Когда переменится ветер. Мюзикл

Либретто
Действующие лица:

Алексей –  сын Ларисы Тимофеевны (Л.Т.) 
Кира – сестра Алексея
Лариса Тимофеевна – мать Алексея и Киры
Лидия – возлюбленная Алексея
Стелла –  жена Алексея
Подруги и друзья Л.Т.
Хор – Высшие силы (исполняют подруги и друзья Л.Т.)

 
Эта история об одном мужчине и четырех женщинах: его матери, сестре, жене и любовнице. Начало истории – 1966 год. Продолжение истории – начало 21 века.

1966 год.
Наш герой, Алексей  - 25-летний , высокий,  чуть сутулый, с глубокими синими глазами, оливковой кожей, темными слегка вьющимися волосами и выразительными  губами. От его образа веет мощной сексуальнстью.  Он мог бы быть евреем,  русским – смешение кровей явно сказалось на его внешности. Он острый, умный, талантливый, любимый. Выпускник мехмата МГУ. Типичный представитель передовой советской интеллигенции 60 годов 20 века. Стиляга, обожает американскую культуру. Относится к США как эталону справедливого общества.  Он ненавидит политический строй в стране, но считает неприемлемым для себя выступать «против» открыто. Он и его женщины – как пентаграмма, каждый занимает свое место в звезде, центром которой являются их страсти. Алеша – Прометей, приковавший себя к мечте стать писателем. Кира переживает неудачно сложившуюся личную жизнь, в которой винит мать, Стелла и Лидия страдают от невозможности полностью завоевать любовь Алеши. Л.Т. перехивает за будущее сына. Декларируя любовь к России и себя истинным патриотом, осуждающим «большевиков» за угнетение русских, Алеша покидает страну при первой возможности и уезжает в США в 1991 году. Обещанная книга так и не рождается.   Алексей вначале страдает и глушит тоску алкоголем, но затем успокаивается и ведет абсолютно тихий буржуазный стиль жизни.

Его мать, Лариса Тимофеевна, – постаревшая светская дама 57 лет, прожившая необычайно интересную, полную событий жизнь 20-х,  30-х, 40-х, 50-х годов. Преподаватель английского языка. Л.Т., вдова известного дипломата,  продолжает светскую жизнь и мечтает о «полноценных» семьях для своих детей, пытаясь активно участвовать в их личной жизни. Активно критикует мораль и образ жизни в США, где много лет счастливо прожила с мужем в дипломатическом корпусе. Не обсуждает политику и, кажется, не имеет политических взглядов.

Его старшая сестра, Кира, 36 лет - ангел-хранитель Алексея. Она считает брата гениальным математиком  и будущим гениальным писателем. Она во всем поддерживает его и защищает от нападок матери. Разделяет его политические взгляды. Ученый-биолог, выпускница биофака МГУ.   Как и брат, восхищается «свободной» жизнью на западе.

Его жена, Стелла,42 лет. Встретила Алексея на тусовке золотой молодежи, будучи сама разведенной женщиной с двумя детьми-подростками. Желая увлечь Алексея,  под его влиянием она объявила себя художницей. Алексей чувствует себя ее рыцарем, хочет защитить ее, как талантливую личность, от пошлости жизни,от нападок семьи – и женится на ней в тайне от своей матери. Ментор и духовный проводник Алексея. Красивая, яркая Стела активно отталкивает его от «буржуазного» мышления матери и от семьи в целом и пытается вдохновить на творчество. Видит себя в роли жены известного писателя. Всячески продвигает его в своих кругах. Умирает одиноко в Москве.

Его любовница, Лидия, 16 лет, юная компаньонка Л.Т., - познакомилась с Алексеем вскоре после его тайной женитьбы, на дне рождения его матери – и влюбилась в него со всей страстью 16-летней романтической души. Вступает фактически в заговор с Л.Т., желая стать женой Алексея.   Активно интересуется психологией и философией, но систематически не изучает ничего. Одновременно с этим абсолютно провинциальная тургеневская девица, без всякого столичного лоска, и, кажется, индивидуальности, хотя впоследствии выпускница МГУ, преподаватель вуза и затем успешна в бизнесе.

Хор судьбы – подруги и друзья Л.Т., с разными судьбами, разными взглядами на жизнь.

Основная тема мюзикла – попытка мужчины найти свое место в жизни и трагедия женщин, пытающихся завоевать любовь мужчины – сына, брата, мужа, любовника, - и сделать его таким, каким они хотят его видеть.  Вторая тема – роль «передовой интеллигенции» в истории России второй половины 20 века. Реальное влияние русофобства значительной части интеллигенции на их  жизненные выборы.

Москва. 1966 год. У Алексея и его сестры, Киры,  тяжелые отношения с матерью. Алексей и Кира не понимают и критикуют образ жизни и взгляды своей матери, ее жизненные принципы.   Мать переживает разлад в  отношениях с детьми, но ее убеждения  комсомолки 30-х годов не позволяют ей согласиться с их проамериканским настроением.  Алексей тайно женат на художнице Стэлле. Стэлла страстно любит его, но для Алексея этот брак в большей степени эпатаж, чем истинная любовь. Он видит в Стэлле жертву общества, не имеющей возможности творить в этой стране, подавляющей свободу личности. Мать яростно против  того, чтобы Алексей отказался от профессии математика. Она хочет для него карьеры ученого . Алексей время от времени уезжает в деревню, где пытается писать.

