Вера Кузьмина. Экспертный обзор. Сентябрь-2018

 

Предуведомление от редколлегии БЛК
Обзор писался по анонимному файлу, полные ссылки восстановлены при подготовке обзора для публикации.

...........................................................

Заранее предупреждаю, что написанный мной обзор – всего лишь личное частное мнение непрофессионала. Поэтому, если кто-то вздумает обидеться или просто будет с чем-то несогласен – будем списывать на разность мнений, а не на то, что обзор – истина в последней инстанции. Несколько наиболее понравивишихся стихотворений внизу каждого обзора буду отмечать тремя плюсиками.


ОЛЬГА СУХАНОВА «Хотела щедрый стол и теплый дом»
http://www.stihi.ru/2017/08/29/4584 квота ГР за редактирование отборочного тура

Чистой воды женская лирика, как ни странно, хороша именно своей типичностью, традиционностью темы "третья лишняя". Одна из вечных тем, всегда находящая отклик, да еще и подкрепленная последней строкой: " И не скулить, и не просить пощады". Эффектная точка, раскрывающая избитую тему под другим углом. Из минусов – склонность автора к инверсиям ("улыбки втайне да украдкой взгляды" – так и просится "улыбки втайне и взгляды украдкой"), тяжеловесность строки "запутана клубков небесных пряжа" – строка вообще выбивается из общего тона стиха, местами неудачное звучание ( например, "да детям на ночь" – "даде" откровенно режет уши).


ЖИЛЬ ДЕ БРЮН «узкоколейка»
http://www.stihi.ru/2017/03/13/8578 квота ГР за редактирование отборочного тура

Интересный стих. Несомненные плюсы – яркая образность ( "обходчик-лешак", лось, сватающийся к дрезине ). Крепкая рифма ( вечность-вещи в особенности хорошо ). Из минусов – на мой взгляд, притянусть за уши к описываемому месту Монферрана и Трезини, которые выпирают наподобие инородных тел.
+++


МИХАИЛ ЗАМЯТИН «шана това»
http://www.stihi.ru/2018/09/13/8414 номинатор Термитник поэзии

Из несомненых плюсов – строчка "хрустящие трупики пчел" как пример прекрасной аллитерации, передающий сухость и хруст. К сожалению, минусов больше – от традиционной рифмы перца-сердце, еще только дверцы тут не хватает, до неточной рифмы дождя-наклоня, которая, по существу, ни рифма ни разу. И что все же или кто заливают в сердце – осень раскаянье или раскаянье осень? И еще – нет слова "разукрасивши", есть "разукрасив". В другом стихе, более простом по теме и исполнению, "разукрасивши" звучало бы. Здесь – нет.


ВИТАЛИЙ АЙРИЯН «вспоминая Уитни Хьюстон»
http://www.stihi.ru/2018/08/09/3982 номинатор Термитник поэзии

Страаное сочетание продуманных отточенных строк со сляпанными кое-как, чтоб только стих не расползался. "И слыша, как внизу вовсю картавит ворон" –это плюс, следующая строчка "листая февраля короткую тетрадь" – минус. Столько уже написано об этих перевернутых страницах и закрытых тетрадях, что пора остановиться. Кофе не может быть "дымящий" – только дымящийся, и то с большой натяжкой – вы видели когда-нибудь над кофе не пар, а дым? Стих спасают две последние строки, действительно крылатые, как "крылатый голос Хьюстон" – спасибо за него.


АЛЕКСАНДРА ГЕРАСИМОВА «в репетиционном зале»
http://www.stihi.ru/2018/09/05/6605 номинатор Александр Крупинин

Солянка с отдельными вкраплениями вкусных кусочков. Начнем со вкусного6 "полуболен-полубог", врасатющий в суирак сквера актер – великолепный образ, который естественно вырастает до поставленного этому актеру в сквере памятника. Хорошие образы, к слову, часто имеют дальнейшее развитие, глубинный слой. Из минусов стиха – не может застревать хрип на альвеолах. Альвеолы в создании звука, в том числе хрипа, не участвуют. Их функция – газообмен. Как может "заходиться затылок", да еще "грохотом сапог"? И почему так сливается в одно слово "был должен"? Кто такой он вообще, этот былдолжен?


