Глава 15. Передислокация

/г.Петровск-ст.Поворино-д.Рождественское/
   события- ноябрь,декабрь 1941г.

Воспоминания отца.




       Эшелон в котором я был начальником, ранним ноябрьским,
морозным  утром был подан  под  разгрузку.  После  поданной
мной команды-приступить к  разгрузке- согласно  раннее
объявленного  приказа, не прошло  и двух часов.  Машины,
военное снаряжение,продовольствие находились на платформе.
Освободившиеся вагоны были увезены паровозом на станцию.
       Перевозка имущества  части к месту расквартирования,
по заснеженным улицам города ,продолжалась до самого вечера.
Занимаясь  работой , я не  заметил,  как  город   погрузился  в
темноту.  Поздним  вечером  пришёл на  отведённую  мне
квартиру, изнемогая от  усталости. Проделанная работа по
размещению  части,  организация  приготовления  пищи,
кормление личного состава и части, вызовы  командира части
в  штаб с  бесконечными  указаниями  утомили меня  так, что я
отказался  от ужина, принесённого  ординарцем.
      Поздоровавшись  с хозяйкой  дома, я  извинился  за  её
беспокойство, за поздний приход. Ушёл в отведённую мне
комнату и лёг спать. Сон овладел мгновенно и уже через 10-ть
минут меня не могли бы поднять с постели. Трёх-четырёх часов
крепкого  сна оказалось  достаточно  для  восстановления  сил.
В  пять часов утра я был уже в  расположении  хозяйственной
автороты. Следил за  своевременным  выходом  автотранспорта
на  линию  по доставке  материалов.
      Жизнь в городе начала пробуждаться с рассветом.
Город  Петровск в котором  дислоцировался  штаб и  тыловые
подразделения  находился в  центре размещения  подразделения,
которые занимались строительством линий связи Пенза- Саратов.
Это был старинный  мещанский  городок с  многочисленными
одноэтажными домиками, с узкими заснеженными улицами.
В ночное время он вымирал и только с рассветом начинали
оживать промышленные предприятия.

        Расстояние от города Петровска до железнодорожной
станции  Поворино, если ехать пассажирским поездом, можно
было-бы доехать за один день. Нашему эшелону понадобилось
свыше недели.  Мы не  столько ехали, сколько  стояли  на
перегонах,пропуская эшелоны танков,артиллерий,которым
была открыта зелёная улица. Из этого было ясно,что наш эшелон
второстепенный и его не торопились пропускать
       Попытки  немецкой   авиации  задержать  движение  по
железной дороге не имели существенного успеха. Налеты
были слабы и малочисленны. Наши  истребители  не давали им
возможности  наносить  прицельные  удары.  Им приходилось,
не долетая до цели,  сбрасывать груз и улетать.

       За время передвижения, личный состав автовзвода поработал
на совесть,чем оправдал мои надежды. Автотранспорт был
поставлен на ноги и мог выполнять возложенные на него задачи.
Отсутствие автобензина не  смущало, я надеялся  его  достать
на станции, хотя не знал, какие  снабженческие  части  склада
размещены на станции. Дислокация в Петровске и выполнение
задачи в тяжелых зимних условиях многому научили меня.
Подсказали  мне, как надо  организовывать  работу и как
вести себя с подчиненными и прямыми начальниками.
       Вспоминая все те перипетии, не справедливые распоряжения
и бессмысленные  нравоучения, заставили  меня взглянуть  на
жизнь и на  людей  совершенно по другому.  В этих  тяжелых
условиях, я лучше  понял людей. Понял, кто на что способен и
на кого можно положиться. На кого надеешься- тот может
подвести, а на кого не надеешься- может выручить.
       С  горючим  выручили   зенитчики. 
       Для разгрузки было отведено один час.

       Дислокация была разрешена в селе  Рождественское, в
семи километрах от станции  Поворино. Переезд и перевозка
имущества  много времени  не потребовало, разместились
компактно. Штаб разместился в сельсовете,меня разместили
в  избе с соломенной крышей,где жила женщина
с замужней дочерью,муж которой -младший лейтенант был
на фронте и дети просящие у матери что-нибудь поесть.
       Здесь- же  квартировал  лейтенант зенитчик с женой.
Вся  внутренняя часть  дома делилась  на кухню с русской
печкой и комнатой, где стояли две  кровати  и один  деревянный
топчан. Вот этот топчан, хозяйка  дома  уступила мне,сама
решила спать на печке. Солдат,закреплённый за мной спал
в кухне на полу. Отсутствие достаточного тепла говорило о
недостатке топлива. Проверив,как разместился личный состав
хозяйственной роты, поужинал вместе с солдатами. Оформив
командировку в город Балашов с задачей -поставить часть на
все виды довольствия, я ушёл ночевать в отведённый мне дом.
Лёг спать, дневная усталость и  предыдущая бессонная ночь,
казалось, должны были  меня склонить ко сну,но я не спал.

