Репродуктивная медицина - реанимирование семьи

Семья – важнейшая из основ общественной структуры. Ведь именно в семье закладываются личностные первоначала: духовно-нравственные понятия.
Семья играет исключительную роль в жизни общества, т. к. является стабилизатором общественных отношений. Она опосредует решение проблем депопуляции, способствует укреплению нравственных устоев общества, является начальным звеном в цепочке социализации поколения и конечно аккумулирует в себе лучшие из основ человеческого благосостояния: любовь, терпимость и уважение. 
Во все времена семья являлась приоритетной ценностью и обуславливала идеологию приоритета семьи. Неполнота реализации семейного потенциала в наши дни прямо отражается в остроте проблем демографического кризиса, который сопровождается, депопуляцией, ростом смертности, падением рождаемости, снижением продолжительности жизни, ухудшением здоровья людей.
Всё реже синонимичным понятию семья становится понятие родительство, которое бесспорно является основным компонентом в смысловой нагрузке понятия семья. Такое положение вещей имеет место ввиду различных причин. Так, нередким в наши дни явлением становится ситуация, когда реализация основополагающих естественных прав человека затрудняется. В таком случае единственным возможным является медицинское вмешательство, которое позволяет восполнить ресурсную недостаточность в физиологическом или медико-социальном плане. 
Вспомогательные репродуктивные технологии на современном этапе становятся перспективным направлением медицины, а их видовое разнообразие лишает сомнений в достижимости конечной цели. Среди них можно назвать: экстракорпоральное оплодотворение, суррогатное материнство, искусственная инсеминация и многое другое.
Что касается суррогатного материнства, то нельзя говорить, что данный вид вспомогательных репродуктивных технологий является одним из наиболее популярных наряду с другими, а может быть даже напротив, так как сложности, связанные с его реализацией, коренятся в самой природе данного противоестественного явления.
Это вид вспомогательных репродуктивных технологий заключается в соединении сперматозоида и яйцеклетки, изъятой из организма генетической матери, или донорской яйцеклетки вне организма женщины, развитии образовавшегося в результате этого соединения эмбриона, дальнейшем переносе данного эмбриона в матку суррогатной матери, вынашивании и рождении ею ребенка.
Отходя от терминологических формулировок, хочется сказать, что суррогатное материнство очень противоречивое и сложное в разноплановом отношении явление. Оно заключает в себе множество нюансов.
В наши дни осведомлённость людей о вопросах суррогатного материнства различна и в большинстве своём информационный базис формируется посредствам уточнения подробностей в формате громких телевизионных откровений, журналистских расследований и реже конкретных жизненных ситуаций.
Несмотря на все сложности, вызванные противоестественностью подобного положения вещей, суррогатное материнство всё больше набирает обороты по шкале своей популярности как во всём мире, так и в отдельно взятых странах, в частности в Беларуси и России. Проводя временной статистический анализ можно заметить, что в конце XX века брачная бесплодность по всему миру составляла лишь 5%, тогда как в наши дни процент бесплодных пар близок к 20. Данная динамика не может похвастаться положительностью и заставляет задумываться о причинах безуспешности брачных пар в попытках реализовать себя как родителей.  Предшествующий аморальный образ жизни, сопровождающийся чрезмерным употреблением алкоголя; сексуальная распущенность, ведущая к расцвету венерических заболеваний, а также природно-физиологическое нарушение детородной функции или же роковая ошибка молодости, ставшая запоздалым распятием уже сформированного сознания. Всё это можно причислить к медико-социальным причинам нарушения репродуктивной функции организма. Именно поэтому суррогат теперь является привычным и единственным, хотя и естественно-извращённым способом испытать счастье материнства (отцовства).
Таким образом, бесплодие является главной и единственной причиной обращения к методам вспомогательных репродуктивных технологий. В настоящее время решению проблемы бесплодия отводится если не первостепенная, то ведущая роль в конкретной сфере медицинского обращения. Считается, что методы вспомогательных репродуктивных технологий являются способами лечения бесплодия. Однако такая позиция по моему субъективному представлению ошибочна. Исходя из сути содержания самого термина, лечение предполагает восстановление нарушенных функций организма с целью достижения естественного и нормального функционирования конкретного организма с использованием его физиологических ресурсов. То есть, методы вспомогательных и репродуктивных технологий не восстанавливают утраченной или отсутствующей способности к зачатию, оплодотворению, вынашиванию и рождению детей, а лишь являются средством искусственного возмещения естественных функций организма. Именно поэтому в данном случаем целесообразнее вести речь о коррекции бесплодия.
Существуют 2 основные формы, при помощи которых может быть осуществлено суррогатное материнство: традиционная и нетрадиционная.