У Л.Т. есть молоденькая подружка, Лидия. Лидия обожает Л.Т. и часто бывает у нее в гостях. Рассказы Л.Т. о своей жизни, ее жизненный опыт, кажутся Лидии какой-то сказкой. Л.Т. по-своему любит Лидию и мечтает о том, что она войдет в их семью как жена Алексея. Ей кажется, что красавица Лидия, к тому же очень робкая и послушная ей, сможет вернуть Алексея в лоно семьи, а появление ребенка заставит его вернуться к профессии.

Алексей и Лидия встречаются на дне рождения Л.Т., когда Алексею - 25, а Лидии – 16. Лидия влюбляется в Алексея с первого взгляда. Он заинтригован какой-то непонятной прелестью Лидии. Она напоминает ему маленького дикого напуганного олененка Бэмби. На дне рождения Л.Т. ее давнишние подруги, некоторые из них потерявшие мужей в сталинских лагерях, мужчины – друзья ее покойного мужа вспоминают о прошлом. Алексей пытается высказаться, заявить о своих политических  взглядах. Его поддерживают некоторые подруги Л.Т. Мать яростно против его политических взглядов. Она помнит жизнь в Америке с мужем-дипломатом, мировую войну и начало холодной войны. Она считает, что у России другого выбора не было. Она вспоминает 30-е годы как самые счастливые в своей жизни.

У Алексея и Лидии завязывается роман. Для него это игра, для нее это первая и, как оказывается впоследствии,  единственная истинная любовь. Алексей  не готов поменять свою жизнь и оставить свои жизненные планы ради создания семьи с Лидией. Стэлла узнает об измене Алексея. Она не может пережить ни расставание с ним, ни его обман. Она мучается и пытается найти утешение в творчестве. Алексей также не находит в себе силы, чтобы расстаться с ней. По-разному он любит обеих женщин. Но настает время, когда он должен сделать выбор.

Проходит время. Повзрослевшая Лидия уже вторично замужем, но любовь к Алексею заставляет ее постоянно возвращаться к нему. Для Алексея отношения с Лидией переходят в поглощающую страсть. Их любовь складывается из встреч и разлук. Лидия стремится воссоединиться с Алексеем, но для Алексея все сложнее.  Алексей не принимает ее аполитичность и отказ от гражданской позиции. Они ссорятся и принимают решение расстаться.

Наступает пора перестройки. Алексей решает уехать из России. Он сообщает Стэлле, что хочет уехать в Америку вместе с Лидией. Он предлагает Лидии уехать вместе, но неожиданно для себя Лидия отказывается ехать с ним. Она не верит в любовь Алексея и не хочет покидать Москву. Она вдруг осознает себя патриоткой и хочет участвовать в перестройке жизни в России. Алексей уезжает в пьяном угаре. Лидия уходит с престижной работы и открывает собственное дело. Стэлла  не в силах пережить разлуку с Алексеем и  умирает в одиночестве. Алексей тяжело переживает ее смерть.

Лидия и Алексей оба страдают в разлуке. Походит несколько лет. Лидия пишет стихи, пишет картины, занимается бизнесом, развивает собственную компанию. В личной жизни она одинока и по-прежнему ждет Алешу.  Жизнь Алексея в Америке внешне успешна. Он возвращается к работе программиста  и отказывается от попыток  реализовать себя в творчестве. И это точно такой же уход от себя, как и раньше. Он не может писать в чужой для него Америке, как не мог этого делать и в чужой для него России. В поисках себя он возвращается назад. Лидия встречает его, но прожитые врозь годы еще более отдалили их. Они опять расстаются с надеждой на новую встречу – возможно, в другой жизни… Алексей возвращается в Америку.


Сцена 1. 1996 год. Москва - Нью-Йорк.   

Сцена поделена на 2 части: Москва и Нью-Йорк. На части «Москва» у окна стоит Лидия. На части  «Нью-Йорк» стоит Алексей. Оба вспоминают свою любовь друг к другу:

Алексей:
Я знаю, судьба развела навсегда
Мосты над Невой – нашей жизни пути.
Я знаю, не будет уже никогда
Сирень под окном нам с тобою цвести.

Для нас ничего в новом будущем нет:
Нет ночи и дня, разговоров, цветов.
Не выпадет снег, не наступит рассвет,
И птиц не услышим с тобой голосов.

Лидия:
Ты только представь, это даже смешно:
Ты помнишь, как вечером снежным тем
Мы ели на улице эскимо.
Согреться в кино мы зашли, а затем

Ты руку мою так крепко сжимал,
И не на экран смотрел, а вбок.
Не верю, что в жесте том был обман.
Никто никогда бы так лгать не смог.

