Древняя Русь. Реальность и сон. С. Покотилов

ДРЕВНЯЯ РУСЬ. РЕАЛЬНОСТЬ И СОН

Художник Сергей Поколитов

Вот уж дюжину лет пытаюсь  найти уникальные иллюстрации для того, чтобы  более ярко, образно, зримо представить наше далекое прошлое.

Ни для кого не секрет, что наскальные рисунки были значительно раньше всех остальных видов искусства и слова в том числе, они объемнее и зримее представляют то,  чего уже нет  с  нами – картины прошлого во всей красе и деталях проступают именно в изображении. Но открытия случаются так редко, если   мы пытаемся найти что-то связанное с нашим прошлым, это греческим мифам несказанно повезло, но не славянским.

С Сергеем  Покотиловым вчера в один миг мы перенеслись туда,  в седую древность, где миром правят Волхвы, духи и боги.

Наверное, он  завладел на время Машиной времени, побывал там.  И вот теперь  пытается нам показать во всех подробностях и деталях не только сам древний мир, не только то, что видно глазу, но и атмосферу его, мысли и чувства, переживания и состояние души, что уж совсем  редкость для современных художников. Внимание к мельчайшей детали в век символистов и импрессионистов  не их конек.

Листаю  картины в альбоме с  названием « Русь» и вижу не листок бумаги с каким-то изображением, а именно ожившие картины. Прощание Олега Вещего с конем, битвы князя Святослава, дозор,  схватку с врагами - все то, что я  на протяжении многих лет пыталась писать, изучила достаточно  хорошо, но только теперь понимаю, насколько далека была от того мира, как Сергей  меня в одно мгновение к нему  приблизил.

А дальше оказались и вовсе чудеса, потому что появились мои обожаемые духи  и славянские боги Велес, Перун, Стрибог, Сварог, столкновение людей с ними.  Ребенок, погружаясь в заповедный лес, видит богиню и замирает от  восторга  соприкосновения с  чудом. Художник позволяет и мне ощутить себя тем юным созданием, которое  оказалось в том лесу и видит, чувствует и Лешего, и  Богиню леса как  часть той силы, которая никогда не умирала и не умрет в славянской душе, как бы ни хотелось кому-то обратного.

В свое время мне пришлось  просмотреть для книги  огромное количество иллюстраций, и все они, как бы мастерски не были исполнены прославленными художникам, оставались только иллюстрациями, которые  в большей или меньшей степени отражали то, что писалось автором, то,  что он хотел выразить, а потому оставались вторичными по отношению к тексту.

В данном случае  это такие полотна, которые не только оживают перед глазами, и чувствуешь себя не по эту, а по ту сторону  происходящего, попаданценм в тот  мир, как любят говорить  наши фантасты.

Наверное, многое может быть интересно в творчестве того или иного художника.

 Особый взгляд на современность, мифомистика  Стаса Плутенко завораживает меня  на протяжении многих лет. То, как  он показывает нашу странную действительность – это неповторимо,  но  Сергей нас уводит в пространство той Руси, которая казалось бы,  навсегда потеряна, а нет, Волхв возвращается, врывается в нашу реальность  снова.

И вообще, если вспомнить предания о волхвах, сила которых была невероятна и в эпоху христианства, когда пустовали храмы, а  люди неизменно шли к волхвам и Велесу в те самые заповедные леса, то невольно находишь подтверждение тому, что они бессмертны, что они возвращаются, чтобы показать нам тот удивительный мир. Как может сегодня древний волхв общаться с нами в 21 веке?  Вот именно при помощи таких полотен, и жребий Сергея  - показать, рассказать, приобщить.

В 12  веке тот самый князь Игорь строил в лесу храм – святилище древних богов,  хотя  сегодня все  говорят о неудачном походе и молчат о его связи с волхвами, которые переместились на черниговские земли и там остались еще  долго. Они возвращались и потом  снова и снова. И вот сегодня, если внимательно  всмотреться в иллюстрации питерского художника, что это, если не возвращение в нашу реальность.

Тем, кто сегодня пишет исторические романы, просто необходимо украсить свои книги такими вот иллюстрациями, но боюсь, что тексты не будут дотягивать до их  уровня. Хотя даже если и так, иллюстрации  стоят того, чтобы мы прониклись той эпохой, проникли в то время и на какой-то срок остались там…

Еще более сложная тема – изображение славянских богов - если все  живописцы-классики  изображали греческих богов, и полотна просто великолепны, остается выбирать, кто больше нравится,  какие сцены из жизни Олимпийцев ближе и  дороже, то  русские художники  нам не оставили такой роскоши, либо  картины эти хранятся где-то в запасниках.

И вот чуть ли не впервые – Перун, Велес, Сварог, Лада, картина мироздания у нас перед глазами появляется наконец-то  они зримы..

Вчерашний  день для меня лично был полон открытий чудных, и самое  интересное, что  среди тумана и черных туч за окном вдруг ослепительно засияло солнца, так, что даже изображений на мониторе не было видно какое-то время. Такое солнце в серый октябрьский день бывает крайне редко. Оно посияло и исчезло, и снова можно было вернуться к путешествию во времени, туда, откуда мы все родом, в тот мир, который мы все-таки не потеряли, хочется в это верить. И творит его для нас Питерский  художник Сергей Покотилов.

Идите и смотрите все, кому  это близко и дорого.
https://vk.com/pokotiloff
Песня о Волхве

И в мире, где мрака уже разогнать не удастся,
Где  черные тени, как коршуны, всюду снуют,
Вдруг песня Бояна над этой землею раздастся.
И гусли его  о красавцах волхвах запоют.   

Казненные нынче   по княжьему люту  Указу,
Из пепла  восстанут для битвы, и в бой поведут.
И преданный дважды,  вернулся, не дрогнул ни разу.
Силен и прекрасен, и вечно сказанья живут.

О том, как сражались за землю и яростно жили,
О том, как в тумане ночном у костра пировали.
Но черные вороны снова над нами кружили,
И яркие звезды во мгле без остатка сгорали.

А после из пепла восстанут прекрасные птицы,
Над Русью кружиться они не устанут во мгле.
И легкая тень - в этот час она вновь воплотится, 
И пряха грустит  и свой взор обращает к земле.

Завяжется узел, и снова во мгле  снегопада
Он в лес заповедный уходит, идет не спеша.
Умрет и воскреснет, и Русь ему - боль и награда,
И в пламени вечном его закалилась душа.

И предки взирают на блудных детей из тумана.
Когда же очнемся и суть свою снова поймем.
Но наши волхвы, нас спасают опять от дурмана,
И смотрим на небо, и  древние песни поем.

И в мире, где мрака уже разогнать не удастся,
Где  черные тени, как коршуны, всюду снуют.
Вдруг песня Бояна над этой землею раздастся.
И гусли его  о красавцах волхвах запоют.


Рецензии