JAG «Юрмальское»
http://www.stihi.ru/2018/09/13/2266 отборочный тур для резидентов

Короткое, но очень выразительное, хорошо технически сделанное ( "далекое – малек ее", чудная строчка "Балтика – забалтыванье боли" ). Есть несколько огрехов – не очень больших: море, "утонувшее в серой дымке" – затертый образ, некрасивое слияние букв в словосочетании "в эту точку" – явственно слышится "туто". Но это, в общем, мелочи.
+++


АЛЕКСАНДР КРУПИНИН «Ежевика»
http://www.stihi.ru/2018/08/16/4846 отборочный тур для резидентов

Автор с великой фантазией в хорошем смысле слова. Такое не каждому дано – придумать фантастическую картину, котлорая кажется совершенно правдоподобной. Апофеоз стиха – "Вырастают слова из небесного Слова единого, так бывало всегда и везде у поэтов великих". Тут бы и закончить стих, как положено, на высокой ноте, но следуют еще два катрена, которые к стиху ничего не добавляют. Впрочем, и не убавляют тоже.
+++


ЗИНАИДА ПАЛАЙЯ «Лестница»
http://www.stihi.ru/2018/08/12/2408 отборочный тур для резидентов

Попробуйте записать это в строчку – получится прекрасная, прозрачная, чистая проза.  Проза, которая многих заставит задуматься, возможно, даже измениться. Автору респект. Только не надо называть стихом то, что, по сути, им не является.


ЛАНА ЮРИНА «Я просыпаюсь»
http://www.stihi.ru/2017/12/22/4238 отборочный тур для резидентов

Первое впечатление – неудобочитаемость. Стих неповортлив, попробуйте прочитать вслух первый катрен, сразу поймете. Стих должен литься – или рваться, но только не ворочаться на земле гусеницей. Вообще-то автор умеет работать со словом и чувствует его, иначе не было бы рифмы "вихрастую" и "здравствую" и неожиданного поворота вечной темы о потерянном ребенке.


ИРИНА РЫПКА «Корень страха»
http://www.stihi.ru/2018/08/16/3602 отборочный тур для резидентов

Погружение в прошлое, чтоб понять себя настоящую – это всегда интересно. Тем более – такое полное погружение. Автору веришь, принимаешь и понимаешь – именно из-за точности образов. Правда, лично меня напрягает отсутствие знаков препинания. Еще, на мой взгляд, выбивается из стиха строка "Господи, я ведь с рожденья верю в штиль роковой и шторм". Красивая строка, но вряд ли бабушка, говорящая "сынко", знала слова "штиль роковой и шторм" – а потому неуместно их употреблять в стихе и автору. Слишком бьющее в глаза несоответсвие.
+++


ДМИТРИЙ БЛИЗНЮК «первое сентября»
http://www.stihi.ru/2018/09/04/2428 отборочный тур для резидентов

Несмотря на свою нелюбовь к свободному стиху, соглашусь, что картинка вырисовывется яркая, дикая, неприглаженная – и потому верная. Даже некоторые чрезмерности образов – например, соскальзывающие с сосков кошки дни-котята – смотрятся уместно. Только в одном месте поэт перегнул палку – "живые глаза тихо выкрикивали поэмы детства". Глаза могут кричать. Не выкрикивать. Поверьте, это огромная разница.
...даже не знаю, кто из учителей для ребенка хуже – чудище, больной волшебник или великан...
+++

ИНГА СТАШЕВСКА «Здесь»
http://www.stihi.ru/2017/01/06/2198 отборочный тур для резидентов

Стих интереснейший, тонкий, умный – и точный. Осмелюсь предположить, что автор и сам был инородец, инородное тело в каком-то конкретном месте, из которого он ушел и теперь смотрит со стороны. Отсюда и точность взгляда.
Образы выразительны, уместны – и, что самое главное, ненавязчивы. Им веришь. Ни одно выражение стиха не выбивается из общего тона. Из минусов по технике: вялость строки "камни вздрагивали от..." – обилие пиррихиев дает звуковой провал, и неудачная рифма "предрассветный-человека". Дело не в том, что она ассонансная, "листья-молитвы" тоже ассонанс, просто она неудачная.
+++