Алексей и Лидия:

Представь, что уже не войдем в кино
И все корабли уплывут без нас.
Теперь шоколадный вкус эскимо
Не будет таким, как в последний раз.

Лидия:

Ты знаешь, сегодня утром нашла
Три новых морщинки – опять у глаз.
Мне днем все кажется: боль прошла,
А сны мои – про тебя, про нас.

Как странно мне знать, что ты жив, я жива.
Мы здесь, на Земле, в общем, рядом совсем…
Скажи мне, возможно, что я не права,
И были с тобой мы друг другу никем?

Нет, лучше молчи, я знать не хочу,
Что столько лет лелею обман.
Я улице, дому, деревьям кричу:
Он будет здесь, он не сможет там.

Но все они мне смеются в лицо:
Напрасно ты так упрямо ждешь.
Все будет, как есть: жизнь спираль, кольцо.
Упустишь время – печаль пожнешь.

Алексей и Лидия:

Я все понимаю, не двадцать лет,
И все тяжелее смотреть вперед.
Но как смириться, что в мире нет
Дороги, что нас с тобою сведет…


Сцена 2: Первая встреча двадцать лет назад. Зарождение любви.

Лидия в старой московской квартире. День рождения мамы Алексея, Л.Т. На день рождения приглашены старинные подруги и друзья Л.Т., многие из них или их близких прошли сталинские лагеря. Они поздравляют Л.Т. с днем рождения:

Хор:

Этих радостных дней нам Господь отпускает немного.
Мы идем и не знаем, куда выведет жизни дорога.
Есть немало людей, с кем судьба нас сведет и разводит,
И проходит печаль, и любовь, и весна, и тревога.

Познавая себя, все равно ты себя не узнаешь,
Только где-то потом запятые и точки расставишь.
И когда-то подумаешь: жизнь – это все-таки просто:
Это солнце, и небо, и на белой березе наросты.

Это синяя гладь, что зеленую ветвь отражает,
Это ты, это я, это Мир, что нам душу ласкает.
И поймешь, и простишь, и возьмешь каждый день, как подарок.
И полюбишь в себе отражение Божьего Дара.


Алексей впервые видит Лидию. По Лидии видно, что она еще не знала любви, но готова, ищет встречи с ней.

Лидия:

Млечная дорога,
Слезы без причин,
Без беды тревога
И без жара дым…

Хор:

Кто ты и откуда?
Из судьбы какой?
В ожиданьи чуда
Поражен тоской.

Утро днем ненастным
Сменится в судьбе…
В ожиданьи счастья
Стиснут рот в мольбе.


Алексей поражен  нежной, свежей красотой и простотой Лидии, но относится к этому чувству достаточно цинично.

Алексей и Лидия:

Рукой руки коснуться невзначай
И притвориться: это пустяки.
Взгляд отвести и снова отвечать
Признаньем на признание руки.

Лидия:

В намеренно простых его словах
Смысл потаенный узнавать, как сон.
Идти не с ним, но вслед, чуть поотстав,
И знать, что, и не глядя, видит он.

Алексей и Лидия:

Слова бросать, как пробные шары,
С улыбкой: на одной ли мы волне?
Встреч не искать, но знать, что до поры
Случайности на нашей стороне.

Алексей:

И понимать, что все это игра,
И две судьбы нам вместе не свести.
Всё просто: жизнь жестока и мудра:
Банальны все любовные пути.


Л.Т.  и ее подруги вспоминают время, когда их мужей отправляли в лагеря в 40-е годы. Алеша слушает их беседу.
Две подруги Л.Т. вспоминают расставание с мужьями:

Муж мой, друг, хозяин мой! Сизокрылый!
Увели тебя в ночи, сердцу милый!
Уж я плакала, в душе я кричала!
Но врагам, как ты велел, не сказала,
Что душа моя тревогой объята,
Что боюсь, но не прощу супостата.
Я сидела, головою склонившись,
И шептала «Отче наш». Как оживший,
Как сошедший с образов ангел светлый,
Ты стоял передо мной, мой заветный.
Жизнь моя с тобой, как миг пробежала:
Лишь с тобой себя, свой дух я познала.
Как мне быть, как жить на этой равнине,
Как проститься, как простить мне судьбине,
Что меня теперь с тобой разлучила,
Деток бедных в сиротин превратила!
Будь Господь тебе подмогою, милый,
Ну а я тебе верна до могилы!

Алеша и Кира вступают в беседу. Они недавно были на Соловках и поражены этим местом. Они чувствуют ненависть к политическому строю в СССР и всем, кто его поддерживает. Жизнь многих друзей Л.Т. связана с Соловками: там были их родственники, друзья, любимые. Отношение присутствующих разделяется: некоторые, в том числе Л.Т., считают, что все, что было, нужно забыть, теперь другая жизнь. Л.Т. прислушивается к их беседе. Она втайне понимает, что сын и дочь правы, но не хочет, чтобы сын осуждал ее поколение, к тому же, это время их молодости и многое из того времени они помнят как счастливую жизнь. Другие чувствуют себя жертвами Сталина, некоторые осознают свою моральную ответственность за все, что происходило тогда.