       Холодный дом,где мне пришлось остановиться на ночлег,
и дети просящие у  матери  поесть, напомнили мне  моё
детство которое было не из легких. Наверно  и мои  дочки
просят у мамы кушать, а ей  дать им нечего. Как они и что с
ними? Этот вопрос постоянно теребил мои мысли.
Я вытащил из вещевого мешка четыре галеты и два кусочка
сахара и дал детям. Как они жадно стали грысть. Я извинился
перед матерью детей,за её беспокойство и вышел из дома на
улицу.  Декабрьский мороз обжег мне лицо и начал покусывать
мне уши, пришлось опустить в шапке-ушанке уши.
В голове и в ушах звенели детские голоса,просящие у мамы
поесть. Лица их менялись, то я видел своих дочек, то самого
себя-маленького, худенького, то каких-то не  знакомых и
нигде не встречавшихся.  Ему казалось,что все дети холодные,
голодные и забытые.
Вот к чему приводит война и к чему она ещё приведёт?

С этими мыслями я возвратился в штаб части. Дежурный по
штабу не удивился моему возвращению,тем не менее спросил:
-Что,не нашли себе ночлега?
-Да нет, время позднее,не хочется беспокоить жителей, я
переночую здесь, в штабе.Завтра  днём, если  будет время,
попытаюсь  подыскать  себе квартиру.
-Вы,наверное, ищите с молодой одинокой хозяйкой, тогда Вы
опоздали, эти  квартиры  разобрали. Эх, товарищ лейтенант,
надо было бы вначале квартиру найти, как другие, а потом
служебными  делами  заниматься.  Вот Ваш  помощник, он
квартиру с  молодой  хозяйкой  нашёл, а потом  делами стал
заниматься.  А Вы уже  добрую  половину  его дел  за него
сделали.
     -Что поделаешь, такая у меня натура, не  откладываю на
завтра то, что необходимо сделать сегодня. Ты лучше скажи,
где  удобно мне лечь, я ужасно хочу спать. А тут дети из
головы не выходят,может быть засну- забудусь.
    -Какие дети? О чем Вы говорите?
    - Потом,потом,когда время будет посвободнее, когда время
будет для сказок.
       Я устроился спать на табуретках,заснул не скоро, все
те-же детские души не давали мне уснуть. Проснулся от
резкого  телефонного  звонка, докладывал  командир роты
что ночь прошла без происшествий.

       Поездка для зачисления части на все виды довольствия
при  Балашовской фронтовой базе много времени не заняла.
О проделанной работе я доложил Командиру части:
     -Для получения продовольствия прикрепился,какие будут
указания?
     -Я выслал Вам две машины с двумя грузчиками, они должны
подойти к складу, часа через три. Сегодня попытайтесь загрузить
необходимыми продуктами и отправить обратно.  Знайте,что в
подразделении продукты кончились.Машины до города не
пройдут,большие заносы. Впереди пойдёт Зис-5,за ним Газик.
Ориентируйтесь на г.Калач-Воронежский. Очевидно послезавтра
начнётся передислокация своим ходом.
        В телефонной трубке послышался голос дежурной
телефонистки:    -Я Вас отключаю.
На этом разговор закончился. Теперь передо мной стояла более
сложная задача.   
         Порывистый,встречный морозный ветер обжигал лицо, уши
в шапке пришлось завязать у подбородка,по телу прошёл озноб.
Под ногами мешался снег, сапоги скользили, идти было тяжело.
Хотя небольшое расстояние  разделяло телефонную
переговорную станцию от склада, преодолевать пришлось около
часа.   Меня  мучила  мысль, как  обеспечить- доставить в  часть
продовольствие.  Какие- бы варианты не возникали в моей
голове, они тут- же были опровергнуты, как не выполнимые.
Новая передислокация части опять ставила передо мной новые
задачи.   Если машины и пройдут, на них можно погрузить
только две суточные нормы пайка. А потом? Как доставлять
продовольствие  машинами,  возить свыше 150 кг. в зимних
метельных условиях- это не возможно. Какой-же искать выход?
По железной дороге, вагонами, а кто  их  даст?
Да,только по железной дороге и больше никак. С большими
трудностями,но вопрос был решён!


Воспоминания отца. Думчев Алексей Алексеевич. 1912г.
/события 1941г./


PS.   Город Калач Воронежской области расположен в месте
слияния рек Толучеевки и Подгорной.
В 1896 г. через слободу Калач была проложена железная дорога,
которая ускорила развитие торговых отношений с другими
городами.
Во время Гражданской войны на территории Калача проходили
ожесточенные сражения.
Во время Великой Отечественной войны пятнадцать тысяч жителей
Калачеевского района отправились на фронт, более девяти тысяч
человек не вернулись с полей сражения.
В 1945г. Калач получил статус города районного подчинения.
В 1991г. В г.Калаче был установлен мемориал- Аллея Героев
Великой Отечественной войны.


Рецензии
Прочитала. Вот из таких записок отца мы узнаем от его службе в годы войны. Героизм проявлялся не только на полях сражений, но там, где много сил прилагалось, что бы накормил, одеть, обуть солдат. Обеспечить их всем, что требовалось для военных действий.
Спасибо, Леночка! Здоровья и сил тебе для продолжения роботы над дневниками отца! Лида

Лидия Шевелева 2   19.10.2018 16:13     Заявить о нарушении
Спасибо за добрые слова.Что в моих силах и возможностях, буду писать
/Воспоминания отца/ по его дневникам. Не в первый раз прочитываю его дневники,
каждый раз нахожу что-то новое,интересное,многое узнаю о его службе в армии в
мирное,военное и послевоенное время. Стараюсь сохранить последовательность
событий в его жизни.Тебе здоровья,успехов в творчестве. Лена

Елена Сазонова 3   19.10.2018 20:16   Заявить о нарушении