Конец пути

Иллюстрация: картина  норвежского художника-экспрессиониста Эдварда Мунка "Крик" 


СТАНСЫ

У них зима. И снегом замело
Пределы той немереной страны.
И торжествует бойкое стило,
Вновь воспевая прелести зимы.

А я… Скажи, а мне что воспевать? –
Уже лет двадцать я не видел зим.
Здесь вместо вьюги воет муэдзин,
К войне со мною призывая рать.

Страну мою, в которой я живу,
Люблю, но очень странною любовью…
И томик Лермонтова дремлет в изголовьи,
И каждое мгновенье – дежавю.

Живу на сретенье эпох и парадигм,
Построив башню из слоновой кости,
Я сам себе слуга и господин,
И чувствую себя незванным гостем...

Вокруг меня чужая жизнь кипит –
Веселая, трагическая, злая, –
И хоть язык и речь я понимаю,
Я здесь не свой. Я вечный апатрид.

Храню свое отечество в себе,
Оно моя отрада и оплот.
И жаль мне, что покорное судьбе,
Оно со мною вместе и умрет.

Декабрь 2014, Лод

* И снегом замело/Пределы... - аллюзия строк Б.Пастернака "Мело, мело по всей земле, во все пределы..."

* * *

ВОЗВРАЩЕНИЕ

              «Восстань, пророк, и виждь, и внемли»
              А.Пушкин
              «Воротишься на родину»...
              И.Бродский


Ну вот, вернулся я на Материк,
И птица Рух, сиречь археоптерикс,
Крылом взмахнув, меня заправив в ксерокс,
По факсу шлет: «Приехал Мистер Икс».

Ну да, ну да – скорей всего, я спятил,
Хвативши лишку, и не закусив...
Мне наплевать на Ваш императив –
Я встретил ангела сегодня на закате!

Допреж он мне сказал: «Восстань и внемли –
Пророка ждет Великая Страна...»
А я ему: «Изыди, сатана!
Вовек мне не нужны чужие земли»...

Пусть бросит камень тот, кто без порока –
Пророков нет в Отечестве своём
(Светило падало в бездонный водоём),
Отечеств не бывает у пророков.

Он за своё: «Вставай, глаголь и жги!
Сердца! Людей! Тебе дана большая сила –
Круши и рушь! Жестокость альгвасила
Тебе к лицу...»  Но не видать ни зги

Во тьме кромешной. Ангелы и черти
Открыли душ людских аукцион
(У небожителей такой аттракцион)…
«И коль придется мне идти Долиной Смерти,

Не убоюсь я зла – ведь Ты со мной!» *
В отчаяньи шепчу Псалмы Давида...
И, возвращаясь в опостылевшую Лидду, **
Я завершаю грешный круг земной…


20 августа 2015 г. Лод.

*  Из 23-го Псалма Давида (см. http://www.stihi.ru/2015/01/03/11082 )
** Лидда – одно из древних названий израильского города Лод.

* * *

ОБЛАКА

Я в этот город втоптан, как окурок —
по Б-жьей воле и ударом каблука.
Сквозь жалюзи, как в камере-обскура,
плывут по небу кучевые облака.

Они летят — как корабли пришельцев
с неведомой мне целью. Их полёт
в душе глухонемого «не пришейца»
рождает мыслечувственный комплот.

А облака бредут небесной пашней,
как стадо заблудившихся овец.
И день сегодняшний похож на день вчераший,
и смысл сущего непостижим — как и Творец.

Измученный борьбою рукопашной,
устал я, глядя в небо, ворожить.
И умереть, поверь, уже совсем не страшно —
куда страшнее иногда бывает жить...

