Колодец истины

            Вера всегда была правдолюбицей, с самого детства: не то, что ходила и рассказывала всё про себя и про всех, – она не умела врать. Что это было? Бедная фантазия или неизворотливый ум? Или же наследственность? Сначала девочка не понимала, что не всегда нужно говорить правду, но потом, подрастая, осознала, что правда – орудие обоюдоострое или палка о двух концах. В первый раз Вера поняла, что правда может быть губительной ещё в дошкольном возрасте. Мама послала сестрёнок в магазин: "Скажите тёте Поле, что дядя Вася вернулся домой." Между молодыми произошла размолвка, но после непродолжительной разлуки дядя Вася, красивый, голубоглазый, высокий парень вернулся в семью. Тётя работала в магазине, и племянницы побежали с радостной вестью. Это было холодной зимой, ручонки в рукавичках замёрзли. Забежали в магазинчик, который назывался «Голубой Дунай», сообщили. Вера помнит, как засверкали глаза у тёти, и она сказала: «Да мои вы хорошие, замёрзли, дайте рукавички ваши погрею, и ручки будут в тепле!" Девчонки подождали немного и получили тёплые варежки. Когда они вышли из магазина, надев рукавички, то обнаружили внутри по две шоколадные конфеты и затеяли спор. Вера была неглупой девочкой; понимая, что чужое брать нельзя, убедила сестрёнок вернуть найденное в магазин. Зашли и обратились: «Тётя Поля, в наших рукавичках оказались конфеты, мы их туда не клали!» Побледнела тётя, рядом с ней стояла ещё одна женщина продавец. После этого родственницу уволили. Девчонки не поняли ничего, но случай запомнился, и со временем пришло осознание.
                Вера всегда гордилась тем, что она не врёт: мама так воспитала. Мать не умела лгать и детей приучила, поэтому в семье не было проблем, полное взаимопонимание. Откуда это в них? Может, потому что дед был баптистом, глубоко верующим: не пил спиртное, не курил, не выражался нецензурно. Верина мама – малообразованная, но очень рассудительная, с чувством юмора женщина: на все случаи жизни у неё были прибаутки, которыми смешила и веселила девчонок. Была в ней народная, многолетняя мудрость, а вот врать так и не научилась! Вера с малолетства помнила: "Шила в мешке не утаишь" и "Сколько верёвочке не виться, а конец будет!"  "На воре и шапка горит!" Мать – круглолицая, голубоглазая, симпатичная женщина с двумя переплетёнными короной на голове косами, держала детей в строгости, потому что воспитывала их одна. Ей пришлось нелегко, и Вера во взрослой жизни сетовала на то, что мама не научила привирать: жилось бы им, возможно, легче. Нет, Вера не говорила губительной правды, так как обладала врождённым сопереживанием: всегда жалела тех, кого обижали. Взрослея, она поняла, что правда носит маски, и у каждого своя правда. С осознанием пришла мудрость: «Лучше промолчи, не всегда и не всем нужно рассказывать то, что знаешь. Твоя правда нужна только тебе!» А правда – птица в клетке: бьётся и в какой-то момент вырвется наружу. Правда – птица свободолюбивая! Она может и чистейшим родничком спрятаться под землю. Живёт-течёт-журчит правда потихоньку, потом пробьётся сверкающим фонтанчиком и порадует. Со временем Вера обнаружила, что много людей завистливых, а ей зависть была чужда. Она, радуясь за подруг, часто вспоминала слова матери: «Не хвались, а Богу молись!» Приобретая житейский опыт, заметила: как поделится с кем-нибудь достижениями сыновей или своими, так обязательно произойдёт неприятность. И Вера поняла: быть самой собой в наше время – это настоящий подвиг, и этот подвиг можно совершать только рядом с близкими людьми. Да и правда многолика: каждый воспринимает её по-своему, и люди часто совершают ошибки в восприятии других, принимая ложь за правду. А ложь – то маску льстивой лисы наденет, как оборотень, то гибкой изворотливой змеёй застит разум, впрыскивая постепенно и медленно свой яд. Вера в течение жизни наблюдала, как яд лжи отравлял людское существование, но ничего с этим не могла поделать. Она знала, что в каждом коллективе бывают связисты-лисы, которые держат в курсе событий руководителей. Не умея втираться к начальству в доверие, считала большой подлостью разговоры о других, понимая, что прямую речь передать невозможно: всё равно произойдёт искажение информации. Информация может быть достоверной только из прямого источника, поэтому она не любила слушать сплетни и старалась никого не осуждать. Если же с Верой такое происходило, то в душе возникало смятение, а смятение в душе – это муки совести, разрушающие покой. Голос совести не давал ей наслаждаться благами жизни, и Вера постепенно теряла доверие, её жизненным кредо стало: «Доверяй, но проверяй!» Вера уяснила, что не нужно составлять торопливого мнения о человеке, пока его не узнаешь, не нужно слушать оговоры на других людей. Не бывает только чёрное и белое, поняла Вера давно, и не бывает людей, говорящих только правду: "Умная ложь лучше глупой правды." Со временем убедилась, что есть ложь во спасение, ложь для того, чтобы понравиться людям, ложь – оправдание неблаговидных поступков и лени.  Умение привирать в некоторых случаях может быть полезно, это является гибкостью ума. Вера утратила свою категоричность, понимая, что истина всё равно перевесит на чаше весов и «за темнотой придёт сиянье света, ты в это верь и будь неколебим». Вера поняла, что во всём нужно терпение, иногда нужно подождать, упрятать истину в колодец. Вода плещется на дне, её не видно, лишь иногда мелькнёт серебряным слитком, радуя прохладной живительной влагой. И всё равно Вера считала, что правда спасительная, а ложь губительная. Но в жизни бывает и наоборот! Просто лучше иногда промолчать и не губить ни ложью, ни правдой: пусть плещется истина в колодце до лучших времён. Мама частенько говорила: "Молчи глуха, не будет греха!" Вера, не зря же её назвали Верой, не научилась врать и постепенно теряла доверие, но она научилась молчанию: слов не нужно кричащих! Вера верит, что наступит время, когда люди перестанут бояться говорить правду, не будут испытывать чувства вины, и останется только ложь во спасение. Оказывается, ложь не всегда преступна, она может быть и во благо. Ложь и правда, как день и ночь, меняют друг друга, и нет людей, говорящих голую правду. Голая, она и есть голая, такая же, как голый король. Вера не хочет оказаться на месте короля, которому стало жутко, когда он осознал своё естество. Вера верит и надеется, с годами она стала намного мудрее, пережив все перипетии правды и лжи. Голая правда – это не всегда прилично, так же, как и неприкрытая ложь! Не бывает только белого и чёрного, жизнь может быть раскрашена разными яркими красками, такими как фантастика и фантазия. Если лжёт человек, никому не нанося вреда, он лжец или фантазёр? А если оговаривает другого, опутывая губительными сетями? И что тогда лучше: горькая правда, буйные фантазии или сладкая ложь? Одна из божьих заповедей гласит: "Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего!" Это означает, что каждый человек будет отвечать за свои слова. Нет оправдания губительной лжи!


Рецензии