Алексей:

Соловки. Тишина. Не качается остров,
Ни листы, ни трава, ни кусты над погостом.
Под ногою песка мерный, медленный шорох,
Нанизались века, как кресты на оковы.

Я на шее несу эту цепь как знаменье,
Пригибает к земле память бурных мгновений.
Как мгновение – жизнь, и страданье – как всполох:
Отпечаталась смерть в этих рощах зеленых.

Кира:

Память сердца гоню – я хочу насладиться
Этой тихой красой. Но в страдании лица
Не могу отогнать. И стоят предо мною
Их больные глаза, их желанье простое

Хоть чуть-чуть молока и горячего хлеба,
Хоть немного тепла, каплю солнца от неба.
До души ли ему, если тело сломали,
Если страх, как суму, ему в руки отдали!

Хор:

Говорят: дух силен, Бог ведет твою душу,
И она победит, и ты выйдешь на сушу
Из коварных пучин, из опасной трясины,
Только страх отгони, не сверни с середины,

Не смотри, что лежит у тебя под ногою,
Пусть желанье горит путеводной звездою
Увидать небеса в светлой силе Господней,
Свою Душу познать, как подарок престольный.

Алексей и Кира:

Твой греховный сосуд, твое бренное тело,
Твоя бедная плоть – не подарок от Неба?!
Разве дьявол создал это чудо природы?
Ты ведь Божье дитя, ты творение Божье!

Мужчина из хора (бывший сотрудник НКВД, как осужденный провел в лагерях 8 лет):

Почему же других убивать ты стремишься?
Или слабость свою ты увидеть боишься?
Соловки, Соловки… Тишина разлилася…
И я вижу себя сразу в двух ипостасях:

Вот стою я с рукой к подаянью простертой –
Вот я камень кладу, и лицо мое стерто
Этой маской, что мне мою мерзость скрывает,
И увидеть боюсь, что Душа поверяет.

Л.Т. (обращаясь к хору):

Я улыбку свою, словно в праздник надела
И как будто змею в своем сердце пригрела.
Но потухли глаза, и зловонно дыханье-
Трудно правду сказать, хоть и нужно признанье,

Чтобы снять этот крест, что повис на оковах,
Что мне спину согнул. И прощальное слово
Застывает, как лед в темно-синей бутыли –
И надтреснет душа, потерявшая силу.

Хор:

Человечья Душа – как частица от Бога –
Освещает сосуд, это чудо природы.
Разум дан для того, чтобы выбор ты сделал:
Здесь предел, там предел, что за этим пределом?

Испытай свою душу, испытай свое тело,
За мечтою иди – и тебе нет предела.
Только знай, что любой это право имеет,
Не ступай за черту, ту, где Грех одолеет,

Этот смертный, из тех, что оковами ляжет.
Знай и помни, что Ангел страдает на страже.
Он и помощь тебе, и судья и заступник,
Слушай Душу свою: помни, здесь ты – лишь путник.


Сцена 3: Вторая встреча 1981 год. Страсть. Первая ночь Алексея и Лидии.

Лидия и Алексей

Лихорадкою дрожь –
рука…
За окном тишина –
века
Вслед минуте минута:
стой!
Время вихрем, в ушах –
вой
Невесомость несет
волной
Застилает глаза
пеленой
И Равелем в груди
набад,
Слов невнятных лавины
спад.
Трелью птицы грядет
рассвет…
На мольбы – 'never more’
ответ…
Утомленьем в руке
рука…
Замедляют свой бег
века…


 Сцена 4: Примерно то же время. Ссора. Алексей, Кира и Л.Т. Дети осуждают Л.Т. за, как они считают, ее бессмысленное существование. Она страдает от их непонимания.

Алексей и Кира:

Вы, что живете
Жизнью практичной!
Тела проблемы
Лишь на устах.
Души убоги,
Души вторичны,
Души продажны:
Ценник – пятак.
В жизни на все
Ставите цену.
Счастью мерило –
Комфорт и успех.

Устрицы смелость,
Ум примитива,
Трупа изысканность,
Филина смех.

Л.Т. и хор:

Дети – пухлые руки,
Ласковые ладони,
Глаза – сосульки на солнце,
Смех – капелью звонкой.
Страх за детей невольно
Сердце мое сжимает.
Нежность волной соленой
Душу мне омывает.
Дети – как два ожиданья,
Две зеркала, два отраженья!
Жизни – как два расставанья,
Начало его – при рожденьи.
Я знала вас и безымянных,
Я вас называю своими.
Трудно представить, что дети
Мне стали совсем чужими!
Буду томиться тоскою,
Буду стремиться к ним ближе,
Буду искать ошибки –
И обвинять в них их же!


Сцена 5. 1983 год. Алексей и Стелла. Выяснение отношений. Стелла узнает об измене Алексея. Он понимает глубину своего предательства, пытается просить прощение, но не может расстаться со своей неожиданной любовью. Одновременно с этим он пытается сохранить отношения и со Стеллой: ведь она одна понимает его стремление войти в большую литературу, поддерживает его.