ЮЛИЯ ДОЛГАНОВСКИХ «Трое»
http://www.stihi.ru/2018/01/28/5959 отборочный тур для резидентов

Стих был бы хорош, если бы имела место большая яркость образов и большая их точность. "Холодно и темно, словно в космосе неосвоенном" – а в освоенном тепло и светло, выходит? "Если я дотемна буду занят другими" – а если не дотемна, то все будет окей? Дотемна – явно случайно втиснутое слово для рифмы и сохранения размера. Но, повторяю, стих хорош в своей основе – теплый, находящий отклик у любого – а если тема близка любому, это большая тема. В общем, плюсов и минусов в стихе поровну.


РАДИО-АКТИВЕН «В прокуренной кухне»
http://www.stihi.ru/2010/08/24/93 отборочный тур (квота Ольги Ведёхиной)

За тему – минус. Об этом уже столько писано, что добавить можно мало, и надо делать это ювелирно, а не как придется. За образы – плюс: "распятого богом войны на прицельном кресте", вечная засада смерти. Строчка "вторую неделю мы тщетно винищем их тушим" совершенно нечитается. А вот "лимб-лиц" и "цинка-цифры" читается, и еще как. В общем, потенциал большой, автор может лучше.


ОЛЬГА БЕССНЕЖНАЯ «Частичка тишины»
http://www.stihi.ru/2018/09/13/8295 отборочный тур (квота Александра Евдокимова)

Если бы не последние две строчки и не осока, стоящая на страже, стих бы провалился, ибо переполнен банальностями: "у лета на краю", "слушать вечность"... Да – смола вряд ли может бежать в иголках ели. Во-первых, это достаточно густая субстанция. Во-вторых, иголки все же ствол. Но брость красивый стих жалко – он просто нуждается в доработке.


НАТАША ДУБРАУ «Мавзолей»
http://www.stihi.ru/2017/07/07/8717 номинатор Марина Намис

Интересно. Убедительно. Много раз другими поэтами использовалась многслойность понятия "звезда", но здесь это играет по-новому. Одно не понравилось: " исхожен окольный путь".  Путь может быть пройден. Исхожен – вряд ли, ибо путь и дорога – понятия все же не равнозначные.
+++


МАРИНА ЧИРКОВА «карандашом в сентябре»
http://www.stihi.ru/2018/01/03/4299 квота ГР за ведение рубрики «В гостях у...»
Галерея красивых образов, но, к сожалению, разрозненных – нет общей картины. Стих несколько связывают, добавляют цемента две последние строчки, но он все равно расползается. Настроени стиха – есть. Цельности  – нет.


НИНА ЗЛАКАЗОВА «К Лазарю»
http://www.stihi.ru/2018/03/22/4289 квота ГР за редактирование отборочного тура

Интересное решение: воскресший Лазарь – это весна. Новое, свжее решение. В этом образе – сила, которая даже "застоялую, неровную дорогу вытянет вперед". Только вот не понимаю, что такое "восстанье новых жил". Жилы не могут восставать – ни старые, ни новые.


ВЯЧЕСЛАВ ПАМУРЗИН *** («Кто про что, а вшивый про баню...»)
http://www.stihi.ru/2018/09/15/8148 номинатор Марина Намис

Осмелюсь предположить, что автор и в самом деле покидал Москву – как ему казалось, навеки. Его мнение ошибочно. Слишком ярки и живы столичные описания , чего стоят одни "бутиков кружевные марши". Но вот за Патриаршие вступлюсь. Они не ПатриаршИ, они ПатриаршиЕ. А если рифма к слову "марши" понадобилась, лучше заменить это слов, а пруды не трогать.
+++

НАДЕЖДА КОГАН (ШЛЯХОВА) «Фонарный столб»
http://www.stihi.ru/2007/06/04-2517 номинатор международный поэтический клуб «Рифма»

Большой плюс стиха – оживление неживого. Это не столб, это ведь старик, веселый старый шут-дылка, которого не обижают, не гонят, а приняли за своего. И он благодарен и счастлив, и жаль только, что фонарь не горит. Не понравилось выражение "ветрами опален" – ветра не костры и не все ветра сухие и горячие, а если с дождичком, так вообще ничего не опалят. И не понравилась рифма "встарь-фонарь", слишком отдает ночью, улицей, фонарем и аптекой.


