Без фабулы мира не завоевать...

Интеллигенция за последнее время прониклась презрением к сюжету. Я прочёл много книг о литературном мастерстве, и везде фабуле отводится самое скромное место. Если верить этим книгам, для культурного автора сюжет – только помеха, уступка низменным вкусам публики. Сомерсет Моэм. // Сейчас время, когда твёрдый сюжет не в моде. Михаил Ромм. // Для меня сюжет является весьма активным оружием, от которого нет ни малейшего смысла отказываться. Вениамин Каверин. // Что может быть важнее сюжета и что без него всё учение об искусстве? Иоганн Гёте. // Лев Толстой признавал фабулу и в частных беседах полушутливо говорил, что каждый романист должен сердцем знать Дюма-отца. За исключением Пруста и Джойса, кажется, ни один из великих романистов без фабулы мира не завоевал, да и действительно ли эти двое завоевали читателя? «В поисках утраченного времени» и «Улисс» не так уж много читаются и едва ли перечитываются. Фабула достаточно напряжена в самой жизни, и поэтому именно её отсутствие было бы грехом против художественной правды романа. Напряжённая фабула есть и в священных книгах человечества. Если бы её не было, разумеется, в дополнение к тому, что составляет их силу и величие, быть может, и они не завоевали бы мира. Марк Алданов. // Романы и повести Валентина Пикуля пользовались огромной популярностью. Секрет всё тот же, как говорится, един для всех времён и народов: исторические события нанизаны на увлекательный сюжет. // Никогда не забывай о занимательности – могучем орудии литературы. Я всегда был и остался сторонником энергично развивающегося сюжета. Один из моих любимых писателей Роберт Стивенсон был убеждён в том, что искусное построение сюжета (которое он называл «паутиной») отличает великого писателя от посредственного. Вениамин Каверин. // Хороший сюжет для романа – это сюжет, который приходит тебе в голову целиком, в один приём. Это основной замысел, из которого проистекает всё остальное. Писатель вовсе не свободен в выборе, писать ли ему то или другое. Сюжет не выбираешь, он навязывается сам. Вот чего совсем не понимают публика и критики. Секрет совершенства как раз и заключается в соответствии сюжета и темперамента писателя. Найду ли я когда-нибудь поистине свой? Свалится ли на меня с неба мысль, отвечающая моему нраву? Смогу ли я создать книгу, в которую вложу всего себя? Только бы найти сюжет по своему голосу, и я далеко пойду. Гюстав Флобер. ///


Рецензии