Стелла:

Я не хочу любви, как нищей, в утешенье,
Медяшкой тусклой в потном кулаке.
И крохи счастья не несут спасенья:
Отсрочка смерти все под знаком «не…»!

Не станет боль игрой, грозою после зноя,
В углях не отыскать погибшие слова,
И крылья поднебесного покоя
Заменит ледяная синева.

Не будет никогда слияния в объятьи:
Так капли на стекле сливаются в одну –
Сначала нехотя, стремясь собой остаться,
Не веря в неизбежность и судьбу.

Свой бег остановив, на миг застыть в сомненьи,
Насилье над собой победой посчитав,
Чтоб броситься вперед и вниз, без сожаленья.
Оставив влажный след струящихся октав…

Алексей:

Тебя потерять – себя потерять!
Станет немою мука,
Косноязычны будут слова,
Виною тому – разлука.

Песня уйдет, как и пришла –
В сердце прямым ударом.
В жизни моей радость-беда
Сменится свечки нагаром.

Как рассказать, как описать,
Как объяснить словами
Что для меня моря игра,
Солнце, дожди и пламя?

Нет, не забыть и не прогнать
Песен счастливых память!
Верю, любовь, верности свет
Будут навечно с нами.

Сцена 6: Алексей уходит. Стелла остается одна. Она подходит к зеркалу. Стелла осознает, что стареет. Она знает, что смертельно больна.

Стелла:

 Зеркало! Ты ведь просто стекло.
Почему я верить должна,
Что девчонка с глазами, что дарят тепло.
Навсегда покидает меня?

Почему эта складка у губ горчит,
И морщинки сеткой у глаз?
Ненасытный огонь все ярче горит,
И все громче желаний глас.

Я уйти не хочу, не успев всего
Пережить, испытать, испить.
Мою чашу-полынь в лепестках из роз
Дай мне, Боже, до дна осушить!


Сцена 7: 1983 год. Алексей и Лидия. Любовь. Лидия вся в своем чувстве. Но Алексей, страстно желая ее, не доверяет ей. Он чувствует, что они люди не одной крови. Лидия не может это понять. Ее мучит острое чувство ревности к Стелле. В Стелле она видит преграду к счастью с Алексеем.

Лидия:

Ты спал. Я на тебя глядела.
Ты хмурился, и губы чуть сжимал.
Свеча на столике ночном горела.
Я слушала дыхание. Ты спал.

А за окном так тихо и так сонно
Кружился снег. И пробили часы,
Отсчитывая полночь неуклонно.
Ты не услышал, не проснулся ты.

Где был ты, с кем, в какие дали
Сон уводил? Где слышалась гроза?
Я не тревожусь: знаю, ближе стали
Мне эти руки, губы и глаза.

Как я жила, тебя не зная?
Как ты дышал, не ведая о том,
Что в этом мире может жизнь иная
Стать смыслом, будущим, реальностью и сном…

Алексей:

Я почти разучился дышать без тебя.
Ты же – так ненадежна и зыбка.
Я иду по коварного озера льду
И опасность пытаюсь предвидеть.

Вот подошвы неверной ногою стелю,
Но не смею назад оглянуться.
И, со страхом борясь, я смотрю лишь вперед:
Знаю, в прошлое мне не вернуться.

И колени дрожат, в напряженье глаза,
Только силы напрасно я трачу:
Всё, что вижу – себя, отраженье свое.
Ты же душу под ласкою прячешь.

Сцена 8: Тот же год. Алексей. Бессонница. Алексей страдает. Он запутался в своих отношениях со Стеллой и Лидией.  Жить в одном доме с матерью он не может. Алексей принимает решение уехать в деревню, чтобы писать книгу.

Хор:

Качается ветер и бьет в стекло.
Качается маятник вверх-и-вверх.
Качается тень от стены к стене.
Тусклый экран, подождав, померк.

Устали часы – бьют один лишь раз.
Лампа устала отбрасывать тень.
Осень устала: дожди, нуда…
Режет глаза в сизоватой мгле.

Постель не разобрана – спать невмочь.
Чай потерял в стакане свой цвет.
Мечется тень от стены к стене:
Город ночной как капкан, как сеть.

Заполночь бьет уж не первый час.
Город улов считает свой.
Как маятник мается человек
В склепе, один на один с собой.


Сцена 9: Тот же год. Отъезд Алексея в деревню. Лидия остается.  Она не разделяет сомнения Алексея в возможности совместной жизни и считает, что его отъезд связан со Стеллой. Лидия тоскует в разлуке.

Алексей

Сложный веду узор:
Радость и боль вплетаю.
Основа – Правда и Ложь:
Я их с трудом различаю.

Цвет не могу различить:
В тени все серо,
На солнце слепну,
Путаю нити клубков,
Злюсь и узлы разрываю.

Жалко себя и труда,
И бросить уже невозможно:
С ложью сроднились уста,
Правда в душе непреложна.


Лидия:

Растенья моего веселый нрав
Всех радует, меня и приходящих.
Как не похоже это квази-счастье
На дух пьянящий мхов лесных и трав.
Пол вымыт и натерт, и стол накрыт.
Покоем и уютом дом мой дышит.
Но отчего же сердце слышит, слышит
Вагонов стук: «На-север-путь-открыт»?


