31 января - преподобные Кирилл и Мария Радонежские

       ДНИ ПАМЯТИ преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского:
       31 января
       5 июня - Собор Ростово-Ярославских святых
       19 июля - Собор Радонежских святых
       11 октября

       Преподобный Сергий Радонежский — великий подвижник земли Русской. В какой семье он воспитывался, кто были его родители — преподобные Кирилл и Мария, принявшие ангельский образ под конец жизни по примеру своего сына?
       Недалеко от Ростова Великого, на берегу реки Ишни, находилось поместье знатных ростовских бояр Кирилла и Марии. Преподобный Кирилл состоял на службе сначала у ростовского князя Константина II Борисовича, а потом у Константина III Васильевича, которых он, как один из самых близких к ним людей, не раз сопровождал в Золотую Орду. Кирилл владел достаточным по своему положению состоянием, но по простоте тогдашних нравов, живя в деревне, не пренебрегал и обычными сельскими трудами.
       Супруги имели уже сына Стефана, когда Бог даровал им другого сына — будущего основателя Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, преподобного Сергия. Задолго до рождения Промысл Божий дал о нем знамение как о великом избраннике Божием. В житии преподобного Сергия повествуется о том, что за Божественной литургией еще до рождения сына праведная Мария и молящиеся слышали троекратное восклицание младенца перед чтением святого Евангелия, во время Херувимской песни и когда священник произнес «Святая святым». Преподобные Кирилл и Мария ощутили на себе великую милость Божию.
       После этого Мария стала особенно следить за своим духовным состоянием, помня, что носит во чреве младенца, которому предназначено быть избранным сосудом Духа Святого. Она блюла себя от всякой скверны и нечистоты, ограждала себя постом, избегала мяса, молока и рыбы, питалась лишь хлебом, овощами и водой. Воздерживалась и от вина, употребляя вместо различных напитков только одну воду и ту понемногу. Часто втайне наедине, воздыхая со слезами, Мария молилась Богу о сохранении себя и младенца.
      
       Благочестие Кирилла и Марии требовало, чтобы чувства благодарности к Богу были выражены в каком-либо благоговейном обете. И праведная Мария, подобно святой Анне — матери пророка Самуила, вместе с мужем дала обещание посвятить чадо Благодетелю всех — Богу.
       3 мая 1314 года праведных родителей посетила великая радость: родился мальчик. В сороковой день по рождении младенца принесли в церковь, чтобы совершить над ним Крещение. Священник Михаил назвал младенца Варфоломеем (означает «Сын радости (утешения)»), ибо в этот день (11 июня) праздновалась память святого апостола Варфоломея. Священник почувствовал, что это особый младенец и, осененный Духом Божественным, предрек: «Радуйтесь и веселитесь, ибо будет ребенок сей сосуд избранный Бога, обитель и слуга Святой Троицы».
       Родители стали замечать особенное в поведении младенца: с первых дней жизни младенец всех удивил постничеством, по средам и пятницам он не принимал молока матери, в другие же дни, если она употребляла в пищу мясо, младенец также отказывался от молока. По средам и пятницам он вовсе оставался без пищи. Воздержанный постом во чреве, младенец и по рождении как будто требовал от матери поста. И она стала строже соблюдать пост: совсем оставила мясную пищу, и младенец, кроме среды и пятницы, всегда после этого питался ее молоком.
      
