Искусство упрека

Упрекнуть человека , который делает что-либо неправильно, можно , а иногда даже нужно. Но сколько условий должно совпасть , чтоб получить на это право! Нельзя упрекать человека , если держишь на него зло или чувствуешь гнев(а ,тем более,если гневается он) , или с целью мести.
Нельзя упрекать того , кто ,как очевидно, упрек не воспримет. И еще много всяких нельзя..нельзя..нельзя.
   Когда-то в молодости мне довелось поработать рабочим сцены в Московской консерватории.Кроме расстановки и последующего собирания пюпитров, перекатыванья "Стейнвеев"* в мои обязанности входило открывать дверь перед солистом, когда он под апплодисменты уходил со сцены с намереньем вернуться и исполнить что-нибудь на бис. Это нужно было , чтобы "маэстро-небожителю" не пришлось бы , выходя со сцены,толкать перед собою двумя руками тяжеленную кованую дверь, которая в закрытом состоянии сливалась со стеной и по необходимости должна была как бы сама собой открываться с наружней стороны. Этим невидимым Сезамом был ни кто иной , как я,-рабочий сцены ,получавший 75 р. в месяц. Начальница-администратор,очень приятная,но ответственная за свои слова женщина, строго-настрого предупредила , что ,если я хоть раз прошляплю выход со сцены исполнителя, задушит меня собственными руками.С последними аккордами я уже должен быть начеку, держась руками за огромную металлическую ручку во всю ширину двери , и никакие отговорки ("заболело плечо","хочу в туалет")в этот момент не могут служить мне оправданием.
      В тот вечер молодой(когда-то) пианист Владимир Селивохин играл Рахманинова.Сидя за кулисами в ожидании окончания концерта , я зачитался Маркесом( как сейчас помню , толстый черный сборник повестей, хотя ,что именно читал в тот момент, не помню .Кажется, "Полковнику никто не пишет").  Я настолько увлекся , что оторвался от книги только , когда увидел  стоящего за кулисами во фраке и с бабочкой маэстро Селивохина и , к своему ужасу, понял , что ему самому при всем параде и ,видимо, под недоуменные взгляды зрителей пришлось толкать от себя  тяжелую дверь.
"А если он пожалуется администраторше?",-промелькнуло у меня в голове. Но в ту же секунду Селивохин подошел ко мне и ,взглянув на обложку книги, одобрительно выставил вверх большой палец. "Маркес - это сила!"-услышал я его слова, прежде чем он театрально развернулся и направился опять в сторону сцены играть на бис. На этот раз я рванулся и успел открыть перед ним дверь, восстанавливая тем самым статус маэстро в глазах публики.
    Прошло много-много лет. Но каждый раз , когда я хочу кого-нибудь упрекнуть, вспоминаю и думаю , как это сделал бы Владимир Селивохин.
------------

*"Стейнвей"-марка роялей.


Рецензии
Спасибо,ЛЕОНИД... ТАКОЙ ПРЕКРАСНЫЙ РАССКАЗ....ПОУЧИТЕЛЬНЫЙ СКОЛЬКО ЛЮДЕЙ ЗАДУМАЛОСЬ,
ПРОЧИТАВ ЭТЬ СПАСИБО

Лариса Евмина   24.09.2021 11:36     Заявить о нарушении
Доброй недели, Лора. Я видел Ваш отклик ещё до субботы, но не было времени ответить . В саму субботу я от всех приборов отключаюсь и поэтому могу поблагодарить Вас только сейчас. Спасибо за отклик и надежду, что это кому-то интересно!

Графман Леонид Давидович   25.09.2021 19:43   Заявить о нарушении
Да,конечно,интересно...Вы пишете просто и кратко и всегда есть изюминка....как в старые добрые времена....Еще раз спасибо

Лариса Евмина   25.09.2021 21:17   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.