Без головоломного сюжета...

Никаких сюжетов не нужно. В жизни нет сюжетов, в ней всё перемешано – глубокое с мелким, великое с ничтожным, трагическое со смешным. Вы, господа, просто загипнотизированы и порабощены рутиной и никак не можете с нею расстаться. Нужны новые формы, новые формы. Антон Чехов. // Поскольку моё творчество неупорядоченно, я не имею ни малейшего представления о сюжетах. Мои истории для меня начинаются с какого-нибудь анекдота, высказывания или изречения. Я начинаю с них и иногда пишу произведение с конца. Я и сам точно не знаю, к чему приведёт история. Когда пишу, просто общаюсь с людьми, мужчинами и женщинами, которые внезапно поднялись и пришли в движение. Уильям Фолкнер. // Чехов и в пьесах, и в рассказах пренебрегал фабулой. До предела свёл пренебрежение к ней Бунин, не раз говоривший автору этих строк, что «выдумывать» очень легко и что он «выдумку» ненавидит. Ни Чехов, ни Бунин, впрочем, не писали романов в тесном смысле слова. Марк Алданов. // …у Чехова, например, рассказ принимал порой ярко лирический субъективный оттенок, мог быть сюжетно незакончен. В моих рассказах нет сюжета, нет так называемых характеров. На чём они держатся? На информации о редко наблюдаемом состоянии души, на крике этой души или ещё на чём-то другом, чисто техническом. Варлам Шаламов. // Я не верю, что неинтересно читать вещи без головоломного сюжета. Какой сюжет «Войны и мира», «Анны Карениной», «Смерти Ивана Ильича»? Какой сюжет чеховской «Попрыгуньи», какой сюжет «Кармен» Мериме? Так называемая интрига не принадлежит к свойствам, возвышающим литературное произведение. Напротив, большинство вещей с интригой чрезвычайно низки по языку, мысли, идее. Сюжет не важен для интересно написанного, а главное, несущего читателю пищу для размышлений произведения любой формы. Юрий Олеша. // По-моему, интрига – это последнее прибежище хорошего писателя и первое прибежище плохого. Стивен Кинг. // Чем у писателей меньше таланта, тем важнее для них сюжет. Они не доверяют собственным дарованиям; им необходимо нечто прочное, на что бы опереться. Не имея ничего своего, чем могли бы привлечь, они хотят заинтересовать нас сюжетом. Они взбираются на коня, потому что недостаточно твёрдо стоят на собственных ногах. Нечто обратное видим мы у Теренция: перед совершенством его литературной манеры бледнеет интерес к его сюжету. Его изящество и остроумие всё время приковывают наше внимание, он всегда так занимателен и так восхищает нашу душу своим талантом, что мы забываем о достоинствах его фабулы. Мишель Монтень.


Рецензии