Физическая алгебра гармонии
(поэтический трактат)
Давайте отрешимся, для начала,
от лирики ладов и от ключей.
Вся музыка – система интервалов
тонов, вельми приятных для ушей.
Взяв за основу ширь диапазона
всех звуковых, нам слышимых, частот,
мы полный спектр сведём определённо
к конкретике кристально чистых нот.
Законы темперированной гаммы
геометрично строятся в ряды,
которые рисуют визуально
моей гитары скромные лады.
В начальном приближении округлом,
октава – вдвое выше частота.
И на двенадцатом ладу зажав струну, я
волну укорочу в два раза – простота!
Но нот двенадцать, целых плюс диезы,
по росту велики или малы –
для каждой свой точнёхонький отрезок
в ладах логарифмической шкалы.
Рассчитаны давно, с античных пор,
для чистых квинты, кварты, терции, секунды –
открыл те дроби славный Пифагор:
четыре третьих, три вторых, шесть пятых…
просто чудно!
Однако, есть неточность простоты
и интервалов больше, чем четыре.
В алгебраично-музыкальной лире
цепных дробей болтаются хвосты.
Их лихо обрубить единым махом
лишь Иоганну Себастьяну Баху
Клавиром знаменитым удалось.
С тех пор средь музыкантов повелось
мотивы транспонировать свободно
под голос, инструмент какой угодно,
клавиатуры логикой простой
не нарушая гармоничный строй.
Обозначать их на пяти линейках,
для контрабаса альта и жалейки
в созвучия сливая смесь тонов,
чтоб выразить восторг, печаль, любовь.
02/10/2018
Подробнее обо всём этом здесь
<http://book.etudes.ru/toc/equal-temperament/>
Свидетельство о публикации №118101805331