводит,
И руки вскидывает к небу?
Зачем он этот разговор заводит,
Где рядом быль и сказочная небыль?
Зачем он птице подражая,
В тайгу пустил таинственный посыл?
Я с самого рожденья это знаю,
Мой дед-шаман об этом говорил.
Я знаю - мы единые с природой,
И созданы из одинаковых частиц:
Все птицы, звери, разные народы,
И между нашими мирами нет границ.
Всем надо знать законы мироздания,
И бережно нести их, как по льдинке тонкой.
И нашим внукам мы оставим назидание,
Отдайте наши знания потомкам.
***
Берёзы выстроились в ряд,
И сосны важные притихли,
Под тяжестью снегов стоят,
Укрытые от сильных вихрей.

Лежат ковром вокруг снега,
Белеют так, что глазу больно.
В седом тумане спит тайга,
Она - причал народам вольным.

И серебром блестит река,
Озёра жизнью наполняя.
В рябинах алых берега
Огнями яркими пылают.

Всё в серебре. Вершины гор,
В дневных лучах меняют краски.
Об этом крае, с давних пор,
Народ слагал легенды, сказки.

Серебряная Шория моя,
Не налюбуюсь я твоей красой!
Во все века была ты, как маяк.
И навсегда останешься такой!



• Сказитель-Кайчи, - исполнитель сказаний пением, либо речитативом.
• Кара-Том – древне-шорское название реки Томь.
• Кай-комус – музыкальный щипковый инструмент.


Рецензии