       Подрастая, Варфоломей, как и в первые дни своей жизни, по средам и пятницам не вкушал никакой пищи, а в остальные хранил воздержание. Мария опасалась, что суровый образ жизни может повредить его здоровью и убеждала сына уменьшить строгость поста. Однако сын просил не отклонять его от воздержания, и мать более не препятствовала.
       Монголо-татарское нашествие и жестокий голод довели ростовского боярина до нищеты. Возможно, что своевольные московские наместники, распоряжавшиеся в Ростове, приказали ему удалиться из города, и около 1328 г., когда Варфоломею исполнилось 15 лет, семейство переселилось из Ростовского княжества в княжество Московское — в город Радонеж.
       По обычаю того времени Кирилл должен был получить поместье, но по старости уже не мог служить московскому князю, и эту обязанность принял на себя его старший сын Стефан, к тому времени уже женатый. Младший из сыновей Кирилла и Марии — Петр, также женился, но Варфоломей и в Радонеже продолжал свои подвиги.
       Когда ему было около двадцати лет, он попросил у родителей благословения на монашество. Кирилл и Мария не возражали, но просили подождать только до их смерти: с его уходом они потеряли бы последнюю поддержку, так как два старших брата были уже женаты и жили отдельно. Благодатный сын повиновался и делал все, чтобы успокоить старость своих родителей, которые не принуждали его вступить в брак.

       Праведность Кирилла и Марии была известна не только Богу. Будучи строгими блюстителями всех церковных уставов, они помогали бедным и больным, принимали странников, но особенно свято хранили заповедь святого апостола Павла: Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам (Евр.13:2). Тому же учили они и своих детей, строго внушая им не упускать случая позвать к себе в дом путешествующего инока или иного усталого странника. До нас не дошло подробных сведений о благочестивой жизни этой блаженной четы, зато мы можем вместе со святителем Платоном сказать, что сам происшедший от них плод показал лучше всяких красноречивых похвал доброту благословенного древа.
       Счастливы родители, коих имена прославляются вечно в их детях и потомстве! Счастливы и дети, которые не только не посрамили, но и преумножили и возвеличили честь и благородство своих родителей и славных предков, ибо истинное благородство состоит в добродетели!
       По распространенному на Руси обычаю под старость иночество принимали и простецы, и князья, и бояре. Согласно этому обычаю, Кирилл и Мария в конце своей жизни тоже приняли сначала иноческий постриг, а потом и схиму в Хотьковском Покровском монастыре, который находился верстах в трех от Радонежа и был в то время одновременно и мужским, и женским.
       Утружденные болезнями, скорбями и старостью схимники-бояре недолго потрудились в новом звании. В 1337 году они с миром отошли ко Господу. Перед своей блаженной кончиной они благословили Варфоломея на иноческий подвиг. Дети погребли их под сенью Покровской обители, которая с этого времени стала последним приютом и усыпальницей Сергиева рода.

       Летопись Хотьковского Покровского монастыря приводит свидетельства о том, как молитвенное обращение к преподобному Сергию и его родителям спасало людей от тяжких недугов. Особенно проявилось их заступничество во время народных бедствий — страшной моровой язвы 1770-1771 годов, эпидемий холеры в 1848 году и в 1871 году. Тысячи людей стекались в Хотьково. У гробницы родителей преподобного читалась неусыпно Псалтирь и молитва святым схимонаху Кириллу и схимонахине Марии. В то же время они уже местно почитались в монастыре. И всякий раз множество людей сохранялись от губительных болезней.
       Мощи схимонаха Кирилла и схимонахини Марии неизменно покоились в Покровском соборе, даже после его многочисленных перестроек. Уже в XIV веке в лицевом житии преподобного Сергия родители его изображены с нимбами.
       По преданию, преподобный Сергий завещал — прежде чем идти к нему, помолиться об упокоении его родителей над их гробом. Так и повелось — паломники, едущие на богомолье в Троицкую Лавру, посещали сначала Хотьковскую обитель, желая «поклониться на могилке его праведных родителей, чтобы явиться благодатному сыну от дорогой ему могилы как бы с напутствием от самих праведных родителей». По преданию, и сам преподобный Сергий нередко ходил на могилу родителей из своей Лавры.
       В XIX веке почитание преподобных Кирилла и Марии распространилось по всей России, об этом свидетельствуют месяцесловы того времени.
       После 1917 года Хотьковский монастырь был ликвидирован.

