В мире жертвенных и жертв

Вы замечали, что в современном обществе превалирующим значением слова  "жертва" становится нечто негативное, неоправданно тяжкое или совсем недопустимое. Жертва катастрофы, жертва моды, вечная жертва. Значение "ценность, приношение" отходит на второй план, и это имеет своё логическое объяснение.

Мы избегаем слова "жертва" в его непопулярном значении, потому что подсознательно чувствуем, что оно обличит наши нечистые, неверные и даже эгоистичные мотивы. Мы не хотим жертвовать, потому что не верим в силу жертвы, как не верим в силу воздаяния. А ведь Писание открыло нам великий пример жертвенности, ставшей началом новой духовной эры: Христос умер за человечество для искупления его грехов, воскрес и был прославлен на века. Жертва Иисуса Христа имела значение не только для конкретного момента или определённого временного отрезка, но для вечности. А это значит, что жертвенное сердце ради Христа сеет семя не для единовременного урожая, но для нескончаемой вереницы лет.

Жертвенность является одной из центральных тем христианства, но несмотря на это, к сожалению, ее обходят стороной. Ведь она требует личного проживания, активности, примера. Мой Папа в одном из своих интервью на вопрос, что для него является важнейшим аспектом в семье,  сказал: «Умение жертвовать. Мы живём в такое время, когда люди не хотят ничего давать, они хотят только получать. Именно поэтому многие семьи распадаются уже на втором году совместной жизни». Эти слова болью отзываются в моем сердце, потому что они правдивы. Конечно, нагляднее всего мораль потребителя  прослеживается в романтических отношениях. Казалось бы, материальные ценности - самая простая, если не сказать, примитивная форма проявления любви. Дарить то, что можно купить за деньги, очень просто. Но и это, к удивлению, становится редкостью. Ключевое: «И так сойдёт» играет в этом свою роковую роль. Нам очень свойственно пускать все на самотёк, облегчать себе задачу там, где она нуждается в полноценном решении. И это мы говорим только о материальных ценностях. Если мы не освоили этот примитивный уровень, откроется ли нам когда-либо духовная сторона вопроса? С равнодушием об этом могут говорить только те люди, которые не располагают вообще никаким языком любви. Потому что они и не знают, в чем эта Любовь проявляется и из чего она состоит. Великое, глубокое, сакральное слово "жертва" для них лишь набор букв. Я говорю это не с осуждением, а прискорбием.

Пойдём немого дальше и попробуем понять, как обстоят дела с теми, кому "на роду написано" быть жертвенными. Церковь. Я вижу потрясающие примеры верности и самоотдачи. Я вижу и слышу о множестве церквей, которые подобно первым христианским общинам самозабвенно продолжают дело Христа на этой земле. Но я также вижу тех, кто каким-то образом отравился готтентотской моралью и не замечает, как она парализует душу: если я получаю что-либо, то это благо, если получает сосед - это зло. Я знаю, насколько сильно оброс дискуссиями вопрос десятины в церкви. А ведь затруднение должно быть разрешено простым вопросом: неужели наши сердца настолько тесны, что не вмещают попечения о Доме Божьем? Друзья, как бы неприятно и откровенно это ни прозвучало, мы должны понимать: жадный беден всегда. Эта великая мудрость открылась Петрарке, а теперь должна открыться и нам.

С усилением влияния массовой культуры становится заметным  охлаждение энтузиазма в отношении жертвенности. Мы настолько разучились жертвовать ради других, что малейшее движение души воспринимается как невиданная благодетель. Мы хотим получать что-либо и называть получаемое благословениями, но проводниками этих благословений становиться не спешим... а ведь руки дающих не оскудевают, говорит Писание. Верим ли мы этому? И если верим, почему не применяем?

Можно много говорить о жертве и жертвенности, но этого будет недостаточно без библейского контекста. Слава Господу за Писание, которое не оставляет нас без вдохновляющих примеров жертвенности:

“Царь же и весь народ стали приносить жертвы пред лицем Господа. И принес царь Соломон в жертву двадцать две тысячи волов и сто двадцать тысяч овец: так освятили дом Божий царь и весь народ” (2-е Паралипоменон 7:4-5)

После принесения такой жертвы слава Господня наполнила храм. Она наполнила храм не потому, что жертва  была невероятно огромной (по некоторым подсчётам более 100 миллионов евро). А знаете, почему? Потому что царь Соломон не был привязан к тому, что у него было. Его сердце было по совершенно иному и было способно вместить не только Божий Дом, но и весь небесный свод.

Иисус Христос... “Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего...“ (Послание к Галатам 1:4)

Если царь Соломон принёс самое драгоценное, что у него было из мира материального, то Иисус принёс в жертву самое драгоценное из мира духовного - жизнь. Он отдал Себя за тех, кто этого не был достоин. Он не думал о том, кто и как впоследствии воспримет Его жертву - Он ее принёс. Так и мы, ученики Его, не должны лукаво мудрствовать и оправдывать своё бездействие любыми возможными причинами. Да будем совершенны, как совершенен наш Отец. В словах и на деле. В церкви и в мире. Пусть богатство неправедное служит ко спасению наших ближних, иначе зачем оно нам вообще?

Прочитав эту заметку, кто-то из вас вынесет из неё только критику материальной стороны вопроса, а мне бы хотелось, чтобы мы осознали следующее: страшна не скупая рука, а скупое сердце, в котором едва умещается сегодняшний день и совсем не умещается будущее идущих за нами поколений. Да хранит нас Господь от этого зла.

9.10.18 2:22


Рецензии