Душа. Эссе

Душа! Как часто мы слышим и произносим слово «душа» в нашей повседневной жизни, зачастую даже не задумываясь о значении этого слова.

Душа болит. Душа просит. Душеполезно. Душевно. Душа ушла в пятки. Добрая душа. Чужая душа – потёмки. От всей души. Простая душа. Бумажная душа. Малодушный. Благородная душа. Великая душа. Красота души. У святых отцов можно встретить и такие понятия, как «смерть души» и «воскресение души, умерщвленной грехом».

Душа, душа! А где находится душа - кто-нибудь знает? Кто-то скажет: душа находится в теле человека. Или может где-то около тела? Никто точно не знает. Известно только, что душа связана с сердцем. Верно - с сердцем связано всё человеческое: и телесное и духовное. Так и душа, имеющая значение духовное, несомненно связана напрямую с сердцем духовным. Никто не знает, где конкретно находится душа, но каждый знает, что она есть, чувствует ее, ощущает.

Душа – дыхание Божие и образ Божий в человеке. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Ничто не может сравниться с душой, даже целый мир». Святитель Димитрий Ростовский с дерзновением считает, что душа лучше мира, потому подобает любить ее и всячески заботиться о ее спасении. Подумай о словах Спасителя: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф.;16,;26).

Душа оживотворяет тело и управляет его стремлениями. «Жизнь тела – от присутствия в нем души, жизнь души – от присутствия в ней Святого Духа» - замечает святитель Игнатий (Брянчанинов). Красота и совершенство души заключаются в ее уподоблении Богу. Душа наша одарена бессмертием.

«Душа человеческая есть дух. Потому ничем иным, только Богом – как образ Божий своим Первообразом – удовлетвориться не может. От Бога произошла, в Боге и находит удовлетворение. Нет таковой вещи, которою бы утолиться могла, кроме Бога» - разъясняет святитель Тихон Задонский.

В земной жизни душа облечена телом, но вмещает в себя гораздо большее пространство, чем земная плоть – это целый мир чувств, ощущений, мыслей, знаний, опыта, переживаний телесного, душевного и духовного порядка. И только от человека зависит, какими качествами он наполняет свою душу: страстями или добродетелями, грехами или благими делами… Это и есть свободная воля, дарованная каждому человеку Богом. Свобода выбора: с кем ты будешь – с Богом или врагом рода человеческого? Кому уподобишься?  Хорошо сказано в псалмах: «С преподобным преподобен будеши <...> и со строптивым развратишися» (Пс.17:26-27). Чем мы наполняем свою душу, тем мы и становимся.

Величину и глубину души невозможно определить физическими параметрами. Чем глубже и праведнее душа, тем ближе человек к Образу и Подобию Божию. Развращенная душа – поверхностна и не глубока.

Царство Божие в человеке есть пребывание Бога внутри любящего Его человека. Христос говорит о том, что Царство Небесное принадлежит нищим духом (см.: Мф.5:3), изгнанным за правду (см.: Мф.5:10), детям (см.: Мф.19:14), о том, что Царство Его не от мира сего (Ин.18:36).

«Царствие Божье внутрь вас есть» (Лк.17:20-21). Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин пишет: «если царство Божие внутри нас находится, и это царство есть праведность, мир и радость, то кто их имеет, тот, без сомнения, находится в царстве Божием». И по сему становится понятным смысл изречения о том, что рай (царство Божие) и ад (противоположность царства Божия) – это не место, а состоянии души человека. Стяжавший благодать Духа Святого, наполнил свою душу праведностью, миром и радостью, то есть душа, стяжавшего благодать, уподобилась по своему состоянию царствию Божию.


Рецензии