       В 1989 году в Покровском храме бывшего Хотьковского монастыря, возвращенного Русской Православной Церкви, вновь возгорелась свеча церковной молитвы преподобному Сергию и его родителям.
       В том же году, в день празднования преподобного Сергия, мощи его праведных родителей перенесли в храм Покрова Пресвятой Богородицы. Возобновилось празднование памяти преподобных Кирилла и Марии 28 сентября (11 октября) и 18 (31) января. Они также были прославлены в соборе Радонежских святых, чье празднование совершается 6 (19) июля, на следующий день после праздника в честь обретения мощей преподобного Сергия Радонежского. Вера в заступничество святых укрепилась после многочисленных исцелений, совершенных у их гробницы.
       В 1992 году открылся Хотьковский женский монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В том же году, когда праздновалось 600-летие со дня кончины преподобного Сергия, совершилось общецерковное прославление преподобных Кирилла и Марии, увенчавшее шестивековое почитание родителей великого светильника Русской земли, давших миру образец святости и христианского устроения семьи.

       «Преподобные Кирилл и Мария, - говорит священник Димитрий Шмаров, -  причислены к лику Святых за богоугодную и праведную жизнь и за то, что по избранию Божию они дали миру великого святого, молитвенника за Русскую землю, - преподобного Сергия Радонежского и всея России чудотворца. Вся жизнь преподобных Кирилла и Марии была основана на следовании Божиим заповедям о любви к Богу и друг ко другу.
       Жили Кирилл и Мария просто, их домашний быт был близок к крестьянскому и в высшей степени благочестив. Добрые родители воспитывали детей в смирении, целомудрии и любви, понимая, что иначе нельзя стяжать Небесное Царство. Житие преподобных особенно украшено свидетельством об их милосердии и страннолюбии, которое было увенчано посещением их дома Ангелом. И дети были достойны своих родителей. Семья преподобных Кирилла и Марии – особая в Русской Православной Церкви: пять ее членов Господь прославил в лике святых. Свою жизнь они окончили в монашеском чине, приняв постриг в Покровском Хотьковом монастыре.
       Святые преподобные Кирилл и Мария являются покровителями семьи и примером своей жизни показывают нам – что есть настоящая христианская семья.
       В наше время, когда правильное понимание семейной жизни упраздняется, когда люди после года семейной жизни расходятся, когда отказываются рожать и воспитывать детей, нам необходимо взглянуть в прошлое и поучиться семейной жизни у наших святых предков.

       Жизнь праведных семей основана на строгом следовании заповедям Христовым. Беда современного человека состоит в том, что он отвергает всякий авторитет. Авторитет старших, родителей и даже Божий. Человек хочет жить по-своему, так как хочется ему. Это считается свободой. Но опыт жизни показывает, что гордое «я» всегда проигрывает, терпит поражение, потому что человек без Бога одинок и беспомощен.
       «Без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5), - говорит Господь в Евангелии. Эти строгие слова Божии призывают нас в смирении молиться Богу, молиться Богородице и   
       Святым покровителям семьи и просить их помощи. Просить о даровании добродетелей – терпении и любви. Просить с верой и упованием, что бы Господь вразумлял и наставлял нас в семейной жизни. Так же эти слова являются призывом к строгому соблюдению заповедей Божиих, так как заповеди являются указателями для доброй и богоугодной жизни. Следуя заповедям Божиим, человек никогда не останется один на один со своими проблемами и скорбями. Во всей жизни он будет храним Богом и наставляем Им. Великое благо для человека жить согласно заповедям Божьим.
       Большой проблемой современной семейной жизни является то, что люди соединившись в браке не находят общего языка и взаимопонимания. Столкнувшись с первыми испытаниями и проблемами супруги не готовы с терпением нести бремя семейной жизни. Начинаются ссоры, выяснение отношений и взаимные оскорбления. Все это происходит от того, что люди в семейной жизни ищут в первую очередь своего, ставят свое «я» на первое место.

