Писатель мыслит сюжетом...

Сердцевина прозы – сюжет. Эрве Базен. // Слово «сюжет» французского происхождения. Последовательность и связь описания событий. // …общая динамика вещи. Юрий Тынянов. // …канва, по которой вышивает свои узоры мысль. Илья Шевелёв. // Сюжет? Это характер. Будет одна и та же ситуация, но будут действовать два разных человека, будут два разных рассказа – один про одно, второй совсем-совсем про другое. Василий Шукшин. // Замечу мимоходом, что мне непонятно, почему некоторые теоретики так подчёркивают различие между сюжетом и фабулой. Фабула – это попросту костяк, на котором строится сюжет. Сомерсет Моэм. // Простейшая структура сюжета: экспозиция – завязка – развитие действия (кульминация) – развязка. Экспозиция – обыденная жизнь героя, расстановка сил и тому подобное. Завязка – в жизни героя случается что-то непредвиденное, появляется какой-то конфликт. Развитие действия – герой разными способами пытается устранить возникший конфликт. Кульминация – конфликт разрешается. Развязка – описывается исход событий, читателю дают ответы на все вопросы, возникшие в процессе чтения. // Искусное повествование есть долг бытописателя, а хорошая отдельная мысль – дар. Читатель требует первого и благодарит за второе, когда уже требование его исполнено. Николай Карамзин. // Хороший сюжет – это крепкое здание, медленно вырастающее из воздействия обстоятельств на характеры, а характеров – на обстоятельства, в окружающей атмосфере идеи. Джон Голсуорси. // Ведь писатель называет себя художником, а художник не копирует жизнь, он компонует её сообразно своему замыслу. Как живописец мыслит кистью и красками, так писатель мыслит сюжетом. Хорошо построить сюжет – очень нелёгкое дело. Он должен быть связным и достаточно достоверным по отношению к данной теме. Должен давать простор для развития характеров, поскольку это – основная задача современной литературы; и он должен быть завершённым. Так чтобы, когда автор развернёт его до конца, ни у кого уже не возникало вопросов относительно лиц, которые в нём участвовали. Подобно трагедии Аристотеля, он должен иметь начало, середину и конец. Сомерсет Моэм. // Я сюжет очень ценю в прозе, это организующее начало. Если нет сильного сюжета, нет и прозы. Почему я занялся драматургией? Потому что люблю сюжет, действие, когда есть начало, середина и конец. Талант должен чувствовать сам слабину в своих сюжетах и выстраивать их. Василий Белов. // Как могу несовместные вещи, врозь простые, но странные вместе, надевать на единую нить. Новелла Матвеева. // Я горой за сюжетную прозу. Без сюжета и прозы то нет. Да, бывает, что всё – под рукою: и идеи, и мысли – рекою, даже деньги… Но нужен сюжет. Булат Окуджава. // В прозе теперь уж непозволительны сценические условности вроде случайной встречи героев. Скотт Фицджеральд. // Давай продумаем сюжет, в котором нам найдётся место, в котором можно интересно прожить хотя бы пару лет. Александр Башлачёв.


Рецензии