294 295. Александр Перфильев

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 294 – 295 

АЛЕКСАНДР  ПЕРФИЛЬЕВ
– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – 
1895, Чита–1973, Мюнхен

Сын сибирского казачьего генерала.  В юности вместе с отцом совершил  путешествие  по  Центральной
Азии  в составе экспедиции прославленного  Петра Козлова.   В   Первую  мировую   воевал,   награжден
и георгиевским оружием,  и Георгиевским крестом.  Тогда  же  начал  печататься.   В  начале  20-х  годов
перебрался в Латвию,   где  жил  до  1944 года,  очень  широко  печатаясь,   выпустив   три   поэтических
сборника, а также впрямую «продавая» свое дарование: тексты всех  танго   Оскара   Строка,  вышедших
в  рижском  издательстве  этого  «короля танго»,  написаны Перфильевым,  в том  числе  и невообразимо
популярное  «О,  эти  черные  глаза».  Хотя  Перфильев  –  сам  музыкант  –  и  считал  свои  «текстовые»
занятия  хлебным  приварком,  а от авторства согласен был отказаться,  если платили больше,  среди  его
«текстов»  есть  образцы  настоящей  поэзии  –  «Единственная  нежная»  или  же  сочиненный  им  текст
«Домино»,  никем,  кажется,  и  не  петый  никогда.  В  октябре  1944  года  вновь  надел  казачью  форму
и вступил в армию Краснова. Советскими агентами  пойман  не  был,  после  войны  много  сотрудничал
в изданиях «перемещенных лиц» и на радио «Свобода», пользуясь псевдонимами Александр Ли, Шерри-
Бренди  и  др.  Поэтическое  наследие  Перфильева  довольно  полно  издано  его вдовой, писательницей
Ириной Сабуровой, в 1976 году.

'– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –
(1)
. . . . . . ТОЧКА
.
Лишь вчера похоронили Блока,
Расстреляли Гумилева. И
Время как-то сдвинулось жестоко,
Сжав ладони грубые свои.
.
Лишь вчера стучал по крыше, в двери,
Град двух войн – позора и побед –
Лишь вчера о вдохновеньи в Иере
Умирая, написал поэт.
.
Все года, событья стали ближе,
Воедино слив друзей, врагов...
Между Петербургом и Парижем
Расстоянье в несколько шагов.
.
Так последняя вместила строчка
Сумму горя, счастья, чепухи,
И торжественно закрыла точка
Как глаза покойнику – стихи.
. . . .
'– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –
(2)
. . . . . . * * *
.
Все предадут, все отвернутся,
Все потеряешь навсегда,
И не успеешь оглянуться,
Как отойдут твои года...
.
И ощутив, что путь твой пройден,
Как будто в несколько минут,
Ты станешь, наконец, свободен,
От всех своих житейских пут.
.
И станут склепом неба своды,
И черной пропастью земля,
От этой неживой свободы,
Сдавившей горло, как петля.
. . . .
1953
'– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –
(3)
. . . . . . ПАСТОРАЛЬ
.
«Почему ты не пишешь?» – друзья говорят –
Те стихи, что волнуют, зовут и горят?»
Для кого? Для чего? Про позор, про распад?
Про погибель, про нами же созданный ад?
.
«Чтобы кто-то прочел, хоть единственный  друг!»
Нет, бумага дороже всех наших потуг...
Не писать ли про тех замогильных червей,
Что съедят твое тело до самых костей?
.
Про бессмыслицу мира, про мерзость, про ложь?
Про любовь что дешевле, чем ломаный грош?
Может быть, про снежок? Может быть, про лужок,
На котором пастушке поет пастушок?
.
Про печаль, про мораль? Это все пастораль,
Про нее дребезжит нам разбитый рояль,
На котором играет в публичных домах
Полупьяный тапёр в оловянных очках.
. . . .
'– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –
(4)
. . . . . . * * *
.
Простая жизнь, как черствый ломоть хлеба,
Как запах клевера, как сена рыхлый стог.
Над нами русское скупое небо,
И грусть полей, и глинозем дорог.
.
Трясет на кочках старая телега,
В ней проволокой скрученная ось...
Пускай трясет и дребезжит от бега,
До хутора дотащимся, небось.
.
Трюх-трюх – рысит усталая кобыла,
С рожденья не видавшая скребка...
Все это так столетиями было,
Все это так привычно, как тоска.
.
Пусть черств наш хлеб и жребий скуп и черен,
Не сгинет Русь, ее спасут, небось,
Телеги старой проржавевший шкворень
Да проволокой скрученная ось.
. . . .
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –
дополнительно:
                Александр Михайлович Перфильев
                Псевдонимы:   Александр Ли,   Шерри-Бренди,   Л. Гантимуров
                родился –  19 сентября (2 октября) 1895 (Чита)
                умер       –  26 февраля 1973, (Мюнхен)
                прожил  –  77 лет
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . З Н А Й « Н А Ш И Х » ! . . . . . . . . . . . . . . . . .  http://www.stihi.ru/avtor/mc00001
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Сергей Мигаль Екб . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  http://www.stihi.ru/avtor/mc001
'


Рецензии