2016, Лод

* * *

В ДЕНЬ ОСЕННЕГО РАВНОДЕНСТВИЯ

В день осеннего равноденствия,
с учетом повышенной температуры,
предпочтительней все же бездействие –
день лишь подобие синекуры,
только наоборот:
телодвижения – лишний расход
энергии
с почти нулевым к.п.д...
Лучше сидеть под перголой,
раздевшись почти до нижнего,
и наблюдать фуэте
пыльного ветерка-сирокко.
В этом вся прелесть хотя и Ближнего,
но все же Востока;
и она заключается в том,
что здесь никогда не наступит "потом",
как, собственно, нет никакого "вчера" –
только вечный хамсин и жара,
наказанье Господнее...
К потным телам прилипает исподнее,
"тень" на местном наречьи звучит как "цель", *
как бы явный намек на то, что цель –
навсегда оставаться в тени
там, где равно-бессмысленны ночи и дни...

________
* "Цель" (иврит) - тень 

2015

* * *

ЖАРА

Сменить свой гнев на милость не спешит
природа; календарь ей не указка —
как прежде, в знойном мареве дрожит
пейзаж за окнами, и в нем все та же краска
преобладает — желтый терракот,
лишь кое-где вкрапления "зеленки",
земля, как пересохший антрекот,
и шины плавятся касанием бетонки.

И небо цвета стираных кальсон
не предвещает перемен погоды,
и ты не различаешь явь и сон —
здесь круглый год всегда один сезон,
и здесь всегда одно лишь время года.

И потому, когда придет черед
расстаться с этой выжженной юдолью,
тебе покажется, что жил всего лишь год,
расплавленный жарой, тоской и болью...


04.10.2015, Лод.

* * *

ХАМСИН

Небо слилось с горизонтом в глухой неизбежности.
Чахлое солнце пропало, как теннисный мяч на корте.
Кровь закипает – словно в реторте – в трахеях, в аорте,
Воздух липнет к телу сорочкой не первой свежести.

Город расплавлен в огненном смерче, как Хиросима.
Пыль скрипит на зубах, обрекая нас на бесправие.
Так лежащая в тысяче миль отсюда Аравия
Экспортирует древнюю ненависть в виде хамсина.*

Всякое сопротивленье бессмысленно, глупо, нелепо.
Пустынные улицы пышут жаром – раскаленная домна.
И одинокий безумец, рискующий выйти из дома,
Выглядит, словно покойник, вылезающий из склепа.

Ибо город давно уже мертв. Такова цена и расплата
Нам, презревшим родные пенаты, воспевателям зим…
Воет истошно под куполом минарета злой муэдзин –
Ангел смерти повис над землею – тенью Понтия Пилата…**


* Хамсин — сухой, изнуряюще жаркий ветер на Ближнем Востоке, несущий пыльные бури из Аравии
** Сезон хамсинов в Израиле, как правило, начинается во время праздника Песах. У Понтия Пилата хамсин вызывал приступы мигрени, один из которых (по версии М.Булгакова) закончился весьма трагически...

2015

* * *

ЗЕМЛЯ, КОТОРУЮ Я ТАК И НЕ ВОСПЕЛ

         Семену Гершовичу, на память о Кумране


Гор Иудейских щерится оскал,
Ущелья зев зияет черной пастью.
Шарав* жестокий рвет меня на части
И пыльным вихрем вьется среди скал.

Здесь все мертво – и море**, и земля,
Погасло солнце, съеденное смерчем,
И в дикой пляске смерти мир заверчен,
Но слава Богу, что ему не до меня…

Таков мой край, похожий на край света.
Здесь мой удел. И, видимо, предел.
И повенчает нас безжалостная Лета
С землей, которую я так и не воспел…


10.2.2015 Иудея.


* * *

ДАВНО ИСЧЕЗЛО ЧУВСТВО ДОМА

Давно исчезло чувство дома,
хоть есть и крыша, и кровать,
и есть случайный круг знакомых,
которых мог бы и не знать...

Я здесь живу — ни зван, ни прошен,
хоть, вроде, свой здесь, но чужой,
воспоминаньями о прошлом
покрыт, как старый якорь ржой...

Здесь повторяемость событий
и завершаемость кругов
ведут к желанию отплыть — и
иных достигнуть берегов.