Первый форма это традиционное или генетическое суррогатное материнство. Генетическое суррогатное материнство – это такой вид суррогатного материнства, при котором суррогатная мать имеет генетическую связь с ребёнком, получая от донора (предполагаемого отца) сперму, но не задействовав при этом генетического материала матери будущего ребёнка по договору. Иначе говоря, это вид суррогатного материнства, в котором женщина, привлеченная в качестве суррогатной матери, инсеминируется спермой супруга заказчицы. Данный вид суррогатного материнства технически прост и наиболее широко распространён. В то время как гестационное или нетрадиционное суррогатное материнство, которое является второй формой суррогатного материнства, сравнительно новое по технике осуществления. Оно опосредует факт наступления беременности суррогатной матери помещением в её матку уже оплодотворённого эмбриона. Данная процедура становится возможной посредствам экстракорпорального оплодотворения, которое и является главным условием фиксации факта беременности суррогатной мамы.  Таким образом, главное отличие нетрадиционного суррогатного материнства от традиционного состоит в отсутствии генетической связи ребёнка с суррогатной матерью. Вместе с тем, ещё одним отличием данного вида суррогатного материнства от традиционного состоит в стоимостной разнице, которая является довольно внушительной сравнительно с традиционным видом суррогатного материнства, т. к. помимо расходов, связанных с реализацией факта суррогатного материнства ещё включает и расходы, связанные с процедурой ЭКО, являющейся главным условием реализации данного вида суррогатного материнства.
Что касается проблемных аспектов суррогатного материнства, то хочется отметить, что их невероятное множество.  Наверное главной проблемой суррогатного материнства наряду с другими является проблема реализации завершающей стадии всего процесса: передачи ребёнка суррогатной матерью генетической после его рождения.  Данная проблема обусловлена психофизическими особенностями человека, в частности женщины. На уровне сознательного восприятия своей роли в данном процессе у женщины (суррогатной матери) на первоначальных его стадиях не возникает сложностей в эмоциональном плане, так как данный шаг обусловлен наличием веских, на первый взгляд, оснований. Самым типичным из таких оснований является затруднительное финансовое положение, которое позволяет материальной нужде зачастую преобладать над нравственным содержанием данного поступка. Однако на конечных стадиях суррогатная мать в силу психофизических особенностей может реанимировать содержательный компонент своей личности посредствам тесной связи с ребёнком, установившейся в процессе вынашивания. Так, для родившей женщины разлука с ребёнком во исполнение условий договора суррогатного материнства может явиться настоящей психологической травмой. Это и является главным проблемным аспектом суррогатного материнства. В российской Федерации же существует презумпция материнства суррогатной матери, которая закрепляет приоритет биологический матери в правах на ребёнка после рождения, таким образом учитывая психологические особенности женщины.
Наряду с ним также хочется выделить ещё один не менее значимый аспект, который характеризует суррогатное материнство как резонансное общественное явление. Это морально-этический аспект.  Так, рассмотрение суррогатного материнства с морально-этической точки зрения предполагает наличие двух подходов. Сторонники одного подхода характеризуют данное явление как единственный способ реализации права на материнство (отцовство) теми брачными парами, которые отчаялись в попытках стать родителями естественным путём. Чаще всего данная точка зрения существует в разрезе медицинского подхода к вопросу суррогатного материнства. Сторонники же другого подхода считают суррогатное материнство уже популярным способом заработка, а детей, рождённых подобным путём, просто товаром. Данная точка зрения весьма критична, хотя по сути называет вещи своими именами. Таким образом, приведённые подходы в одинаковой степени имеют право на своё существование, так как разность человеческих представлений и взглядов на жизнь непреодолима. В силу этого противоречивость положения позитивных и негативных сторон данного явления будет иметь место всегда.
Ещё одной проблемой, связанной с суррогатным материнством является проблема информированности ребёнка о действительных фактах его рождения и людях, непосредственно связанных с этим, а также их ролях. Согласно ст. 23 Закона Республики Беларусь «О вспомогательных и репродуктивных технологиях» суррогатная мать обязана хранить в тайне сведения о заключении договора суррогатного материнства и о лицах, заключивших такой договор [5, ст.23]. Таким образом, данные сведения должны быть не доступны, в частности ребёнку, т. к. могут явиться причиной развития психических отклонений на фоне нервного стресса, обусловленного раскрытием для него данных фактов. В Российской Федерации также имеется законодательное установление относительно информационного запрета подобного рода. Однако необходимо понимать круг субъектов, в отношении которых такой запрет будет целесообразен. Одним из пробелов законодательства РФ в привязке к тайне рождения детей суррогатными матерями является неурегулированность вопроса выдачи послеродового листка недееспособности биологической матери.
Экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО) также является одним из популярных видов вспомогательных репродуктивных технологий, который наряду с суррогатным материнством не умаляет своей практической значимости.
ЭКО – это вид вспомогательных репродуктивных технологий, заключающийся в соединении сперматозоида и яйцеклетки вне организма женщины, развитии образовавшегося в результате этого соединения эмбриона и дальнейшем переносе данного эмбриона в матку.
