Стреляющее

Глаза — зрачок. Один. Сплошной.
За что разширенность такая?
Два глаза… Солнце — боже мой,
А есть ли у Тебя другая?

Ах, если б я смотрел другим
Размером в эту неизбежность…
Огонь, возможно, я и дым
Считал одним цветком нездешним.

Но нет же… Мне — букет (как всем)
Лучей и глаз — чернее ночи.
Мой взгляд — широкий насовсем —
Во всё стреляет одиночными.

Я сам его прошу, порой:
«Найди достойное пощады!..»
За первым выстрелом — второй,
За ним — ещё… Прошу: «Не надо!»

Ну, неужели нет того,
Кому/чему я сам под дуло?
Ну, вот же. Вот!… Тепло, тепло
Уже… Но холодом подуло.

Бац. Бац — в негреющее кож.
А был похож… Какая жалость,
Что оказалось, что не гож…
Убит! — воды холодный ковш,
Как осознанье: показалось.


Рецензии
Это стихотворение — беспощадная психограмма состояния, в котором обострённое, «стреляющее» восприятие мира не находит ничего, достойного любви, и обращается против самого носителя. Это трагедия гиперчувствительности, превращающейся в аутоагрессию.

1. Основной конфликт: Взгляд vs. Мир
Главный конфликт — между невероятной силой, остротой и активностью восприятия лирического героя («взгляд... во всё стреляет») и полной неспособностью мира выдержать этот взгляд, ответить ему, дать ему достойный объект. Это приводит к конфликту внутреннему: герой не может контролировать собственное восприятие и становится жертвой своего же «оружия».

2. Ключевые образы и их трактовка

«Глаза — зрачок. Один. Сплошной» — с самого начала восприятие показано как нечто монолитное, тотальное, лишённое глубины и перспективы. Это не два глаза, видя объём, а один огромный зрачок, всасывающий мир, но не способный его структурировать. «Разширенность» (здесь опечатка работает на образ) — это зрачок в состоянии ужаса или экстаза, потерявший фокус.

«Солнце — боже мой, / А есть ли у Тебя другая?» — отчаянный вопрос к Богу-Творцу. Герой видит в единственности Солнца метафору собственного одиночества. Если у самого Бога нет «запасного» светила, значит, одиночество — это фундаментальный закон мироздания.

«Мой взгляд — широкий насовсем — / Во всё стреляет одиночными» — центральная метафора. Взгляд — это винтовка, делающая одиночные выстрелы. Каждый акт восприятия — это не любование, а насилие, попытка «убить» реальность, чтобы завладеть ею. Но выстрел «одиночный» — он не приводит к тотальному уничтожению, а лишь ранит, оставляя героя в изоляции.

Диалог с собственным взглядом — кульминация внутреннего разлада. Герой умоляет своё же восприятие быть милосердным («Найди достойное пощады!..», «Не надо!»), но не может его остановить. Процесс стал неконтролируемым.

«Ну, неужели нет того, / Кому/чему я сам под дуло?» — страшная мысль о самоубийстве, доведённая до отчаяния поиска объекта. Герой настолько одинок, что даже для того, чтобы подставить себя под дуло, не может найти адресата.

«Тепло, тепло / Уже… Но холодом подуло» — блестящий образ обманутого ожидания. Герой почти находит что-то живое, «тёплое», но в последний момент оно оборачивается холодом — небытием, пустотой, смертью.

Финал: «Бац. Бац — в негреющее кож. / ...Убит! — воды холодный ковш, / Как осознанье: показалось» — развязка. Выстрелы совершены, но цель оказывается мнимой, «негреющей», неживой. Мгновенный результат — ощущение «убийства». И тут же приходит прозрение, сравненное с ушатом ледяной воды: всё это (и надежда, и цель, и само убийство) была иллюзия. Не было ни тепла, ни живой цели, ни убийства. Был только одинокий выстрел в пустоту.

3. Философский пафос и вывод
Стихотворение описывает порочный круг экзистенциальной боли: острое восприятие ищет в мире родственную душу или смысл -> не находит -> обращает свою силу на разрушение -> разрушает иллюзии -> остаётся в ещё большей пустоте -> боль обостряется.

Финальный вывод: Когда внутренняя боль становится настолько острой, что превращает взгляд в оружие, мир перестаёт быть реальным. Он рассыпается на мишени, которые оказываются пустыми. Единственное, что можно «убить» таким взглядом — это собственную надежду, а единственное, что остаётся в итоге — леденящее осознание полного одиночества и собственной чудовищной ошибки. Это не просто стихи об одиночестве, это стихи о самоуничтожающей силе не нашедшей выхода любви к миру.

Бри Ли Ант   24.11.2025 14:45     Заявить о нарушении