Беспощадная охранная грамота

Со времён Пастернака, точнее со времён строчек Бориса Леонидовича, а может и до этого, даже скорее всего и до строчек:

О, знал бы я, что так бывает,
Когда пускался на дебют,
Что строчки с кровью – убивают,
Нахлынут горлом и убьют!

С тех времён бытует мнение, что поэзия – занятие жестокое, суровое и совершенно беспощадное, которое:

Не читки требует с актера,
А полной гибели всерьёз.

И, как аргумент, приводятся обычно примеры, трагические примеры, Пушкина, Лермонтова, Рылеева, Гумилёва, Есенина, Мандельшатама, Корнилова, Маяковского, Высоцкого. Франсуа Вийона у французов.

И это ставит поэтов в один ряд с мужественными бойцами, самою жизнь свою положившую на алтарь поэзии. И это, скажем прямо, тешит самолюбие виршеписцев. Это я, конечно, не о Пушкине, и, разумеется, не о перечисленных выше людях.

Ведь если разобраться, жизнь поэтов в подавляющем большинстве своём тиха и неприметна. Сидит человек за столом и пишет. Может даже и стола то нет, вместо столешницы – большая детская книга формата А4 "До Земли ещё далеко", о полёте звездолёта "Луч". Очень старая книга начала шестидесятых годов прошлого века. Начало космической эры. Помню, зачитывался в отрочестве.

Но я отвлёкся. Что ж в этом героического? То есть героического в этом ничего нет, что человек сидит и пишет. Вон, контора тоже пишет, как говаривал Остап Сулейман Мария Бендер. Пишет себе и в герои не лезет.

Я, конечно, в глубине души считаю, что поэзия – это подвиг. Даже потому, что занятие это совершенно неблагодарное, безденежное, а усилий требует огромных. Но я ж поэт бывалый, воробей стреляный, прошедший огонь и воду, и медные трубы.

Жил отважный капитан,
Он объездил много стран,
И не раз он бороздил океааан...

Но я отвлёкся. И при всём при том, при этом я же склонен думать, что поэзия, что стихи – это как раз охранная грамота для поэта. Старинный термин. Википедия даёт справку: "охранная грамота" – документ, означающий, что лицо, обладающее этим документом находится под охраной и покровительством власти.

Такие документы или отличительные знаки были в истории разных стран и правителей. У монголов под предводительством Темучина – ударение на "и" – и его потомков были в ходу пайцзы. Пайцза представляла собой табличку из дерева или металла с тем или иным изображением. Материал и рисунок означали полномочия владельца, являвшегося тем самым представителем самого Чингис-хана.

В истории так же известен фирман Мухаммеда. Фирман – письменный указ султана. Он был дан в седьмом веке целому христианскому монастырю, оказавшемуся на завоёванной мусульманами земле, и гарантировал его неприкосновенность и налоговые льготы.

Но эти примеры так далеки от Ярославля и в пространстве, и во времени. А Дюма, наверное, все читали. Если не читали, то по телевизору смотрели "Трёх мушкетёров" с молодым Боярским "Пока, пока, покачивая перьями на шляпах...". Ах, какая там Терехова – роковая красавица, леди Винтер, графиня Де Ля Фер, гениальная актриса.

Но я отвлёкся. Помните, возможно, там эта миледи  из рук кардинала Решелье такую загадочную бумагу получила и могла творить после этого, что ей вздумается. Это и была охранная грамота.

Кстати,  утверждение, что поэзия – это охранная грамота для поэта, я встретил так же у Пастернака. Вот парадоксы мысли.

Так поэзия беспощадна и требует от поэта гибели всерьёз или поэзия – это защита,  защита всесильная и могучая, защита великой силы?

В том то и дело, что и то, и другое.
Поэзия беспощадна, если ей изменить. Тогда да: пощады не жди, её не будет. Как изменить поэзии? – спросите вы.

Да очень просто! Изменить поэзии можно с политикой или с бутылкой алкоголя. Но что удивительно: как раз с любимой женщиной, с дамой сердца поэт может изменять поэзии сколько угодно, пока не надоест, и совершенно безопасно. Создаётся впечатление: поэзия это даже поощряет, признаюсь.

И вот примеры ранней трагической гибели выше указанных поэтов как раз и говорят от том, что поэты уходили от поэзии в политику, или лезли в бутылку хмельного. И это очень даже заметно, если внимательно присмотреться. Очевидно даже.

Вместе с тем, поэзия долго работала для тех же поэтов охранной грамотой. Если бы не она, эти  граждане, эти гениальные, талантливые люди погибли бы или были бы убиты гораздо раньше.

10 октября 2018


Рецензии
МОЩЬно, маЭстро* ПрЗНАТЬелен Вам*
Особенно за:
Так поэзия беспощадна и требует от поэта гибели всерьёз или поэзия – это защита, защита всесильная и могучая, защита великой силы?

Серж Фико   17.10.2018 22:29     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.