Светофор
Вот и вашему покорному слуге пришлось испытать всё многообразие переживаний по поводу самых различных экзаменов. Приходилось сдавать с подготовкой и без подготовки, с исчерпывающими знаниями по опрашиваемой теме и с отсутствием оных, в одиночку и группой, по одному экзамену в три дня и наоборот – по три экзамена в один. Как-то даже отвечал на вопросы преподавателя по телефону. Случалось, испытывал преподавательскую милость за проявленное в учебном году прилежание, а случалось, она изливалась на весь курс. Один раз православный преподаватель поставил пятёрку за «сверхдолжные заслуги»! Семинарист поймет, в чём хохма, а любопытный читатель найдёт и прочитает – много сейчас у господина Интернета возможностей всяких имеется.
Ну и молиться перед экзаменом тоже приходилось. В Московских Духовных школах это, прежде всего, обязательное посещение Троицкого собора, где находится рака с мощами преподобного Сергия Радонежского. Причём, туда никто силой не загоняет, но даже самые ленивые и нерадивые семинаристы и академисты, если они совсем уж не утонули в житейском море, перед экзаменом благоговейно спешат туда. Кто-то читает каноны и акафисты, кто-то находит время посетить монастырское богослужение, а кто-то ходит по дорожкам семинарского и академического сада или нарезает круги вокруг Успенского собора с чётками в руках. При нехватке времени, молитвенное напряжение обратно пропорционально возрастает. Для простецов перевожу: меньше времени – сильнее молитва. Мне тогда посчастливилось познакомился с самым кратким вариантом молитвы. Состоит она из двух букв и известна всякому русскоязычному жителю нашей Родины. Правда, не все знают, что это молитва! Нужно лишь обратить всё своё внимание к Богу, сосредоточится на своей проблеме и от всего сердца произнести «Ох!» Действует безотказно, но только мало кто сейчас умеет так сосредотачиваться, и искренне от всего сердца обращаться ко Господу. Семинаристы умеют… Но исключительно во время сильного стресса, которым обычно является экзамен. Бывают в Духовных школах и иные стрессы, только «это совсем другая тема».
По силе молитвы среднестатистического семинариста превосходят только учащиеся Регентской школы. Девушкам нужно ещё выйти замуж – это постоянный стресс, а юношам этого отделения нужно ещё суметь сделать правильный выбор! Если учесть, что юношей на курсе по отношению к девушкам обычно бывает 1-3%, то постоянный стресс усиливается прямо пропорционально количеству представительниц прекрасной половины человечества. Для простецов перевожу: чем больше барышень – тем сильнее стресс. Вот почему юношам из Регентского отделения, которые не умеют молиться, очень трудно доучиться до выпускных экзаменов.
Если кто-то из знающих напомнит мне об Иконописной школе и её уникальных студентах, то сразу предупреждаю – вряд ли мне удастся что-то особенное рассказать кроме, пожалуй, самого главного. Иконописное отделение в Московских Духовных школах – это нечто таинственное, не поддающееся логическому осмыслению, но доброе и… не знаю, как выразиться – чудное что ли, только с ударением на букву «у», а не наоборот. Короче говоря, это обитель или пристанище церковных неформалов. О самих иконописцах скажу по секрету. Только тс-с-с! Они почти все – святые люди! И молиться им не обязательно, но без молитвы они уже не могут!.. Поэтому и святые… Одним словом – художники…
Кстати о выборе. Учащимся Духовных школ в отличие от обычных юношей и девушек приходится делать двойной выбор. Сначала принципиальный выбор между женитьбой и монашеством, а потом собственно выбор спутницы или спутника жизни. А тут ещё эти экзамены!.. Ох!..
Многие перед экзаменом практиковали такое аскетическое делание – просили молитв «у всех встречных и поперечных». И я старался поступать так же. Кто бы ни встретился – уборщица или архимандрит, сантехник или паломник. Студентов младших курсов просил помолиться, вахтёров на проходной, архиерейских водителей – вот у кого ещё молитва сильная! А у поваров и официанток молитва самая быстрая, иначе молоко убежит! Даже у жуликов в тюрьме просил молитв. А что? Там Бог особенно близок к человеку, только, к сожалению, не все это понимают и этим пользуются. В общем, просил помощи у всех, а потом благодарил Бога и всех к кому обращался. Я и сейчас так поступаю, когда трудно, скорбно или ответственные дела. А как же иначе? Это мы грешим поодиночке, а спасаемся вместе – всем миром...
Но обратимся к главной, красно-жёлто-зелёной теме нашего рассказа. Как-то, видимо перемолившись, шёл я через перекрёсток перед Троице-Сергиевой Лаврой и машинально перекрестился на… светофор. Произошло это событие как раз в экзаменационную пору, и спешил ваш покорный слуга на один – не помню какой – трудный экзамен. Пришёл… Рассказал однокурсникам, и все мы дружно посмеялись над этим забавным случаем. Посмеялись и забыли… Но, после того, как я неожиданно для самого себя и окружающих сдал экзамен на «отлично», многим захотелось уточнить на какой именно светофор следует креститься…
Я им, конечно, не сказал!.. Светофор помогает только при наличии хотя бы островков знаний в голове и элементарного прилежания. А если в головах «абсолютный вакуум», а в телесах одно лежание без бодрого и неленностного «при», не выручит и преподобный Сергий… Он ведь трудолюбец был! Ну, разве что при сердечном раскаянии поможет и усиленном «Ох!».
P.S.
Недавно побывал в Сергиев-Посаде. Светофоры на перекрёстке заменили на новые… Ох!..
Кострома, 26.10.2018 г.
Свидетельство о публикации №118102704525