Особенности проведения такой процедуры в исследовательском разрезе свидетельствуют о том, что беременность, наступившая наступившая в результате применения данного метода в большинстве своём заканчивается естественным прерыванием, а шансы вынашивания ребёнка в таком случае не слишком высоки. У женщин после применения ЭКО наблюдаются тяжелые нарушения психологического статуса. В ряде случаев такие нарушения могут иметь место и при положительном исходе применения ЭКО. И такие кратковременные психоневрологические изменения в организме женщины как правила могут вызывать патологические изменения плода на стадии его созревания.
Кроме того стоит отметить, что дети, рождённые с помощью вспомогательных репродуктивных технологий, входят в группу повышенного перинатального риска и затраты на послеродовую терапию таких детей зачастую очень внушительны. У значительной части детей (около половины), рождённых в результате вспомогательных и репродуктивных технологий, в частности при помощи ЭКО, наблюдаются врождённые пороки развития. Однако такая статистика не может похвастаться устойчивостью, так как изучение данной проблемы в литературе представлено единичными случаями. Соответственно прогноз развития таких детей в дальнейшем не представляется возможным.
Безусловно, благодаря репродуктивной медицине многие женщины способны забеременеть без партнера и испытать счастье материнства без привязки к общепринятым стереотипам: замужеству и браку.  Для этих целей используется донорский биологический материал.
Однако, не смотря на множество плюсов применения данной процедуры, существует ряд угроз, сопровождающих её применение без привязки к настоящему результату.В Законе «О вспомогательных репродуктивных технологиях» закреплена возможность донорства половых клеток, в частности анонимное донорство. Такой подход формирует предпосылки для искажения генетической индивидуальности посредствам возможности близкородственных браков. Такая вероятность обусловлена тем, что анонимное донорство исключает информационную наполненность относительно дальнейшего использования донорского материала, а также результатов по итогам такого использования. Иными словами донорам не представляется возможным выяснить личность ребёнка, зачатого с использованием его половых клеток. Обратная ситуация также имеет место. Когда дети, рождённые реципиентами донорского генетического материала, не знают об этом.
Обобщённое представление об анонимном донорстве отсылает нас к понятию врачебной тайны, которая в данном случае является ничем иным как рычагом к нивелированию истинного материнства и отцовства. Так, в недалёком будущем представляется возможной ситуация, при которой неполнородные братья и сестры смогут заключить брак. Именно в таком браке высока вероятность рождения детей с пороками развития, уродствами и генными аномалиями. При этом мутация половых клеток является «сопроводительным листом не одного десятка поколений». И в таком случае мы сталкиваемся с целым комплексом проблем демографического характера, среди которых кризис идентичности поколений или полное вырождение белорусской национальности.
Данная проблема в своём концептуальном развитии достаточна широка, однако её преодоление на законодательном уровне пока слабо урегулировано. Преодоление данных демографических угроз, на мой взгляд, видится возможным под призмой расширения круга донорского материала, в частности международное донорство. Однако сущностная угроза не иссякает при таком раскладе, а лишь «отдаёт себя на суд времени».
Что касается стоимости услуг в сфере репродуктивной медицины, то она достаточно различна и её установка находится в прямой зависимости от множество нюансов, опосредующих возможности применения данных методов. Для одиноких женщин в сою очередь стоимость искусственного оплодотворения зависит от ряда факторов. Среди них: способ оплодотворения, количество попыток, вид донорского материала, его количество, использование препаратов на этапе подготовки к оплодотворению и т.д.  Всё это представляет некоторые сложности при обращении к такому способу реализации волевой направленности.
В целом можно говорить о положительной тенденции в сфере развития применения ВРТ. Многообразие методов применения репродуктивной медицины на сегодняшний день достаточно широко, а возможности пользования услугами специализированных учреждений не ограничены, разумеется кроме законодательно установленных ограничений, которые в данной части строго регулирует перечень противопоказаний к осуществлению такой процедуры. Остаётся лишь стоимостный вопрос. Не всегда семьи, лишённые возможности завести детей естественным путём или же одинокие женщины способны прибегнуть к методам вспомогательной репродукции в силу финансового положения. И наверно это является одним из основных проблемных аспектов в сфере применения ВРТ, а именно ЭКО. Ведь этическая сторона вопроса часто не допускает обращения к посторонним финансовым ресурсам в силу гласности такого обращения. А диссонансная позиция в отношении таких вопросов всегда имеет место. 
Подытоживая вышесказанное, хочется отметить безусловную значимость семейного благосостояния в тандеме с реализацией репродуктивных прав граждан, где суррогатное материнство и ЭКО стоит  рассматривать исключительно исходя из существующих общественных потребностей, которые в современном мире всё больше актуализируются.


Рецензии