Мысли вслух

Говорят, что зло привлекательно. Возьмем героев трех великих произведений искусства: Демона из поэмы Лермонтова, Воланда из «Мастера и Маргариты» Булгакова, а также Демона Врубеля. Разве страдания первого, юмор второго и благородство третьего представляют абсолютное зло? Прекрасное, как правило, не может быть злом. Вспомните слова Серафима Саровского: «Демоны гнусны».
Кем бы ни была натурщица Рафаэля для Сикстинской мадонны, наш ум с восхищением религиозным воспринимает это полотно. Имеется также красота подвига, далекого от смертного греха: Николай Гастелло, Александр Матросов, Зоя Космодемьянская. То же можно сказать о подвиге летчика, погибшего в Сирии, взорвавшего себя вместе с врагами. Истинная любовь, с легкой руки Ницше, ближе в нашем сознании к слову дружба: «Нет больше той любви, если кто положит душу свою за други своя». Все остальное эгоистическая влюбленность.
19 век был веком русской литературы - Святой праведный Достоевский; умеющий думать гигант Толстой; страдающий от пошлости жизни Чехов; истинно талантливые произведения Лескова и, как ни странно, «Яма» Куприна. О поэзии я не говорю. Несчастный страдалец-гений Лермонтов и Пушкин – поэт не от мира сего.
20 век значительно беднее. Гениальный роман Шолохова «Тихий Дон», несколько ниже рангом «Доктор Живаго» Пастернака, ибо там присутствует вечная тема – коллизии двух влюбленных на фоне враждебной социальной жизни.  И, естественно, поэзия титана Бродского.
Новое искусство вынуло из душ людей человека и Бога, и там воцарилась цветастая геометрия. Осип Шпенглер предсказывал закат Европы. Очень жаль, если это произойдет и в России, где гениальность «Лебединого озера» на разные лады толкуется аномальными отклонениями автора.
Называть еретиками Владимира Соловьева, Александра Блока, отца Сергия Булгакова, а также отца Павла Флоренского, по меньшей мере, глупо, не говоря уже об Александре Шмемане и отце Георгии Флоровском. Что бы мне ни говорили, фуга Баха и «Полет валькирии» Вагнера не являются инфернальными посланниками. Уж скорее война и политика - из адова зарева.
Потребность искать заговоры, масонов, евреев, финансовые кланы, управляющие миром, неистребима. Хотя, в Евангелии есть только один заговор, именуемый лукавым.
Несколько слов о церкви. Все знают «Символ веры» и фразу: «Чаю воскресение мертвых и жизни будущего века», а также фразу: «Верую во единого Бога Отца…». Кто-нибудь слышал, чтобы пелось: «Чаю мучение грешников в аду и верую в отца их сатану». Тем паче большинство мирян настроены именно так по отношению к иноверцам. Кто-то сказал: «Христос шире православия, а Бог шире религии», и это так.


Рецензии