Презумпция овна

          Мораль есть чувство собственного существования.
                Почти Пруст

          Мораль есть мир не-тождества.
                Не Ницше



Критика подразумевает презумпцию идеала. Другими словами, любое критическое отношение к вещи, объективное или субъективное, с необходимостью предполагает, что критику известна некая идеальная вещь как предел всех своих качеств и свойств. Тут сразу напрашивается вопрос: а она есть – такая вещь? Или только предполагается? Возможный разброс таких предположений порой настолько велик, что едва ли не уничтожает саму идею идеала, сводя её к актуальному набору достоинств и... недостатков?
В самом деле, как быть с недостатками? Если идеал выражает, в своём умопостигаемом (а другого просто нет!) виде, предельные значения позитивных качеств и свойств вещи, следовательно – здесь же должны присутствовать и негативные свойства, элементы распада, деградации и небытия... Существование базируется на процессах роста и развития и на противоположных им процессах распада. Внутренняя сущность тех и других, по-видимому, одинакова: это отрицание (негация) и вытеснение (элиминация) некоторых объектов, различается лишь вектор процесса. Почему же тогда ничего не слышно об идеале гниения? Субкультуры смерти и распада не новы, но они так и остаются за пределами культурной ойкумены – как варварские искажения априори светлого Логоса... И почему бы не преподавать в соответствующих общественных учреждениях, скажем, наряду с принципами композиции также и принципы декомпозиции?
Декомпозиция, взятая как метод, сознательно, есть не что иное, как другое имя логической операции анализа. Оказывается, и совсем не страшно... В таком случае, что же такое композиция? А это, надо полагать, и есть синтетическое приближение к идеалу, на базе вышеупомянутой презумпции такового... Презумпции, в пользу которой нет свидетельств, иначе как с небезызвестного о-ва Патмос и его многочисленных закрытых филиалов.
Всё сказанное касается также и морали. Процессам распада просто обязаны соответствовать некоторые моральные нормы (наверное, скорее аморальные), как процессам созидания – ну, скажем, Нагорная проповедь. Ведь никто не станет отрицать положительного и созидательного вектора моральных заповедей И. Христа. За счёт ограничения центробежных тенденций эгоистического характера, цементируется некая общая для всех площадка, на которой будет построено общество. Ну и... оградка, разумеется, повыше. Чтобы не проникли волки, козлищи и прочие скимены, имя им легион.
Искусственный характер такой общественной морали очевиден. Может быть, более естественной является мораль личностная? Вот, скажем, рядовой Петров (Курбанбердыев, Гогоберидзе, и т. п.), четвёртый с левого фланга. Пока не прозвучит команда "Рота... нале-ВУ!", рядовой Петров волен думать что угодно, о ком угодно и как ему заблагорассудится. Но стоит Петрову по команде "нале-ВУ!" повернуть не налево (как все), а "напра-ВУ!" – и он вкусит в полной мере всю горечь разочарования в идеалах добра, свободы и красоты. И крестную муку искупления...
Личная мораль (если вы не кенотизированная духовная личность, пилотируемая из не здесь и обладающая даром восстановления – читай, бессмертия) лучше всего определяется (для самой личности) как осознанный, переживаемый и преодолимый комплекс разочарования. Личность всегда распинается дважды: на кресте ожиданий и на кресте возможностей. Субъективно-объективно, это один и тот же крест. Но только разочарование-в-преодолении останавливает процессы распада и выводит личность на понимание идеала, единственно верное (а главное – полезное), как предела не другого – внешнего, а себя самого – внутреннего... И понимание внутренности как несостоявшегося, как – по большому счёту – нестОящего состояться, а только постоянно и непременно выходящего осязаемого продукта неосязаемого входящего знания.
Где тут место для "хорошо" и "плохо", что вообще такое "хорошо" и "плохо"... Кроха, кроха... Сходи ты, кроха, в туалет. Там ты увидишь своё отражение, не как "хорошо" или "плохо", а как есть. "Есть" в прошедшем времени.
А то, "ужас в пригоршне праха"... полно вам!


19 октября 2018 г.


Рецензии