Но далеко желанный берег,
в тумане скрылся — не доплыть:
став открывателем Америк,
я умудрился их закрыть...

Здесь небо вечно голубое,
и вечно желтый здесь песок...
Когда-то был самим собою,
но здесь собой я стать не смог...

Лод, 2015

* * *

БЕЗ ВОЗДУХА И ПОЧВЫ

Нет, не растут стихи без воздуха, без почвы —
На улочках глухих, где днём темно, как ночью,
На выжженной земле, где пыль прилипла к нёбу,
Где всюду прах и тлен. И где плывешь амёбой

В потоке сточных вод земных цивилизаций,
Где все наоборот. Где быть, а не казаться —
Почти напрасный труд. Где, веселясь на тризне,
Друг другу сладко врут, клянясь в любви к отчизне.

Где верою в Творца вовсю торгуя бойко,
Заблудшие сердца вербует Божье войско...
Здесь, умирая, стих — без воздуха, без почвы,
Паря в мирах иных... Каких? Не знаю точно...

2015

* * *

КАК СТРАШНО РОДИНУ СВЯТУЮ НЕНАВИДЕТЬ

Вновь солнцем выжженная сонная Шфела
Дрожит, как студень, в мареве хамсина…
И заунывный вопль муэдзина
Звенит, как надоевшая пчела…

Как страшно родину святую ненавидеть,
Печально осознав на склоне лет,
Что все, чем связан был ты с нею, и все нити
Давно оборваны. И вновь исхода нет.

Что все твои стремленья и надежды
Давно растрачены в бессмысленной борьбе
За жизнь. За выживание. А между –
В покорности к невыбранной судьбе…

Я вновь растерян и ищу дорогу
Туда, где бьют прохладные ключи…
«Где путь мой, укажи!» – прошу я Бога
Но Бог внимает – и торжественно молчит…


Лод, 2015
______

Шфела — прибрежная равнина в центре Израиля
Хамсин — сухой, изнуряюще жаркий ветер на Ближнем Востоке

* * *

БЕЗУМИЕ

Обозревая ног своих отечность,
осознаю я жизни быстротечность —
бо одряхлевши между двух отечеств,
согнув в дугу

свой некогда изящный позвоночник,
я, выбрав худшее из многих равных прочих,
и разорвав свою судьбу и жизнь в клочья,
гоню пургу.

Повсюду расцветают олеандры,
абориген с утра бормочет мантры
и бодрою спешит походкой в "кантри" —
качать рельеф.

Иные прочие, сверкая черносливом
восточных глаз, купаются в счастливом
своём разноголосии крикливом —
обман и блеф.

Мне в равной степени чужды и ненавистны
их будни, праздники, пиры, застолья, тризны.
Сыны и пасынки затравленной отчизны —
вселенский сброд.

Всё явственней во мне безумья признак,
в витринах умножаясь, словно в призмах,
бреду по улицам заплёванным — как призрак,
средь диких орд...

Прости меня, о, Б-же Милосердный!
Послушник Твой, не очень-то усердный,
достоин адской пытки, муки смертной —
не приемлю,

что должен принимать я, как награду,
тлетворный дух губительного смрада,
и что назначил филиалом ада
мне эту землю...

2017

* * *

ЗДЕСЬ

Эх, небо вспыхнуло б грозой!
Но не дождешься здесь гротеска —
лишь пыль и тлен, и летний зной,
и заунывность арабеска.

Смешно здесь лирою бренчать —
нашелся тоже мне Овидий!
На всём — забвения печать,
и жив ли, мёртв ли — ты невидим.

Лод 2017

* * *

КАК ХОРОШО...

Как хорошо мне жить в стране,
что умещается в окне,
где больше неба, чем земли,
и облака, как корабли...

Как хорошо мне жить в стране,
что не нуждается во мне,
где я прозрачен, как фантом,
и где ничто я, и никто.

Как хорошо мне жить в стране,
что прежде виделась во сне —
зато теперь не вижу снов,
лишившись почвы и основ.