        Семейная жизнь понимается не как совместный и тяжелый труд, а как приятная прогулка. Супругам необходимо помнить слова апостола Павла о том, что «Любовь не ищет своего» (1Кор. 13:5). Другими словами, любовь не эгоистична. Эгоизм - это себялюбие, забота только о себе, без внимания к другим. Любовь посвящает себя другим, не ожидая платы. Не искать своего - это значит не ждать, чтобы тебе дарили любовь, а дарить ее другому. Основой семейной жизни является смирение, умение терпеть и бескорыстная любовь друг к другу.
       Семья, утвержденная Самим Богом, брачный союз – это Божие благословение. Если в семейной жизни муж и жена придерживаются заповедей Божиих и отдают Богу первое место, то в семье будет мир и согласие. Если же Господу не остается места в семье, то союз распадается. Критерием жизни для православной семьи является Слово Божие, оно помогает преодолевать многие трудности и указывает правильный путь созидания и укрепления семейного единства. Семья в православном понимании – малая Церковь. В ней начинается воспитание будущего поколения. То, что дети получат в семье, он пронесут через всю жизнь.
       Главное несчастье большинства нынешних семейств заключается в том, что жизнь их выстраивается не по духу православной веры и Церкви. Все, касающееся веры и Церкви, меньше и меньше занимает семью. О жизни святых ни взрослые, ни дети часто и понятия не имеют. Так живут семейства, называющие себя православными, христианскими. Родителям не подобает увлекаться духом времени, а нужно жить по духу веры и Церкви, стараться стяжать дух благочестия самим и в таком же духе воспитывать детей своих.
       Всем нам необходимо помнить святые заповеди Божии, любить молитву домашнюю и церковную, в скорбях не унывать и прибегать в молитве за помощью к святым покровителям семьи - преподобным Кириллу и Марии Радонежским чудотворцам. Аминь».

       «Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом заступницы».

       Тропарь преподобным схимонаху Кириллу и схимонахине Марии, родителям преподобного Сергия Радонежского, глас 3:
       Блаженств Христовых причастницы, честнаго супружества и попечения о чадех добрый образе, праведнии Кирилле и Марие, плод благочестия, Сергия преподобнаго нам явившии, с нимже усердно молите Господа низпослати нам дух любве и смиренномудрия, да в мире и единомыслии прославим Троицу Единосущную.

       Кондак, глас 4:
       Днесь, вернии, сошедшеся, восхвалим двоицу блаженную, благовернаго Кирилла и Марию добронравную, тыя бо молятся вкупе со возлюбленным сыном своим, преподобным Сергием, ко Единому во Святей Троице Богу отечество наше в правоверии утвердити, домы миром оградити, юныя от напастей и соблазнов избавити, старость укрепити и спасти души наша.

       Величание
       Ублажаем вас, преподобнии Кирилле и Марие, и чтим святую память вашу наставницы монахов и собеседницы ангелов.

                Молитва преподобным Кириллу и Марии Радонежским
       О раби Божии, схимонаше Кирилле и схимонахине Марие!
       Внемлите смиренному молению нашему. Аще бо временное житие ваше скончали есте, но духом от нас не отступаете, присно по заповедем Господним шествовати нас научающе и крест свой терпеливо носити нам пособствующе.
       Се бо вкупе со преподобным и богоносным отцем нашим Сергием, вашим возлюбленным сыном, дерзновение ко Христу Богу и ко Пречистей Его Матери стяжали есте. Темже и ныне будите молитвенницы и ходатаи о нас, недостойных рабах Божиих (имена). Будите нам заступницы крепции, да верою живуще, заступлением вашим сохраняеми, невредими от бесов и от человек злых пребудем, славяще Святую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

       ПРЕПОДОБНИИ КИРИЛЛЕ И МАРИЕ РАДОНЕЖСКИЕ, МОЛИТЕ БОГА О НАС.




Источники:
https://foma.ru/prepodobnyie-kirill-i-mariya-
radonezhskie-svyatyie-roditeli-svyatogo.html
http://xn--b1agaahi6ace7a.xn--p1ai/propovedi
-radonezhskikh.html


Рецензии