ПОТАПОВА ПОЛИНА «в эфире только птицы...»
http://www.stihi.ru/2018/09/14/9137 номинатор международный поэтический клуб «Рифма»

Просто картинка. Изящная, технически хорошо сделанная. Больше сказать нечего.


ИРИНА СУВОРОВА 4 «А кто-то там...»
http://www.stihi.ru/2017/10/08/7635 номинатор Ник Туманов

Стих хорош какой-то примитивной наивностью, не побоюсь сказать – чистотой. Есть технические неполадки, в основном – вставление ничего не значащих слов для сохранения размера. Пример – "особо пьяный вусмерть" – здесь надо убрать или "особо", или "вусмерть". Попадающееся сокращение слов служит для того же самого – для втискивания в размер: "небо качает" – а оно все же качается. В общем, работать есть над чем. И работать надо – потенциал у автора немаленький.


ВЛАДИМИР ЛИСТОМИРОВ «Холодно»
http://www.stihi.ru/2015/11/25/9448 номинатор Ник Туманов

Давайте запишем это не в формате А4, а традиционно, и сразу вылезут все слабые места. Непонятные красивости "смесь кометы и сонного декабря". Слабые рифмы "декабря-простыня", "янтаря-замерзаю я". Банальности типа "зимнее серебро". Наряду с этим хорошо передано настроение замерзания: "становится вдруг неважно все то, что случилось до". Вообще, передача настроения – сильная сторона автора. Скажу как про предыдущего – работать надо, потенциал есть.


ВЕЛМА «Нежней...»
http://www.stihi.ru/2010/04/16/3393 номинатор Александр Перевозкин

Красивое – но слишком. Распалось бы, если бы не держащий стих перстень царицы Савской. Если его убрать из начала и конца стиха, будет набор не связанных друг в другом не красот, а красивостей.


СТЕП «Лошадка»
http://www.stihi.ru/2006/03/17-1815 номинатор Ильдар Харисов

Стих, написанный ради двух последний строчек. Впрочем, милый. Как лошадка.


РОМАН НЕНАШЕВ «Было страшно и неправильно»
http://www.stihi.ru/2018/08/10/6240 номинатор Stihi.lv

По технике претензий нет. Более того – технически это, пожалуй, самое сильное стихотворение подборки. Есть претензии к манере подачи. Расплывчатость образов, их недописанность, мимолетность и недосказанность , на мой взгляд, от Пастернаковского "Никого не будет в доме" и прочих ему подобных. У Пастернака это работает. У автора – нет. Если любое Пастернаковское стихо такого рода понятно с первого прочтения, то "Было страшно и неправильно" надо перечитать два раза, а то и три.


АННА ДЭ «Грачи»
http://www.stihi.ru/2018/01/04/6407 номинатор Stihi.lv

Странное сочетание жизни и смерти, начала и конца, грачей и людей. Не могу сказать, что не завораживает. Не могу сказать, что мне это близко. Это поэзия такого рода, который – для очень немногих. Для меня эта избранность скорее минус, другие могут думать по-другому. По технике: царапает ударение в слове "цинковую". Все же правильно цИнковую, а не цинковУю.


ЕЛЕНА КОПЫТОВА «Шурави»
http://www.stihi.ru/2017/12/07/6053 номинатор Юрий Семецкий

Крепкий стих, хотя и тема заезжена, и подача не нова. Спасает острый клин , которым "тянутся шурави". Естественно, ассоциация с Журавлями Гамзатова – но так и должно быть. Нам сейчас особенно остро не хватает того, что называется преемственностью поколений, и многие начали это понимать. А вот не будь в конце стиха этого образа клина – стих скатился бы в болото много раз описанной банальщины. Все же – скорее да, чем нет. Такие стихи нужны.