Сцена 10. Алексей и Лидия. Сцена поделена на 2 части. Алексей в деревне. Лидия в городе. Алексей пишет стихи и письма Лидии, Лидия пишет в дневник. Книга Алексея не пишется. Все время съедает тоска по Лидии. Лидия тоже тоскует в разлуке.

Алексей:

Пишу стихи – как бы болею корью.
Такой недуг уже не по летам,
и нет врача – помочь пустому горю,
и нет тебя – расставить по местам
мечты и будни…


Лидия:

Пусть тревога, тревога за любовь, что не рядом,
Душу страхом изводит под насмешливым взглядом.
Потерять ли боишься, обретя лишь отчасти
Сердца стук, рук тепло, вечность кратких объятий?
Испытав принадлежность, побывав словно вещью
Сердце в рабство попало – неужели навечно?
Жизнь клубком перепутанным, разобрать и не пробуй.
Ну а помощи ждать – что у церкви, убогой.


Алексей:

На морозе день родился,
Ты, наверно, спишь.
Свет сквозь изморозь пробился.
Убежала мышь.
Я с трудом расправил спину –
затекла.
Всё, что за ночь наработал –
сжег до тла.


Лидия:

Что за напасть такая – то блаженство, то мука?
Жаль, что гордость былая не протянет мне руку.
Души корни смешали и сплелись головами –
Где мой лист или ягода – там побег твой с шипами.
А колючки мои твои раны терзают:
Наши души друг друга бередят и ласкают.
Разорвать, разрубить - и обрывки на ветер!
Только станет внезапно безлюдно на свете.
Иль смириться с судьбой? Не испить нам до старости
Счастье с примесью слез, горе с примесью радости.


Алексей:

Цыплячий огонь керосина
чуть дышит за тонким стеклом,
и светится белым равнина,
и теплится желтым мой дом.

И, кажется, старые бревна
не выдержат ветра напор.
И тени ложатся неровно
на темный рассохшийся пол.

И, чтобы согреться немного,
немую прогнать тишину,
я меряю семь до порога
и восемь шагов в ширину.


Сцена 11: Алексей и Лидия. 1984 год. Алексей возвращается в город и пытается примириться с новой жизнью, в которую вошла Лидия. Он решает бросить попытки писать. Лидия не может принять эту жертву.

Алексей:

Вот, посмотри! Я стал совсем ручной.
Да, я привык и не томлюсь в неволе.
Пусть песен бесшабашных не пою,
Но и веселья не ищу на воле.

Спокоен я, услужлив, вял и тих.
Фантазий дерзких больше нет в помине.
Мечты несбыточные – это для других.
Я их не вспомню и во сне отныне.

Что ж загрустила ты и смотришь вбок?
И почему мне не готовишь ужин?
Что заскучала?

Лидия:
- Мне… ручной не нужен…


Сцена 12:  Алексей и Лидия, входит Кира. Алексей и Кира призывают Лидию разделить их политические взгляды. Лидия не разделяет их стремления к политическим изменениям в стране. Она воспринимает проблемы Алексея на личном плане.

Алексей и Кира:

Лиловое небо закатом горит,
Простор горизонта домами закрыт
Дома хороводы кругами ведут,
Немыми губами рассказы ведут.

Их окна-узоры на окна глядят,
За шторами радость и горе таят.
У каждого дома свой рок и судьба:
Несчастны, как люди, бывают дома.

Дом на Качалова – скромен на вид.
Но он святотатством, как кровью покрыт.
Камни его – Спасителя храм.
Людям-предателям дом этот мстит.

Румянцевский дом: что ему за судьба?
Как лучшие люди уходят дома.
Их много не стало – никто не забыт.
В сердцах москвичей память зданий горит.

Лидия:

Жаль город, захваченный временем в плен.
Мы снова разрушим - что будет затем?…


Кира выходит. Лидия обращается к Алексею:

Любимый, как ты печален.
Любимый, как ты тревожен.
Что в душу запало тайно,
Что за тоска её гложет?
Не хмурься, скажи, как другу,
Не мучь меня этим молчаньем.
Я разделить готова
Печаль любого признанья.
Поверь, что понять сумею,
Поддержкой стать и опорой.
Ну, что ты молчишь упрямо
И искоса смотришь снова?
Быть может, сама не зная,
Обидела словом случайным?
Иль память, как друг коварный,
Прошлым поит дурманом?
И вот уж сама я в бывших
Размолвках и ссорах стыну,
И в жгучей обиде старой
Захлебываюсь и гибну.
И мы, не сказав ни слова,
Врагами, спиной друг к другу.
Ты муку свою тоскуешь,
Я муку свою смакую…

Сцена 13: Алексей и Лидия ссорятся. Лидия уходит. Алексей страдает без Лидии.

Алексей:

Услышь меня, приди, спеши, не медли!
Сейчас ты мне нужна, как никогда!
Сейчас, когда отчаянье, сомненье
Объединясь, меня уводят от тебя.

