Культурная жизнь кипит. Выпуск 69

Привет всем автором площадки. З.М. продолжает знакомить вас с событиями поэтической жизни нашей площадки.
Сегодня я расскажу о моем летнем путешествии, вернее той его части, что связана с поэзией.
В конце августа этого года Мышалётушко в составе неорганизованной и разгильдяйно туристической группы посещал северную столицу. И, как водится, непременным условием культурного отдыха поэта был поход в литературный музей. И не в один. Но расскажу об одном, довольно известном, но совсем не надоевшем.
Это музей Анны Ахматовой, ее мемориальная квартира, расположенная в Фонтанном доме на Литейном проспекте, д. 53.
В этой коммунальной квартире великая поэтесса прожила  около  30 лет. И это пристанище было ее домом, ее кельей, тюрьмой ее надежд и одновременно колыбелью великих творческих замыслов.
Фонтанный дом стоит в парке, за фасадом Шереметьевского дворца. Парк ухоженный, полный всяких артефактов эпохи. Но мыша удивило старое пианино, стоящее прямо на улице. Как всемирно известный в мире мышей пианист, Мышалет был удивлен такому грабительскому отношению к музыкальному инструменту. Воистину, инсталяции дело нужное. Но как не вспомнить фразу из бессмертного «Ревизора»: «Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?»
Побродивши по мокрому саду, увидел странные памятники великой поэтессе, особенно удивившись памятнику работы В. Бухаева, воздвигнутого в 2006 г., ( к слову, создатель Чижика-Пыжика, памятников О. Бендеру и Б. Немцову)  Памятник удивителен, на камне как бы выжжен женский тонкий силуэт. Если не знать, что Ахматова, то не всякий поймет.
Потом питерский дождик стал поливать нещадно, и мышь пошел внутрь. Там, в музее, за небольшую плату мне, как социопату, выдали аудиогид. Ура, не надо слушать вдохновенную старушку с седыми кудрями и выглядывать из-за спин командировочных и туристов.
Мышь пошел самостоятельно. По лестнице-границе, рубеже между дворцом и коммуналкой, слушая историю Фонтанного дома, где обитало множество великих людей на сравнительно невеликих квадратных метров, мышь попал в типичную коммуналку. Бедность, теснота и благородство нищеты питерской интеллигенции.  В прихожей кафельная печь, вешалка, саквояжи, стойка для зонтиков. Какое-то пальто, принадлежавшее Пунину. Это был странный человек. Кто хочет о нем правду — можно посмотреть кино «Луна в зените». Анна жила с ним, с его женой, какой-то странной злобной брачной дружбой.
После Гумилева — Пунин. Да... Он был, кстати, искусствовед, и паек у него был хороший. И человек он был добрый.
 В квартире, которая строилась для дочери графа Шереметева, кухня и коридор отводились для слуг. В советское время они стали местом обитания жильцов, кухня стала коммунальной. Для антуража висят мужские подштаники. Какие-то коробки, примусы на полках. Много вещей жестяных и картонных, выцветших. Запаха лука и капусты нет, но вполне мог бы быть, как говорил Достоевский: бедность пахнет тушеной капустой.

