Иеремия 48 11

Иеремия 48:11
"Моав от юности своей был в покое, сидел на дрожжах своих и не был переливаем из сосуда с сосуд, и в плен не ходил; от того оставался в нем вкус его, и запах его не изменялся.
 Посему вот, приходят дни, говорит Господь, когда Я пришлю к нему переливателей, которые перельют его и опорожнят сосуды его, и разобьют кувшины его.
 И постыжен будет Моав ради Хамоса, как дом Израилев постыжен был ради Вефиля, надежды своей".
...
Толкование Книги Пророка Иеремии:
Вино через переливку из сосуда в сосуд теряет свой первоначальный вкус и ароматичность. Моавитяне, которых до сих пор никто не уводил в плен, сохраняли, как нетронутое вино, все свои отличительные свойства.
(Иеремия 48 глава – толкование Лопухина)

История Моава протекала относительно спокойно. Образ, который Иеремия употребляет для выражения этой мысли, требует объяснения. При изготовлении вина вначале давят ягоды винограда, а потом сок разливают по бутылкам; на древнем Востоке его разливали в мехи и оставляли бродить. В это-то время образуется осадок, или "дрожжи" (оседающие на дно). Чтобы отделить вино от "дрожжей", его через 40 дней осторожно переливали в другие сосуды.
В противном случае вино сделалось бы слишком сладким, загустело и в конце-концов перестало бы быть вином. Этот наглядный урок из винодельческой практики пророк "прилагает" к народу, который проникся самодовольством, "сидя (долгое время) на дрожжах своих" (сравните с Соф. 1:12). Моав ни разу не изведал горечи изгнания ("не был переливаем из сосуда с сосуд") и в этом (негативном) смысле "не менял ни вкуса ни запаха своего". В сущности здесь выражена глубоко богословская мысль о необходимости страдания! Потому и говорит Господь (устами Иеремии), что пришлет в Моав переливателей (стих 12), которые выполнят свою миссию и завершат ее тем, что опорожнят… и разобьют кувшины его (образ полного разорения).

В стихе 13 уточняется, что кара и позор постигнут моавитян в первую очередь как идолопоклонников (ради Хамоса). При этом пророк проводит историческую параллель (как дом Израилев постыжен был ради Вефиля). Речь идет об одном из двух "золотых тельцов", которым поклонялись в Северном царстве. Израиль возложил на них "надежду свою", установив одного в Вефиле, а другого в Дане (по распоряжению царя Иеровоама; 3-Цар. 12:26-30). Поклонение тельцам не избавило, как известно, жителей Северного царства от военного поражения и депортации. Подобный же урок предстояло получить Моаву.
(Иеремия 48 глава - Сайт otveti)


Рецензии