Как надо строить сюжет...

Сюжет-интригу Достоевский плетёт всего из десятка персонажей, но как неистощимо изобретательно! Какие бесчисленные головокружительные повороты сюжета! Добивается огромной напряжённости, захвата, а к финалу умудряется и ещё убыстрить, усилить вихрь перемен и действий. Всё время новые импульсы-удары по сюжету – не дать ему успокоиться. Нагромождает случайности в таком количестве, что и сам пишет: «сыпались как из рога изобилия». Общей виртуозной накрученности событий читатель порой и не выдерживает. Чуть прервёшься в чтении – уже что-то пропустил, забыл, не помнишь того прежнего, что вдруг упомянуто. Я читал по главе каждый день без перерывов и то порой не вспоминал: на что тут намёк, на какую прошлую сцену? При всех психологических вихрях, неожиданностях – у него всё-таки не достаёт в «Подростке» рельефа событий. Все эти психологические зигзаги не умещаются: читаешь дальше, а что-то прежнее забываешь. Слишком злоупотребляет он и примитивным приёмом неожиданных встреч. Александр Солженицын. // Искусство и гений (одарённость) заключается в том, чтобы найти всё в самом своём сюжете и ничего не искать вне своего сюжета. Франсуа Вольтер. // Как надо строить сюжет? У каждого писателя свой метод. Какой нахожу лучшим – поясню. В музее Амстердама есть картина, сюжет которой построен столь замечательно, что на нём можно учиться мастерству. Посередине полотна, на центральном плане, нарисован мужчина. Он только что вошёл в комнату и растерянно, с ужасом смотрит вправо. В правой стороне картины стоит молодая женщина и вся перегнулась, словно хочет броситься вперёд. Лицо её выражает отчаяние, из глаз готовы брызнуть слёзы, смотрит она в левую сторону картины на старуху. Эта старуха осторожно движется, почти крадётся ещё дальше, в самый угол комнаты. А в углу маленький белокурый мальчонка с улыбкой приставил к горлу раскрытую бритву. Ему весело, он играет. Одно неосторожное движение может лишить его жизни. Все замерли. Сумеет ли бабушка, не напугав, ласково отнять опасную «игрушку»? Постигаешь? Художник заставил тебя осмотреть всю картину, и не так, как бы тебе хотелось, а как он сам продиктовал. И всё время держит зрителя в неослабном напряжении. Вот так надо строить сюжет произведения. Достоевский умел это лучше всех. Ульян Углонов. // Талантливо составить, значит занимательно составить. Фёдор Достоевский. // Побочные сюжеты и эпизоды – самые сложные. Побочный сюжет – это несущественный или маловероятный тип сюжета. Аристотель.


Рецензии