В кабинете  Пунина приличная обстановка, даже по тем временам. Аудиогид бубнит мне, что в этом кабирнете « в период союза с искусствоведом Николаем Пуниным Анна Ахматова работала над статьями о Пушкине, а также составляла «Труды и Дни» Николая Гумилева, собирая письма и воспоминания,  – «делала для его памяти все, что можно было».
В столовой почти не осталось вещей, представляющих историческую и культурную ценность, поэтому посетителям разрешено садиться за стол под абажур. Это как нельзя кстати, ибо лапы болят от походов по музеям.  Мышь садится и слушает аудиогида. Оказывается, люди ходили  в гости, пили морковный чай с сахарином, играли в шахматы. Вацапа не было, вот отсталые.
Самое интересное в музее — комната Анны Ахматовой. Как люди жили без вещей, вы скажите мне? Сейчас нас учат дом расхламлять, покупать системы хранения. А здесь этого не требуется. Кушетка, на которую ребенок едва уляжется, сундук, который достался от Ольги Судейкиной. Стол приземистый с письменным прибором и колченогое кресло.   Одни современники  называли место обитания Анны  «развалом и убожеством»,почитатели таланта говорили о «волшебном свете», оставшемся  от досоветской  жизни.
Анна Ахматова рассталась с Пуниным, закончился их роман. Но из дома она не ушла, а переселилась в бывшую детскую и жила там, довольно долго. Вплоть до эвакуации осени 1941 года, жила уединенно, принимала друга и любовника -  Владимира Георгиевича Гаршина. В этой комнате 17 месяцев она хлопотала о судьбе сына, писала в разные инстанции письма. Сохранилось ее письмо Сталину, оно в копии представлено в другой комнате музея. До 1940 года она больше 10 лет не писала стихов. Жила и не жила в этой келье. Со странной куклой, которая осталась ей в память об эмигрировавшей Судейкиной, которая (к слову) играла в театре в том же дворе, и общалась с Риной Зеленой. И по сплетням разных литературоведов, Судейкина была одной из любовниц Ахматовой. О, мамочки, на какие темы диссертации пишутся нынче....
В этой комнате написан цикл стихов «В сороковом году».
Мне очень понравился Белый зал. Это мир  - другая реальность. Виртуальная, позволяющая погрузиться в пространство стихов. Отойти от мысли, что писатель и поэт — тоже человек, имеет право голодать, иметь любовников, писать письма и открещиваться от доносов, продавать на барахолках бархатные платья.  Зал условно делится на семь инсталляций, каждая из которых отмечена текстом той или иной «Северной элегии» Ахматовой, то есть строками ее поэтической биографии. Перед ними за стеклом – вещи, рукописи, рисунки, фотографии. К каждому стеклу можно прикоснуться, и стекло оживает. Из темного пространства выплывает виртуальный документ, фотография или описание какой-то вещи, принадлежавшей великой Анне. Интересные ахматовские записки: ее реплики, дневниковые записи, фрагменты ее абсурдистской драмы «Энума Элиш». Есть дневники Раневской Фаины, которая много лет была другом поэтессы,в записках этих много восторга и правды об Анне. Есть черновики рукописей и писем. В музее есть более    100 стихотворений разных лет, мемуарная проза, работы о Пушкине, переводы, варианты «Поэмы без героя»), письма и телеграммы, документы на ее имя, воспоминания и исследования. Это подлинники, часть из которых можно увидеть на выставках.Помимо ахматовских, в музее представлены материалы, связанные с жизнью и творчеством практически всех деятелей культуры Серебряного века:  Николая Гумилева, Михаила Кузмина, Осипа Мандельштама, Велимира Хлебникова, Марины Цветаевой, Бориса Пастернака, уникальная коллекция материалов, связанных с именем Льва Гумилева.
Есть интересная стена, оклеенная остатками обоев. Поверх газет. А газеты — того времени, Ахматовского. С начала революции до 1941 года примерно. И их осматривать как свидетелей времени — не менее интересно. Есть виртуальные и реальные портреты Анны:   Н. Лансере, А. Бенуа, Н. Тырсы, Амедео Модильяни. Знаменитые наброски Анны.  Есть и современные портреты Анны. Они представлены как в хранилище, так и на выставках.
В общем, читаем больше стихов. Больше стихов. Великих стихов, учимся у классиков. И проводим выходные в приятных размышлениях о том, что нам доступно прикоснуться к великим, к СЛОВУ,  которое они оставили для нас.
Спасибо за внимание, машу крылом.
Вот есть фильм об Анне Ахматовой, пусть не самый лучший, но с 16.08 минуты -  информация о музее, о котором рассказал Мышалет 
https://www.youtube.com/watch?v=i4p-pDLoqGs


Рецензии
Спасибо, дорогой Мышалёт! Не сразу смогла прочитать эссе, в силу занятости. Но сейчас читала с удовольствием.Помню бродила по Санкт-Петербургу и думала, надо же по этим мостовым, площадям, улочкам когда-то ходили такие великие люди!Экскурс по музею А.Ахматовой - замечательный! С уважением!

Ольга Бурыгина   24.10.2018 22:48     Заявить о нарушении
Благодарю, Ольга, за то, что ты отметила мою статью. Кстати, книга пришла на мою почту, но там очередь... В субботу пойду...

Злобный Мышалет   25.10.2018 20:09   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.