Выуживать из провинциальной хроники...

Большое искусство не должно осквернять себя, обращаясь к безнравственным сюжетам. Людвиг Бетховен. // Следует брать лишь такие сюжеты, которые побуждают к добродетельным поступкам, все остальные вредны. Гюстав Флобер. // Я намеренно избегал драматической концовки, предпочитаю постепенное угасание действия к концу книги и предоставляю сюжету течь самому. Я не деспот и не пускаю кровь своим героям, подобно Флоберу, Стендалю или драматургам-елизаветинцам. Я мог бы усилить драматизм сцены, но я сознательно от этого воздерживался. Материал был настолько хватающий за душу и заряженный изнутри, что я не хотел подвергать читателя одному нервному шоку за другим. Скотт Фицджеральд. // Необходимость держать читателя в напряжении – это момент, составляющий разницу между большой повестью и маленьким рассказом. Антон Чехов. // Литература по-фольклорному нашпигована происшествиями. Виктор Шкловский. // Попробуй написать рассказ, где ничего не происходит, где жизнь течёт себе и течёт, а вместе с тем надо, чтобы читатель задумался, – это ой, как это трудно! Куда проще и легче описывать, как один идиот всадил другому идиоту нож под ребро «из идейных соображений». Динамика. Чесоточный ритм. Тю! Василий Шукшин. // Уилки Коллинз любил использовать для сюжетов преступления, имевшие место в действительности. Основной замысел романа «Женщина в белом» он почерпнул из книги, которую выудил с прилавка букиниста во время прогулки с Диккенсом по Парижу. Это был «Справочник знаменитых судебных дел» Мориса Межана. Для эпизода с «бельевой книгой» в романе «Лунный камень» он использовал дело девицы Кент, о котором много писали в газетах в 1861 году. Одри Петерсон. // Роман «Воскресенье» построен на судебной ошибке. Второй знаменитый русский роман с убийством и процессом, «Братья Карамазовы» Достоевского, также построен на судебной ошибке. Марк Алданов. // Фабула «Власти тьмы» почти целиком взята мною из подлинного уголовного дела, рассматривавшегося в тульском окружном суде. Даже главные фигуры навеяны действительным происшествием. Лев Толстой. // Просматривая как-то отдел происшествий в вечерней «Красной газете», Булгаков натолкнулся на заметку о том, как милиция раскрыла карточный притон, действующий под видом пошивочной мастерской в квартире некой Зои Буяльской. Так возникла отправная идея комедии «Зойкина квартира». Всё остальное в пьесе – интрига, типы, ситуация – чистая фантазия автора, в которой с большим блеском проявились его талант и органическое чувство сцены. Любовь Белозерская. // При выборе сюжета очень часто использую газеты. Тридцать-сорок процентов сюжетов маленьких рассказов брались из газет если не целиком, то отталкиваясь от какой-нибудь детали газетного сюжета. Михаил Зощенко. // Газетная хроника была источником сюжетов для ряда рассказов и фельетонов Антона Чехова «Осколки московской жизни». // ...газет Чехов получал множество, и говорил: «Давайте газеты читать и выуживать из провинциальной хроники темы для драм и водевилей». Иван Бунин. // Как романист узнаёт, что нужный ему сюжет найден? А вот как: если обдумывая его, он испытывает волнение. Если тема затрагивает чувствительные струны его души, вызывает мучительное или опьяняющее воспоминание, есть шанс, что будущая книга получится превосходной. Андре Моруа.


Рецензии