Как хорошо мне жить в стране,
употреблять частицу "не"
ко всем желаньям и мечтам,
и сожалеть, что я "не там".

Как хорошо мне жить в стране,
где каждый день, как на войне,
и где противник — кровный брат,
а ты повсюду виноват.

Как хорошо мне жить в стране,
где платишь по двойной цене
за каждый промах и просчёт,
где жизнь твоя в песок течёт.

Как хорошо мне жить в стране,
в которой счастлив я вполне,—
страна моя так хороша!
О чем же плачешь ты, душа?...

2016

* * *

АЛТЕ ЗАХЕН

Объявят рейс — в Маастрихт ли, в Аахен, —
и встрепенётся пёстрая толпа...
Очнись, пророк, под крики "Алте захен!" —
амбиции слона — судьба клопа...

Качнется город в мареве хамсина,
нетопыри повиснут в кронах пальм...
Вдыхая едкий смрад паров бензина,
светило льет безжалостный напалм.

Благослови судьбу, вгрызайся в почву,
целуй асфальт — и встав заподлицо
с реальностью, вцепись корнями прочно —
чтоб трусом не прослыть иль подлецом —

в сухой песок, безжизненные камни...
Гортанных звуков горестная снедь
питает явь и сон. Доверься Карме:
тебе здесь жить, тебе здесь умереть —

под звуки заунывного "мизр`ахи"
и муэдзина беспрерывный лай —
приняв очередное "алте захен"
на этот раз — за приглашенье в рай...

_______
"Алте з`ахен" — "старые вещи" (идиш) — так в израильских городах кричат арабы-старьевщики, призывая население отдавать ненужные вещи.
"Мизр`ахи" — Восточная музыка — мелодии и песни выходцев из мусульманских стран.

2017

* * *

CONDITIO SINE QUA NON

Conditio sine qua non* —
немного виски, или бокал с вином.
За окном пейзаж — подобье болотной ряски —
что утратил свои оттенки, цвета и краски.

Снова август. Пары бензина. Час пик.
И куда все едут?! — ведь здесь тупик.
Мы на острове, дальше — лишь край Земли,
Геином** — и бесполезно кричать: "Внемли!"

Ибо Тот, кому предназначен крик,
к этим стенаньям давно привык —
Он прописал свой рецепт: "Терпи!"
Снова, снова порочный круг, и "пи

эр в квадрате" даёт нам пло-
щадь круга. Терпи, трепло,
ибо порочный круг — закон
для того, кто поставил судьбу на кон.

Мы приплыли — ибо эта земля,
безусловно чужая для тех, кто "для",
или тех, кто "ради" — набор утех —
мы чужие, пойми, для них — и тех,

кто в упор нас не видит — для них мы лишь
гидропоника... Боже, Боже, — услышь
этот крик души. Этот пьяный бред
тех, кто есть — но которых нет.

_______
* Conditio sine qua non (лат.) — "Непременное условие"
** Геином (ивр.) — Ад — место наказания за грехи и духовного очищения, куда душа человека попадает после смерти.

2018

* * *

ВОСТОК

Прислушиваюсь к звукам за окном.
Истошный лай — бездомные собаки
вновь атакуют мусорные баки,
похожие впотьмах на Парфенон.

Жизнь оказалась проще, чем бином:
нет смысла в перемене мест, отечеств, —
всё та же отмороженная нечисть
торчит в подъездах, балуясь вином.

А на углу неистовый Кавказ,
сверля прохожих ненавистью лютой,
шуршит в потемках левою валютой, —
одетый в неизменный "Адидас".

Здесь дым отечества так едок и горяч,
что забываясь виски или снами,
наивными, как сценки Пиросмани,
непроизвольный подавляешь плач.

И лишь шеренга финиковых пальм, —
как будто их с утра построил ротный, —
напомнит лишний раз, в каких широтах,
тебя гнетут заботы и печаль.
 
Да, это дело тонкое — Восток, —
Так Верещагин поучал Петруху...
А я всё про старуху да проруху,
про то, что жизни пар ушел в свисток...