Еще не поздно усмирить стихию,
Пока плотину не прорвет вода,
Бурлящею стеною не затопит
И церковь, и деревню, и луга.

Уйдет на дно привычная картина
Невозвратимо, словно благодать,
И только маковки церквей отныне
Мне будут памятью ушедшего сиять.

Но вдруг пойму, что не было роднее,
Потерю эту мне не возместить,
И не свою любовь, свою надежду
Смогу я в сердце гордом затопить.


Сцена 14. 1991 год. Сцена поделена на 3 части: Кира и Алексей на авансцене, Л. Т. и Лидия на левой части, Стелла на правой. Алексей и Кира решают уехать из страны. Алексей сообщает об отъезде Стелле и Лидии и зовет Лидию уехать вместе с ним. Лидия и Л.Т. принимают решение остаться в России. Стелла страдает.  Алексей готовится к отъезду в США. Алексей не может и не хочет объяснить свой поступок. Он уходит и оставляет позади трех страдающих женщин. Кира уходит вместе с ним. Стела понимает, что уже не переживет разлуки. Лидия решает, что посвятит свою жизнь искусству, поэзии.

Алексей и Хор:

Молчанье иногда дается трудно.
Кусая губы, думаешь одно:
В словах нет правды, так заведено,
Что высказано – ложь, иль очень скудно.

За мыслью – мысль, слова – полувиденья,
Где хвост одной – глядишь, уж хвост другой.
Летят, как поезда от узловой,
Сквозь полустанки бесконечного движенья.

И сам себе не в силах объяснить
Как, почему, каким путем искомым,
Невиданно запутанным, иль ровным
К уму от сердца и назад ложится нить.

Как гобелен, из чувств и настроений,
Воспоминаний, опыта и снов
Мысль соткана, и логика оков
Меняется от света и от тени.

Что высказано – ложь, иль очень скудно.
В словах нет правды, так заведено.
Кусая губы, думаешь одно:
Молчанье иногда дается трудно.


Стелла и Лидия:

Дочка снова разбила коленку -
Второй раз неудачно паденье -
Там вчера появилась зеленка,
Не успев напугать её жженьем.

А сегодня под струпом поджившим
Кровь течет и никак не свернется,
И больней во сто крат прижиганье,
Что вчера было принято стойко.

Так и  сердце: поджившая рана
Кровоточит алей и сильнее,
И от прошлого знания опыт
Ожиданьем пугает больнее…

Лидия:

О, Господи, дай мне силы!
Помилуй, продли мне муку!
Себя принесу я в жертву
Свечою у Царских Врат.
Пречистая! Матерь Божья!
Молю, протяни мне руку:
Я жизнь, как икону, одену
В серебряных слов оклад.

Я все позабыть сумею,
Разлуку сочту за благо.
Захватит волною песня,
И станет больной душа,
Но жизнь не пройдет напрасно,
И радугой в поднебесье
Раскинут шатёр узорный
Упавшие в сердце слова.


Сцена 15: 2011 год. Алексей в Америке. Надежда на новую жизнь не оправдалась. Ностальгия.   Лидия пытается заменить погибшую, но не забытую любовь стихами. На сцене два острова, где находятся Алексей и Лидия.

Алексей:

В какой песок уходит жизнь моя
с какими облаками уплывает
из вен моих по капле вытекает
в холодные иль в теплые моря,
не знаю я. Никто того не знает.
Рука сухой песок перебирает,
за горизонт стремятся облака,
медлительной волной тяжелая строка
к ногам моим вскипая подступает
и, непрочитанная, морю возвращает
свою премудрость, от меня тая
в какой песок уходит жизнь моя.

Лидия и Хор:

Как разлукою, как стихами
Окружает меня в ночи
Одиночества разноголосица,
Одиночества сизый дым.

Мыслей нет. Не идет за мною
Хоровод запоздалых надежд.
Нет «вчера», нет «сегодня» и скоро
Не останется будущих лет.

Одиночество, спутник жадный,
Пожирающий ночь за днем,
Как зыбучий песок – отчаяньем
Наполняет сердце моё.

Подбирается выше и выше,
Воли, жажды к спасенью нет.
И напрасны в груди стенанья:
Тени прошлого – зыбкий свет.


Алексей:

Друг мой, обиженный мною, где ты?
Дни мои – дождем косым над рыжим летом.
Не забывается радость, что нашей была когда-то,
И печаль без тебя – серым неласковым светом.

Друг мой, прости. Я был не прав, я ошибся.
В возраст иллюзий ведущие нас нетленны мосты.
Годы идут – и все меньше тех, кто нас любит.
Годы идут – и все больше в них пустоты.


Сцена 16: Лидия и Л.Т. в Москве вспоминают Алексея.

Лидия:

Опять мне  снится он, опять
Ведем мы разговор.
Звучат пустячные слова,
Любовный, милый вздор.