СОНЯ ПАЩЕВСКАЯ «непрожитые жизни наших тел»
http://www.stihi.ru/2017/05/10/1707 квота Бразервилля за редактирование отборочного тура

Хорошее решение – отъединить по две строки, несущие основной смысл, от основного текста. Ибо в нем много воды – они бы в ней утонули, как тонет смысл в строчке "других материков болото ночи". Еще хороши четыре строчки от "чтоб в имени" до "боюсь его поранить" – но и они тонут в ужасном диссонансе "стук сердца, что до смерти бы любил ты". Стих не выбрасывать – оставить. Но переделав на 50 процентов.


НАТАША МИНКОВСКАЯ «Рыбки»
http://www.stihi.ru/2018/07/08/5599 квота Ирги Рябины за редактирование отборочного тура

Масса претензий по технике и нет ни одной по содержанию и форме подачи. "Почему щеки раздуты у занавесок" – зачем здесь "У? Прочитайте вслух "вот чем наш пруд так богат" и попробуйте не сломать язык. И как сочетаются эфемерные фиалковые розовые пятна с реальныи зобастым плафоном, тоже не вполне понятно.


АЛЁНА КОСТИНА «Пятнадцатый»
http://www.stihi.ru/2018/01/12/6957 номинатор Юрий Семецкий

Из тех стихов, что уместны только здесь и сейчас. На злобу дня, так сказать. Уйдут события – забудется стих. И ничего для вечности, кроме строчки "в те дни мне не хватало автомата".

НАТАЛЬЯ РАЗУВАКИНА «Герда»
http://www.stihi.ru/2017/04/06/8418 номинатор Света Хохломская

Ювелирное определение "человек-ледокол, а еще человек-перезвон". Повторы, за которыми – бесконечность пути Герды. Малиновое варенье, намазанное на небо. Это все плюсы. Из минусов – сокращения в словах "замерзанье" и "дыханье" – замерзание и дыхание выглядело бы более естественно и органично. И, возможно, некоторая затянутость – но тут не уверена. Скорее понравилось, и весьма.
+++

РОМАН СМИРНОВ 4 «Оживляя Кая»
http://www.stihi.ru/2018/08/01/6059 номинатор Света Хохломская

Картинка рисуется точная, смелая – особенно благодаря "стану скрипки". И в конце – очень уместная надрывная нота: "Тоньше, скрипка, жальчей играй". Из минусов – "убивая легенду пусть". Ну вот одной строкой всю картину испортить... "легенда пусть" – что за разновидность легенды?
 
Прошу не обижаться на резкости. И продолжайте писать. Главное, что у каждого свой голос, и это прекрасно.


ШОРТ-ЛИСТ

ЖИЛЬ ДЕ БРЮН «узкоколейка»
http://www.stihi.ru/2017/03/13/8578 квота ГР за редактирование отборочного тура

JAG «Юрмальское»
http://www.stihi.ru/2018/09/13/2266 отборочный тур для резидентов

АЛЕКСАНДР КРУПИНИН «Ежевика»
http://www.stihi.ru/2018/08/16/4846 отборочный тур для резидентов

ИРИНА РЫПКА «Корень страха»
http://www.stihi.ru/2018/08/16/3602 отборочный тур для резидентов

ДМИТРИЙ БЛИЗНЮК «первое сентября»
http://www.stihi.ru/2018/09/04/2428 отборочный тур для резидентов

ИНГА СТАШЕВСКА «Здесь»
http://www.stihi.ru/2017/01/06/2198 отборочный тур для резидентов

НАТАША ДУБРАУ «Мавзолей»
http://www.stihi.ru/2017/07/07/8717 номинатор Марина Намис

ВЯЧЕСЛАВ ПАМУРЗИН *** («Кто про что, а вшивый про баню...»)
http://www.stihi.ru/2018/09/15/8148 номинатор Марина Намис

НАТАЛЬЯ РАЗУВАКИНА «Герда»
http://www.stihi.ru/2017/04/06/8418 номинатор Света Хохломская


Рецензии
Спасибо, Вера, за обзор. Интересно. Всего, всего Вам доброго!

Наталья Разувакина   14.10.2018 22:52     Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.