Лод, Ганей Авив, 2017

* * *

ПОД ЛАМПОЮ С ЗЕЛЁНЫМ АБАЖУРОМ

Под лампою с зеленым абажуром
сижу и пью прокисшее вино,
что приобрел я в лавочке дежурной —
какую гадость пить — мне все равно...

Мне все равно, куда, в какие дебри
меня судьба-злодейка заведет —
поставив не на ту лошадку в дерби,
все проиграл... И кончился завод

у той игрушки, что зовется жизнью,
а ключ давно потерян — не найти...
И все равно мне — в Лоде, или в Жиздре
конечный пункт бесславного пути.

Зеленый круг во тьме — последний остров;
за окнами умолк привычный шум.
Как просто все... так горько, и так просто!
Я больше ничего не напишу...


06.10.2015 Лод

* * *

КОНЕЦ ПУТИ

В городе этом — ни ставень, ни крыш, и
окна — бойницы, а улицы — скважины.
Город, в котором бездомные мыши
вместе с людьми похоронены заживо.

Здесь что ни дом — кукурузный початок,
где квартиранты теснятся, как зёрнышки,
судьбы которых полны опечаток —
нервные дети и верные жёнушки.

Битый асфальт и бетонные стены,
пекло и запахи канализации —
сгнившей давно кровеносной системы
древней обочины цивилизации.

Время здесь терпит своё поражение —
в сонном пространстве, уставшем от слежки,
виды лишают вас воображения
и превращают улыбки в усмешки.

Здесь старички ходят с лыжными палками,
скрип продуктовой тележки — знамение.
Бурной эпохе с её перепалками
здесь уготованы тлен и забвение.

Собственно, в городе этом кончается
путь, начинавшийся с первого шага, и
вновь дуэлянты друг с другом прощаются,
вслед помахав деревянными шпагами...

15.10.2018  Лод.


Рецензии
Страстная, времена зашкаливающая своей
поэтической пылкостью исповедь.
Действительно "крик души", этакий "Крик"
Мунка в рифмованном пространстве отчаянных,
временами острых, как выпад на рапире,
строк и строф.
Почему-то стихотворение "Как хорошо"
напомнило мне лермонтовское "За всё, за всё
тебя благодарю я".
В общем, ясно одно, Михаил - Восток не вызывает у вас восторг.
Разочарование налицо. Что и понятно
при этаком раскладе.
А в остальном - рано, как мне кажется, говорить Вам:
"я больше ничего не напишу".
С этаким поэтическим потенциалом?!

С уважением,
Яков

Яков Рабинер   18.10.2018 18:39     Заявить о нарушении
Уважаемый Яков, благодарю Вас за прочтение этого длинного цикла, который действительно является "криком души". Четыре года назад, "пускаясь на дебют" в Стихире, я даже не мог мечтать о таких отзывах. Вначале стихотворчество мыслилось как некое милое хобби, но со временем привратилось чуть ли не в "дело жизни". И одновременно психотерапией...
Мое отношение к Израилю чисто субъективное и проецируется в стихи сквозь призму личных неурядиц, свалившихся на мою голову по возвращении из Америки. Объективно же я осознаю, что это прекрасная страна, с достаточно высоким уровнем жизни и удивительной историей, природой и культурно-этнтческой самобытностью. Это действительно дом для евреев, в котором можно вполне прожить счастливую жизнь. Если не совершать нелепых ошибок. Если... Но у истории нет сослагательного наклонения - даже если это маленькая история маленького человека...
С искренней приязнью,
Ваш М.

Михаил Моставлянский   18.10.2018 20:00   Заявить о нарушении
Извините за опечатки - превратилось )) Когда набираешь с телефона, происходит фонетический сдвиг...

Михаил Моставлянский   18.10.2018 21:48   Заявить о нарушении
P.S. С Вашей подачи поместил картину Мунка "Крик" в качестве иллюстрации этого цикла. Спасибо за идею!

Михаил Моставлянский   18.10.2018 22:51   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.