Так нежен взгляд, так ласков рук
Призывный жест ко мне.
И капель тихий, мерный стук
В зашторенном окне…

Как будто не ему вчера «Предатель!» говорю,
И не во сне, а наяву отчаяньем горю.
Как будто не из-за него смятенье, мука, стыд!
… и рана на губе моей прикушенной болит.


Л. Т. и Хор:

Мы не знаем себя, на других уповая.
За опору считаем пустые слова.
Обещанья даем, в святость слова играя,
Удивляясь поступкам, к которым придем.

Не боимся упасть: жизнь длинна, все исправим
Мерой проб и ошибок поверяем свой путь.
Презираем подсказки, время даром теряем
И чужие ошибки у себя узнаём.

Мы играем в любовь. Иллюзорностью рая
Окружаем тоску суеты бытия.
Понимания ищем. Партнёров меняем.
И минутность желаний возводим в закон.

Мы прощаем себе и коварство, и глупость.
Неудачи, смирясь, объясняем Судьбой.
И уходим в тоске, Жизнь пеняя за скупость,
Не поняв ничего, чтоб начать новый кон.

Сцена 17. 2014 год. Сцена поделена на 2 части: Москва и Нью-Йорк. Лидия и Алексей вспоминают друг друга. Одиночество. Оба страдают в разлуке. Алексей принимает решение вернуться в Россию.

Лидия:

Синий вечер
мне упал на плечи
и закрыл далекий горизонт.

Синий вечер
обещает встречи
и зовет вперед меня, вперед.

Синий вечер,
теплый и туманный,
шепчет: не грусти, я здесь, с тобой.

Синий вечер,
лунный свет обманный
обещает ласку и покой.

Синий вечер,
я тебе не верю.
Слишком помню губы и глаза.

Синий вечер
я шагами мерю.
Знаю, он не все еще сказал.

Алексей:

Прости меня, прости!
Давай начнем сначала!
К себе меня впусти,
Как лодку до причала.

Течение реки
И быстро, и коварно,
И к берегу грести
Веслу надежней парно.

Как путь лежит далек…
Волна покрыла рябью
И берег, и лесок,
И поднебесья глади.

Пусть лодочка плывет,
Волну взрывая килем,
И жизнь течет, идет
То сказкою, то былью.

Но, кажется, что нет
К прошедшему возврата…
И все больней в груди
Та рана от утраты.


Сцена 20. Москва. Алексей возвращается. Встреча Алексея и Лидии. Они снова признаются друг другу в любви, но Лидия осознает, что уже не может вернуться к Алексею. Алексей принимает решение вернуться в Америку.


Алексей:

Счастье – что это значит?
Просто проснуться ночью
И руку, онемевшую от тяжести,
Тихо убрать,
чтобы не потревожить тебя…

Лидия:

Нежность – что это значит?
Просто о тебе подумать
И почувствовать соленый привкус
И потянуться за салфеткой,
чтобы вытереть нос…

Алексей:

Страсть – что это значит?
Просто стократную нежность
Помножить на сто поцелуев
И взлететь, от Земли оттолкнувшись,
на миг, как в Вечность…

Лидия и Алексей:

Любить – что это значит?
Просто жить каждый день, как последний,
Удивляясь, как это просто. И странно,
Что до сих пор не случалась
такая простая жизнь.


Лидия:

Я тебя потеряла невзначай, но навеки.
Я, с тобой разминувшись, потеряла себя.
Так живу, все острее сожалея об этом,
Как пасьянс, разбираю поступки, скорбя.

Алексей:

Мы могли бы прожить, словно Небо с Землею.
Инь и Янь не слились бы плотнее, чем мы.
Ты б меня понимала всегда с полуслова,
Не жалела тепла, ни своей доброты.

Хор:

Ах, какой бы ты стала умной, сильной и нежной!
Сколько глупых ошибок избежать бы смогла…
Эти «бы»  можешь ты продолжать бесконечно,
Только все безнадежней уходят года.

Ты его потеряла невзначай и навеки.
Ты, с собой разминувшись, потеряла себя.
К вашей встрече тогда ты была не готова.
Эта встреча теперь вам уже не нужна!


Сцена-финал:
Все выходят на сцену. Надежда.

Алексей, Лидия, Л.Т., Кира, Стелла, Хор:

Когда к моей прильнет твоя Душа
Сначала робко, а потом все ближе
Весь мир замрет, и станут звезды ниже
На небе и  в глазах твоих. Дрожа,

Они замедлят ток в моей крови,
Дадут постичь все тайны Мирозданья,
Где ничему не может быть изгнанья,
И мир откроют в Силе и  Любви.

И мы услышим вновь согласья зов,
Забытый в жизни, полной искушений,
Страданий, страсти, жажды приключений.
И будет он неодолим и нов.

И наши Души, став мудрее нас,
Отринув Гордость, Суетность и Праздность,
Подарят Жизнь как сумму и как разность
Работы Сердца, Разума и Глаз.


ФИНАЛ


Рецензии
Здорово! Толково! Умничка!
Всех благ!

Иулитта Евралёва   02.07.2019 10:29     Заявить о нарушении
Спасибо за доброе пожелание!

Лидия Лозовая   06.10.2019 01:04   Заявить о нарушении