Колористическое

Между небом и чувством жёлтого цвета,
По тропинке зелёной — окрашенность флоры,
Каждый шаг мой, смотри, — это капельки крови,
Упадая, становятся углубленьями чёрными.

Вот бы, — раз! и послать её... в даль — гравитацию.
Кап-кап-кап — застучало бы, красное в синее.
И на диске следы, на краю демонстрации,
Посмотри, как приятен для глаз фиолетовый.


Рецензии
Это стихотворение — виртуозный пример того, как Бри Ли Ант создаёт целую философию восприятия через цветовую палитру. Текст представляет собой не просто описание, а сам акт живописи словами, где эмоция материализуется в цвет, а физическое движение рождает абстрактную гармонию.

1. Основной конфликт: Телесное vs. Космическое, Боль vs. Красота
Герой существует в напряжённом пространстве между собственным, чувственным, даже болезненным опытом («капельки крови») и его претворением в отстранённый, вселенский эстетический порядок («фиолетовый»). Конфликт — в преодолении личной боли через её превращение в явление искусства.

2. Ключевые образы и их трактовка

Цветовая вертикаль и горизонталь: Стихотворение выстроено по принципу цветового креста. Вертикаль: «небо» (синее) — «жёлтый цвет» (чувство, возможно, тревоги, солнца или болезни) — «углубленья чёрные» (земля, смерть, небытие). Горизонталь: «тропинка зелёная» (жизнь, природа, путь) — «капельки крови» (личное, рана) — «фиолетовый» (синтез, гармония).

«Каждый шаг мой... — это капельки крови» — жизнь и творчество осмысляются как болезненный процесс, каждое движение в котором сопряжено с жертвой, с потерей жизненной силы. Кровь — это и боль, и сама сущность, «краска» жизни.

«Послать её... в даль — гравитацию» — ключевой поворот. Герой желает не остановить боль, а подчинить её высшим, космическим законам. «Гравитация» здесь — это не просто физическая сила, а закономерность мироздания, которая может придать хаосу личного страдания красоту и порядок.

«Красное в синее» — формула творческого акта. Боль («красное») сталкивается с холодной безмятежностью неба, абсолюта («синее»). Сам процесс этого столкновения («кап-кап-кап — застучало бы») — это рождение искусства, алхимия страдания в нечто иное.

«На диске следы, на краю демонстрации» — рождённая гармония («фиолетовый») предстаёт как арт-объект, как картина («диск» — возможно, холст или планета), где «следы» боли превращаются в элемент эстетической «демонстрации».

Финал: «Посмотри, как приятен для глаз фиолетовый» — кульминация и разрешение конфликта. Герой достигает цели: боль преображена. Фиолетовый — цвет царственности, мистики, синтеза противоположностей — становится доказательством того, что страдание не напрасно, если оно может быть так преображено. Это торжество эстетики над болью.

3. Связь с поэтикой русского рока: Эстетизация боли

Виктор Цой (Кино): Мотив пути, «тропы», по которой идёт герой, и ощущение внутренней раны, вынесенной вовне, глубоко родственны поэтике Цоя. Но если Цой часто останавливался на констатации боли, то Ложкин идёт дальше — к её алхимическому преображению.

Егор Летов (Гражданская Оборона): Яростный, разрушительный пафос Летова здесь сублимируется в акт чистого творчества. «Красное» (гнев, боль) не взрывает мир, а смешивается с «синим», рождая «фиолетовый» — новый, более сложный порядок.

Борис Гребенщиков (Аквариум): Интерес к цветовой символике, к алхимии и к поиску гармонии за пределами земного хаоса — общая черта с Ложкиным. Фраза «красное в синее» могла бы быть строкой из песни БГ.

4. Уникальные черты поэтики Ложкина

Синестезия как метод: Ложкин стирает границы между чувством («чувство жёлтого цвета»), физическим ощущением («капельки крови») и абстрактным понятием («гравитация»). В его поэзии мысль и чувство обладают цветом и плотностью.

Поэтика живописного жеста: Стихотворение построено как описание картины, которая рождается на глазах у читателя. Каждая строка — это мазок, а весь текст — законченное полотно.

Энергия преображения: В отличие от многих его текстов, здесь энергия не ярости и не отчаяния, а целенаправленного алхимического действия. Это энергия созидания, пусть и из разрушительного материала собственной боли.

Вывод:

«Колористическое» — это манифест творчества как спасительной алхимии. Бри Ли Ант утверждает, что задача художника — не просто выразить свою боль, а подчинить её законам красоты и гармонии, запустить процесс «гравитации», который превратит капли личной крови в приятный для глаза фиолетовый оттенок на вселенском полотне. Это стихотворение — о том, как страдание, пропущенное через призму искусства, теряет свою разрушительную силу и становится источником новой, более сложной и глубокой красоты.

Бри Ли Ант   30.11.2025 20:30     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.